Аудит операций с основными средствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть цели, направления и задачи аудиторской проверки;
-охарактеризовать основную направленность деятельности ЗАО «Строительная компания ВНСС»;
- рассмотреть основные показатели деятельности;
- ознакомится с учетной политикой ЗАО;
- провести аудит и анализ основных средств предприятия.
Объект исследования – ЗАО «Строительная компания ВНСС».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Организация и методика аудита операций с основными средствами………6
Цели, направления и задачи аудиторской проверки……………………………...6
Общие положения: понятие, задачи, классификация и оценка основных
средств ………………………………………………………………………………8
Методика аудита операций с основными средствами.…………………………..15
Сущность и основные положения методики проверки операций с
основными средствами…………………………………………………………….17
Законодательно – нормативная база по учету операций с
основными средствами…………………………………………………21
Источники информации для аудита операций с
основными средствами…………………………………………………23
Классификация нарушений, выявленных в ходе
аудиторской проверки операций с основными средствами………….24
Глава 2. Аудиторская проверка операций с основными средствами
ЗАО «Строительная компания ВНСС»………………………………………………..26
2.1 Планирование аудиторской проверки…………………………………………….26
2.1.1. Краткая характеристика ЗАО «Строительная компания ВНСС»……...26
2.1.2. Организация учета основных средств в ЗАО «СК ВНСС»……………..29
2.1.3. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего
контроля операций с основными средствами…………………………..33
2.1.4. Составление плана и программы аудита…………………………….......35
2.2. Уровень существенности и оценка аудиторского риска………………..……….37
2.3. Детальная проверка правильности отражения в бухгалтерском учете
оборотов и сальдо по счету «Основные средства»……………………………....37
2.4. Оформление результатов проведенного аудита ……………………………...…47
Заключение……………………………………………………………………………...51
Список литературы………………………………………………………………….….54

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!аудит.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

     При аудите оценки основных средств аудитору необходимо особое внимание обратить на:

     - наличие на предприятии комиссии  по приемке объектов основных  средств и оформлению соответствующих  результатов;

     - наличие договоров на поступление  объектов основных средств с  указанием стоимости объекта;

     - наличие протоколов договорной  цены, как неотъемлемой части  соответствующих договоров, позволяющих  передавать право собственности  на объект основных средств;

     - соответствие первоначальной стоимости  объектов основных средств в  актах приемки-передачи основных средств стоимости, указанной в соответствующих договорах;

     - правильность и целесообразность  произведенной переоценки основных  средств;

     - правильность отражения первоначальной  стоимости после достройки и  дооборудования объектов, модернизации  и реконструкции или частичной ликвидации объектов.

     Особое  внимание в ходе проверки аудитору следует обратить на наличие раздельного  учета затрат, формирующих инвентарную  стоимость основных средств и  увеличивающих таковую в случае осуществления капитального ремонта.

     3. Аудит учета операций по движению объектов основных средств

     Учет  движения основных средств на предприятии  должен оформляться документами  унифицированных форм. Порядок оформления этих документов подробно изложен в  Положении по бухгалтерскому учету  основных средств (ПБУ1/2001).

     В ходе аудиторской проверки особое внимание необходимо обратить на источники поступления  инвентарных объектов основных средств. В зависимости от источника поступления  в бухгалтерском учете предприятия  должен быть тот или иной набор  первичных бухгалтерских документов, подтверждающих законность поступления основных средств. Например, при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения основных средств, по которой их относят в счет взноса в уставный капитал. Одновременно должна быть передана вся техническая документация на эти объекты основных средств. При приобретении основных средств у физического лица должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения. При приобретении объектов основных средств в комплекте (например, набор офисной мебели или вычислительная техника) в инвентарной карточке учета основных средств должна быть обязательно приведена расшифровка предметов, входящих в комплект. При приобретении объектов основных средств за иностранную валюту аудитор должен пересчитать первоначальную стоимость объекта по соответствующему курсу в рублях на момент перехода права собственности.

