Аудит расчетов по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование теоретических аспектов методологии аудита расчетов по оплате труда.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить нормативно-правовое регулирование аудита операций по оплате труда;
- определить цели, задачи и источники информации для проведения аудита оплаты труда;
- рассмотреть методику аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
- изучить типичные ошибки, обнаруженные в ходе аудита расчетов по оплате труда.

Оглавление

1


2













3
Введение
Теоретические основы проведения аудита расчетов по оплате труда
1.1 Нормативно-правовое регулирование аудита оплаты труда
1.2 Цели и задачи аудита по оплате труда
Методика аудита расчетов с персоналом по оплате труда
2.1 Программа аудита
2.2 Подготовка рабочей документации аудита
2.3 Этапы работы при проведении аудита оплаты труда
2.3.1 Ознакомительный этап
2.3.2 Основной этап
2.3.3 Заключительный этап
2.4 Аудит начислений и удержаний из заработной платы
2.4.1 Аудит прочих обязательных удержаний
2.4.2 Аудиторская проверка удержаний по инициативе организации
2.5 Оценка организации синтетического и аналитического учета расчетов с персоналом
2.6 Типичные ошибки
Практическая часть
Выводы и рекомендации
Библиографический список

Файлы: 1 файл

КР аудит.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

       Трудовой  кодекс призван устанавливать уровень  условий труда и всемерную  охрану трудовых прав работников. Сразу  отметим, что нарушение любой статьи Трудовой Кодекс является серьезным противозаконным действием и карается в административном и уголовном порядке, поэтому выполнение установленных в его статьях правил является обязательным для всех руководителей и работников в РФ независимо от форм собственности и вида деятельности [4].          

       В дополнение и расширение к ТК РФ существует целый перечень документов, касающихся организации и оплаты труда. По характеру их можно разделить на правовые (к ним и относится Трудовой Кодекс) и экономические - о них речь будет идти на протяжении всей  работы.

       К числу правовых можно отнести  те статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, которые также касаются труда. Вообще Гражданский кодекс характеризует все виды возникающих отношений между гражданами, гражданами и обществом, обществом и предприятиями. Трудовые отношения, как таковые, он не затрагивает. Но некоторые статьи главы ГК напрямую касаются отношений по договорам гражданско-правового характера как в юридической, так и в экономической части (есть статьи Гражданского кодекса, которые так и называются - “оплата работ” или “цена работ” (ст. 735, 746,  781 и т.д.). В них производится законодательное определение этих понятий, что позволяет затем использовать их при оформлении договоров подряда [4].

       В качестве аудиторских доказательств  при организации учета труда и его оплаты используются  следующие законодательные и нормативные документы:

    план  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной

деятельности  организаций и Инструкция по его  применению (ред. от 08.11.2010). Утвержден  Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н [10];

    положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской

отчетности  в организации (ред. от 08.11.2010). Утвержден  приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н [11];

       налоговый кодекс (часть вторая гл.  23, 24, статья 255 главы 25) [3];

       постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (ред. от 11.11.2009) «Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» [9];

  • федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19.05.1995 г. №81-ФЗ (ред. от 24.07.2009) [7];  

       нормативно-правовые документы, регулирующие расчеты организации с  работниками:

  • трудовой кодекс РФ, введенный в действие Федеральным законом от 30.12.01 г. № 197-ФЗ [4];
  • постановление Правительства РФ от 08.02.02 г. № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией»;
  • постановление Госкомстата России от 01.08.01 г. № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»;
  • постановление Госкомстата России от 05.01.04 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» и др.;
  • локальные нормативные документы организации, регулирующие трудовые отношения между работодателем и работниками, порядок организации бухгалтерского учета расчетных операций: коллективный договор, положение об оплате труда, положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка, учетная политика;
  • учетные документы, отражающие факт совершения хозяйственной операции: авансовый отчет (форма № АО-1), приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (форма № Т-1), личная карточка работника (форма № Т-2), штатное расписание (форма № T-3), табель учета рабочего времени (форма № Т-13), лицевой счет (форма № Т-54), расчетная ведомость (форма № Т-51), расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49), платежная ведомость (форма № Т-53), приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма № Т-9), командировочное удостоверение (форма № Т-10), служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма № Т-10а) и др.;
  • учетные регистры аналитического и синтетического учета, отражающие бухгалтерские записи по расчетным операциям: карточки, ведомости по счетам, журналы-ордера, анализы счетов, обороты по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», № 68 «Расчеты по налогам и сборам», № 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», № 84 «Нераспределенная прибыль» (субсчет «Фонд потребления»), 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по депонированным суммам»), 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»), журналы-ордера № 8 и № 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (ф. № 1) и др.;
  • бухгалтерская отчетность, подтверждающая суммы сальдо по счетам расчетов: форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
  • прочие документы, отражающие законность совершения расчетов: письма, приказы (распоряжения) руководителя, соглашения, трудовые договоры, договоры возмездного оказания услуг, подряда и пр.
 

