Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:36, курсовая работа
Целью данной работы является изучение порядка аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда и применение полученных знаний при проверке конкретной организации ООО "УК РЭУ№5".
В соответствии с целью данной работы можно сформулировать и ее задачи, а именно:
определить цели и задачи аудиторской проверки;
определить нормативную базу, используемую при проверке;
изучить особенности бухгалтерского учета расчетов по оплате труда;
разработать план и программу аудиторской проверки;
ВВЕДЕНИЕ .………………………………………………………………...………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА .……..5
1.1 Цели, задачи и объекты аудита…………………………………………...….5
1.2 Нормативные документы, используемые при аудиторской проверке……6
1.3.1 Законодательство в трудовой сфере…………………………………..7
1.3.2 Договоры найма………………………………………………………..9
1.3.3 Организация оплаты труда……………………………………………10
1.3.4 Доплаты и надбавки к заработной плате ……………………………12
1.3.5 Удержания и вычеты из заработной платы………………………….15
2 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА ООО «УК РЭУ № 5………………………………………...17
2.1 Планирование аудита…………………………………………..…………...17
2.2 Экономическая характеристика ООО «УК РЭУ № 5……………………19
2.3 Информационная база аудита расчетов по оплате труда…………………24
2.3.1 Положение об оплате труда и премирования работников..………...25
2.3.2 Регистры синтетического и аналитического учета.…………………26
2.4 Аудиторские процедуры расчетов с персоналом по оплате труда……….26
2.4.1 Проверка начисления заработной платы……………………………..26
2.4.2 Проверка удержаний из заработной платы…………………………..33
3 МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В ООО «УК РЭУ №5» И ЕЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ………………………………………………………38
3.1 Источники и методы сбора аудиторских доказательств……………….38
3.2 Проведение процедур по существу и их документирование………….41
3.3 Сообщение информации руководству аудируемого лица по результатам проверки расчетов с персоналом по оплате труда в ООО «УК РЭУ№5»……44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…………………………………..…………42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…...….44
ПРИЛОЖЕНИЕ
Для проверки правильности исчисления отпускных аудитор в ходе проверки произвел расчет отпускных для Смирнова Н.В. Согласно записки-расчёту работнику предоставляется отпуск с 14 февраля по 15 марта 2011 г. и составил 28 календарных дней. При расчёте используются данные о начисленной заработной плате работника за 3 месяца, предшествующие месяцу предоставления отпуска. В данном случае расчетный период включает ноябрь, декабрь и январь. Согласно расчетным листкам заработная плата за 3 данных месяца составила 11 035,18 рублей.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.04.2009 г. № 213 средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней). [15]
Таким образом, количество календарных дней в расчетном периоде 88,8 (29,6 дней*3 месяца). Следовательно, среднедневной заработок Смирнова Н.В. составил 124,27 рублей. Так как отпуск работника выпал на 2 месяца, то размер начисленных отпускных будет распределяться между февралем и мартом пропорционально дням отдыха, приходящихся на эти месяцы. То есть согласно Табелю о явке сотрудников на работу (Приложение №8,9) на февраль и на март пришлось по 14 дней отпуска. Таким образом, в феврале и в марте в учетных регистрах должны быть отражены равные суммы в размере 1 739,78 рублей (=124,27 рублей*14 дней).
По учетным данным, представленным в расчетной ведомости за февраль и март, в феврале было начислено 1 501, 08 рублей, то есть за 12 дней отпуска, в марте - 1 978,48 рублей, то есть за 16 дней отпуска.
Можно отметить несоответствие учетных данных и расчетов аудитора.