     Особое  внимание при аудите поступления  объектов основных средств аудитор  вынужден уделять объектам, принятым в эксплуатацию на условиях текущей  и долгосрочной аренды.

     При выбытии объектов основных средств  аудитор должен тщательно проанализировать формы выбытия, так как в зависимости от этого приемы и методы аудиторской проверки строго дифференцируются. Например, при продаже объектов основных средств должна быть установлена рыночная стоимость, которая (как правило) не должна быть ниже балансовой стоимости. В случае реализации основных средств ниже рыночной стоимости соответственно увеличивается налогооблагаемая прибыль.

     При безвозмездной передаче объекты  основных средств подлежат обложению  НДС за исключением безвозмездной  передачи основных средств для непроизводственной сферы. Плательщиком НДС является передающая сторона.

     Для определения непригодности объектов основных средств или невозможности  и неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия. Аудитор проверяет наличие такого приказа, состав комиссии и порядок списания пришедших в негодность основных средств и их соответствие требованиям утвержденных нормативных документов.

     Если  в ходе аудиторской проверки выяснилось, что на предприятии произошло  списание объектов основных средств  в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим  перевооружением действующих предприятий, цехов и других объектов, то бухгалтерия должна предоставить аудитору перечень списанного оборудования, указанного в Плане расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятия.

     Особое  внимание аудитор должен уделить  правильности списания и Оприходование  в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы» деталей, узлов и агрегатов разобранного и демонтированного оборудования, годных для ремонта других машин, а также других материалов, полученных от ликвидации объектов основных средств. При этом следует помнить, что детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, подлежат учету и сдаче в государственный фонд.

     4. Аудит учета арендованных основных  средств

     В ходе аудиторской проверки арендованного  имущества аудитору необходимо обратить внимание на форму и вид аренды. Известно, что в зависимости от сроков аренды имущества выделяют долгосрочную аренду (лизинг) — на срок более трех лет, среднесрочную аренду (кабринг) — на срок от одного года до трех лет, краткосрочную (рейтинг, чартер) — на срок до одного года. А в зависимости от условий предоставления различают текущую и долгосрочную аренду.

     Аудитор должен тщательно проверить наличие  договоров аренды и правильность оформления условий договоров в  зависимости от формы и вида аренды. Особое внимание уделяется порядку расчетов и структуре арендных платежей, а также распределению обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора.

     Как правило, в период аренды права и  обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения имуществом. При текущей аренде имущество подлежит возврату арендодателю.

     Аудитор проверяет, ведется ли учет арендованных основных средств при текущей  аренде на забалансовом счете 001 «Арендованные  основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды.

     Долгосрочно арендуемые основные средства — это  инвентарные объекты, по которым  в соответствии с условиями договора аренды предусматривается переход  объектов в собственность арендатора (выкуп) по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договорной цены. Аудитор проверяет наличие бухгалтерского учета долгосрочно арендованных основных средств на счете 03 - «Долгосрочно арендуемые основные средства».

     В ходе аудита арендованных основных средств  также проверяется наличие приемосдаточных  актов.

     Если  договором аренды предусмотрено  осуществление капиталовложений в  арендованные основные средства за счет средств арендатора, то по окончании  срока аренды они безвозмездно передаются арендодателю. Аудитор проверяет правильность оформления соответствующих бухгалтерских записей на безвозмездную передачу объектов основных средств.

     5. Аудит начисления амортизации  основных средств

     Амортизация по основным средствам для целей бухгалтерского учета начисляется по нормам, утвержденным постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. № 1072.

     Предприятиям  разрешено выбирать один из четырех  методов амортизации, установленных в ПБУ 1/01.

     Методы  амортизации для целей налогообложения (линейная, ускоренная с коэффициентом 2, ускоренная с коэффициентом 3 при использовании в агрессивной среде или при получении средств по лизингу) определены в гл. 25 НК РФ.