       1.2 Цели и задачи аудита расчетов по оплате труда

       Аудит представляет собой осуществляемую на основе договора проверку состояния  бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, соответствия финансово - хозяйственных  операций законодательству, достоверности  отчетности, а также консультационные, экспертные и другие услуги, оказываемые аудиторами предприятиям и организациям.

       Согласно  Федеральному закону №307-ФЗ от 28.12.2010г. «Об аудиторской деятельности»  целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения [6].

       Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности [11, с. 205].  

       Объектами аудита учета труда и заработной платы являются первичная информация, в качестве которых в основном  используются унифицированные формы первичной документации, а также регистры бухгалтерского учета  и отчетность [12, с.131]. 

       Основные  задачи аудита:

  • оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;

       оценка  состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;

       оценка  полноты отражения совершенных  операций в бухгалтерском учете;

       проверка  соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами  по оплате труда;

       проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.

       Прежде  всего целесообразно проконтролировать, как осуществляется на предприятии  соблюдение трудового законодательства. В этой связи аудитор может проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, учет рабочего времени сотрудников, построение системы оплаты труда и др.

       Правильность  оформления работников (прием на работу и увольнение) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Из применяемых систем оплаты труда в основном используются сдельная и повременная системы, что должно быть отмечено в соответствующих документах работников предприятия. При повышенной оплате труда необходимо проверить правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной - правильность применения норм и расценок [18, с.90].

       Таким образом, для выполнения задач аудита расчетов по оплате труда необходимы такие источники информации как  документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность.  
 
 
 

    2 МЕТОДИКА АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 

       2.1 Программа аудита

       Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Целью планирования является организация эффективной и экономически оправданной проверки. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.

       Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных  работ должна руководствоваться  правилами (стандартами) аудиторской  деятельности: «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Планирование аудита». Предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита (табл. 2.1 c. 16), а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды  и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации (табл. 2.2 Приложение А).

       В соответствии с правилом (стандартом) «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита», должна начинаться с предварительного планирования. Письму-обязательству о согласии на проведение аудита должно предшествовать официальное предложение организации с просьбой об оказании ей аудиторских услуг. После этого обычно аудитор проводит предварительное планирование и знакомство с организацией клиента. Правильнее сказать, на данной стадии происходит обоюдное знакомство потенциальных партнеров: аудиторской организации и потенциального клиента, обмен информацией, которая позволила бы каждой из сторон (в первую очередь аудиторской организации) принять решение о принципиальной  возможности  и целесообразности  дальнейшего сотрудничества [19, c. 98].

       По  завершении стадии предварительного планирования аудитор должен принять решения:

  1. о принципиальной возможности аудита бухгалтерской отчетности  организации;
  2. о принципиальной возможности сотрудничества с организацией;
  3. о наличии в аудиторской организации необходимых ресурсов для качественного аудита бухгалтерской отчетности клиента.

       Основные  процедуры предварительного ознакомления аудитора с клиентом:

  • определение цели проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;
  • определение отраслевых особенностей и специфики деятельности организации, его организационно-управленческого устройства;
  • знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудиторов, материалами налоговых проверок;
  • экспресс-анализ отчетности, предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля клиента;
  • оценка собственной способности аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей её законодательного регулирования и т.д.

       В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

       реальные  трудозатраты;

  • уровень существенности;
  • проведенные оценки рисков аудита.
 
 

       Таблица 2.1 - Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации

Планируемые виды работ Период  проведения Исполнитель
1. Аудит  оформления первичных документов    
2. Аудит  системы начислений заработной  платы    
3. Аудит  обоснованности льгот и удержаний из заработной платы    
4. Аудит  тождественности показателей бухгалтерской  отчетности и регистров бухгалтерского  учета    
5. Аудит  расчетов по начислению платежей  во внебюджетные фонды    

Информация о работе Аудит расчетов по оплате труда