Процедура контроля начисления пособий по временной нетрудоспособности включает проверку правильности:
расчета среднедневного заработка;
размера пособия в зависимости от стажа работы;
ограничения максимального размера пособия;
суммы начисленного пособия. [16]
Расчет пособия проводится в организации ООО "УК РЭУ№5" с помощью расчетных листков. Аудитору необходимо удостовериться в обоснованности расчета пособия. Оправдательным документом является листок нетрудоспособности, который должен быть представлен в бухгалтерию. Работник Колычев Н.Н. в период с 14.02 по 18.02 был на больничном, о чем свидетельствует больничный лист, предоставленный в бухгалтерию. На основании больничного листа бухгалтер производит расчёт средней заработной платы . [16]
Порядок исчисления средней заработной платы определен Постановлением Правительства РФ от 11.04.2010 г. № 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 24 месяца, предшествующих моменту выплаты. [15]
Таким образом, фактически начисленная заработная плата за 12 месяцев составила 34 907,04 рублей. За 24 месяца согласно табелю явки сотрудников на работу было отработано 386 дня. Среднедневной заработок составляет 108,87 рублей. Число дней больничного - 5. Таким образом, пособие составляет 904,35 рубля (5*180,87).
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год" пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному в следующем порядке:
за первые два дня нетрудоспособности - за счет средств работодателя;
с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств Фонда. [17]
Таким образом, за счёт фонда работник Колычев Н.Н. за счёт средств работодателя должен получить 361,74 руб. (180,87*2), а за счёт Фонда - 542,61 руб. (180,78*3).
Начисленное пособие по нетрудоспособности отражено в расчётной ведомости за февраль. Сумма рассчитанного аудитором и бухгалтером организации пособия совпадает.
Согласно ФЗ № 202-ФЗ ограничение суммы пособий с 1 января 2011 г. установлено в размере 12 480 рублей, если в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности работник проработал фактически три месяца (90 календарных дней) или больше. [17]
2.4.2 Проверка удержаний из заработной платы
Проверив правильность и обоснованность начисления заработной платы, аудитор проверяет удержания из оплаты труда. Как правило, проверка производится выборочно на основе тех же лицевых счетов, по которым проверялось начисление оплаты труда.
Необходимо установить документальную обоснованность удержаний из заработной платы работников, законность и их санкционирование. Удержания могут производиться:
по исполнительным документам (алименты, штрафы, возмещение материального ущерба);
по поручениям-обязательствам за товары, купленные в кредит; по заявлению работника (перечисление квартплаты, за содержание ребенка в дошкольном учреждении, плата за обучение, профсоюзные взносы и т.п.);
удержание выданных авансов по платежным ведомостям.
Общая сумма удержаний не должна превышать 50% месячного заработка. [18]
Согласно НКРФ налоговой базой для исчисления НДФЛ является совокупный доход физического лица. Поэтому аудитору необходимо проверить правильность определения совокупного дохода физических лиц.
При проверке совокупного дохода устанавливается полнота включения в совокупный доход физических лиц выплат социального характера, произведенных за счет собственных средств организации (оплата питания, приобретение проездных билетов, обучение в высших учебных заведениях, выдача заемных средств на льготных условиях, вручение подарков к праздникам и юбилейным датам, оплата сверх норм командировочных расходов и расходов, не подтвержденных документами и т.п.). [3]
Согласно НКРФ физические лица могут иметь различного рода льготы: социальные, стандартные, имущественные, профессиональные вычеты.
Для установления законности предоставления льгот необходимо убедиться в наличии и правильности оформления документов, подтверждающих льготы:
заверенные копии документов, подтверждающие право на вычеты из совокупного дохода на работника, его детей и иждивенцев;
документы, подтверждающие расходы по строительству (приобретению) дома, дачи, садового домика, квартиры (комнаты в коммунальной квартире). [3]
Наиболее распространенны стандартные вычеты (согласно ст.218 НКРФ):
налоговый вычет в размере 400 рублей на самого работника;
налоговый вычет в размере 1000 рублей на каждого ребенка, не достигшего 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. [3]
Стандартный вычет на работника полагается до того месяца, в котором сумма доходов физического лица, рассчитанная нарастающим итогом с начала года не превысит 40 000 руб.