     В настоящее время аудитор должен оценить целесообразность и законность применения выбранного метода начисления амортизации и правильность ее применения. Аудитору необходимо проверить правильность применения норм амортизации к конкретным объектам основных средств.

     Амортизация, начисленная по установленным нормам, включается в издержки производства (себестоимость) предприятия. Аудитору необходимо знать, что если предприятие сдает отдельные объекты основных средств в текущую аренду, то начисленная по ним амортизация должна включаться в состав операционных расходов, а полученную арендную плату следует относить к операционным доходам.

     Аудитор проверяет правильность начисления износа основных средств в течение  нормативного срока службы (эксплуатации) объектов или срока, за который балансовая стоимость основных средств полностью  включается в издержки производства (себестоимость), после чего начисления прекращаются.

     Аудитор проверяет правильность и целесообразность применения аудируемым предприятием ускоренного  метода начисления износа активной части  основных средств. При этом следует  помнить, что годовая норма амортизационных отчислений может быть увеличена не более чем в два раза. Исключение составляют машины, оборудование и транспортные средства сроком службы до трех лет.

     Предприятия могут применять метод ускоренной амортизации в отношении основных средств, используемых для увеличения выпуска вычислительной техники, материалов новых прогрессивных видов, приборов, оборудования, расширения экспорта продукции. Возможность использования ускоренной амортизации должна быть согласована с Минэкономразвития России.

     Аудитор должен знать, что малым предприятиям разрешено списывать дополнительно  в качестве амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости всех видов основных средств со сроком службы свыше трех лет, а также  проводить ускоренную амортизацию активной части производственных средств в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г.

     Если  деятельность малого предприятия прекращается до истечения одного года с момента ввода в действие, то сумма дополнительно начисленного износа подлежит восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли предприятия (дебет счета 02, кредит счета 99). Аудитор должен проверить наличие в приказе руководителя «Учетная политика» отражения возможности ускоренного начисления износа.

     Амортизационные отчисления, начисленные ускоренным методом, используются строго по целевому назначению. В случае их нецелевого использования дополнительная сумма  амортизации включается в налогооблагаемую базу и подлежит налогообложению.

     Начисление  износа по основным средствам, вновь  введенным в эксплуатацию, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим — прекращается с  первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия.

     По  полностью амортизированным основным средствам начисление износа прекращается с первого числа месяца, следующего за последним месяцем, в котором  стоимость этих средств была полностью  перенесена на стоимость продукции (работ, услуг).

     Во  время проведения реконструкции, технического перевооружения основных средств с  полной их остановкой, при их переводе в установленном порядке на консервацию, износ не начисляется. На время реконструкции  и технического перевооружения продлевается нормативный срок службы основных средств.

     Износ по объектам основных средств, не оконченным строительством (не оформленным актами приемки), но фактически эксплуатируемым, начисляется в общем порядке. Основанием для начисления износа является справка о стоимости этих объектов (их частей) по данным учета капитальных вложений (на счете 08). При оформлений актами о вводе в действие этих объектов и зачислении их в состав основных средств ранее начисленную сумму уточняют.

     6. Аудит учета затрат на ремонт  основных средств

     При аудите целесообразности и законности отражения в учете затрат на ремонт объектов основных средств аудитор  должен проверить наличие следующих  первичных документов, подтверждающих достоверность ремонта:

     - дефектная ведомость;

     - акты технического осмотра;

     - план ремонтных работ;

     - плановая и фактическая сметы;

     - акты приема-сдачи работ;

     - договоры подряда.

     В тех случаях, когда объемы затрат на капитальный ремонт значительны, аудитору целесообразно проводить  встречные проверки с получением письменных разъяснений от ответственных лиц, подрядчиков и субподрядчиков.

     При аудите затрат на ремонт объектов основных средств большое внимание уделяется  источникам финансирования затрат.

     При проверке необходимо обратить внимание на методологию учета затрат на ремонт основных средств, принятую и нашедшую отражение в приказе руководителя «Учетная политика».

Информация о работе Аудит операций с основными средствами