Стандартный вычет на ребёнка полагается до того месяца, в котором сумма доходов физического лица, рассчитанная нарастающим итогом с начала года не превысит 280 000 руб. [19]
Таким образом, для расчёта НДФЛ используется расчётный листок. Представленые расчётные листки работника Болотова Д.Н. за 1 квартал 2011г. Согласно данным за март было начислено 5 958,23 руб. Данная сумма является совокупным доходом работника за март и включает в себя согласно расчетному листку:
оклад согласно тарифной сетке 936 руб.
доплата в размере 3 706,57 руб.
доплата с учетом районного коэффициента 777,16 руб.
НДФЛ в размере 13% составляет 645 руб., то есть (9 484,21 - 1 400) * 0,13. Согласно, лицевому счету работник имеет льготу на ребенка и на себя, то есть в совокупности 1400 руб.
В феврале Болотову Д.Н. было начислено 10 787,00 руб. НДФЛ составил 1 272,00 руб., то есть (10 787 - 1400) *0,13.
В марте совокупный доход составил 9 484,21 руб. НДФЛ составил 1 155,00 руб., то есть (9 484,21 - 1400) *0,13.
Таким образом, проверка удержаний из заработной платы данного работника подтвердила правильность расчета сумм и их обоснованность. За исключением того момента, что начисленная в марте премия в размере 6 223,48 руб. является не обоснованной, поскольку в оправдательных документах приказ руководителя не был обнаружен аудитором.
Объектом для начисления страховых взносов в эти фонды являются все виды выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, за исключением выплат, например, государственные пособия, оплата стоимости питания, компенсация за неиспользованный отпуск, суммы единовременной материальной помощи и т.д. [3]
В ООО "УК РЭУ№5" налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года не превышает 280 000 руб., следовательно применяется ставка налога равная 34%, из которых уплачивается в федеральный бюджет 26%, Фонд социального страхования 3,1%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 2,9%, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования 2%.
При проверке правильности начисления платежей в государственные внебюджетные фонды социального страхования следует установить тождественность отчетных и учетных данных путем сверки следующих документов [12]:
Проверка основана на использовании машинограмм оборотов по субсчетам счета 69. Расчёт ведётся в документе Расчёт авансовых платежей по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам.
Результаты сверки можно оформить в таблице:
Показатель | Показатели учётных регистров | |||
Баланс | Расчёт авансовых платежей | Сальдо сч.69 | Расчетная ведомость | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Начислено за 1 квартал 2011 г. | 119 876 | 119 235 | 119 876 | 119 240 |
Таким образом, сверка учётных регистров выявила расхождения на 641 рубль.
Налогоплательщик определяет налоговую базу по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Данные о начисленном приводятся в расчетном. Болотову Д.Н. в январе был начислен в размере 1 550 руб. (5 958,23*0,34). В феврале 2 804 руб. (10 787,00*0,34). В марте 2 095 руб. (9 484,21 - 406,84 - 1017,10) *0,34. В данном случае не подлежат включению в состав налогооблагаемой базы пособия по временной нетрудоспособности.
Следовательно, при проверке удержаний по конкретному работнику Болотову Д.Н. не было обнаружено ошибок.
Результаты проверки расчёта удержаний у всех работников целесообразно оформить в виде таблицы:
п/п | Ф. И.О. | Таб. № | Удержания по данным аудитора | ||||
Налогооблагаемая база по страховым взносам | Страховые взносы | Налогооблагаемая база по НДФЛ | НДФЛ | ||||
1 | Болотов Д.Н. | 000029 | 5861,54 | 1550 | 4961,54 | 645 | |
2 | Давыдов В.Н. | 000004 | 2292,31 | 596 | 1884,62 | 245 | |
3 | Жаворонков А.А. | 000006 | 3692,31 | 960 | 2692,31 | 350 | |
4 | Жданов А. А | 000007 | 4566,23 | 1188 | 3569,23 | 464 | |
5 | Зайцев К.И. | 000008 | 2615,38 | 680 | 1015,38 | 132 |