Анализ ссудных операций банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Коммерческий банк – это финансовый институт, предлагающий своим клиентам конкретное решение и способ решения возникшей финансовой проблемы. От того, насколько качественно и своевременно финансовый институт отреагирует на запросы клиентов, зависит банковская прибыль и стабильность существующей клиентской базы. Исходя из этого, можно определить рынок банковских услуг как совокупность отношений, возникающих по поводу удовлетворения интересов и потребностей потребителей в услугах на определенной территории. Следовательно, потребности потребителей приоритетны над интересами производителей услуг. В связи с этим особую актуальность в современных условиях приобретают вопросы перспектив развития рынка банковских услуг.

Оглавление

Введение 4
1. Теоретические и методологические основы банковского обслуживания юридических лиц 7
1.1. Роль коммерческих банков и деятельность хозяйственных субъектов 7
1.2. Основные виды и классификация банковских услуг юридическим лицам 14
1.3. Организационно – правовые основы банковского обслуживания юридических лиц 26
2. Анализ практики банковского обслуживания юридических лиц в ЗАО Банк "ИНТЕЗА" 30
2.1. Экономическая характеристика ЗАО Банк "ИНТЕЗА" 30
2.2. Анализ услуг по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц ЗАО Банк "ИНТЕЗА" 36
2.3. Кредитование юридических лиц: виды, особенности 42
2.4. Анализ прочих услуг ЗАО Банк "ИНТЕЗА" предоставляемых юридиеским лицам 51
3. Рекомендации и перспективы развития банковских услуг для юридических лиц в ЗАО Банк "ИНТЕЗА" 55
3.1. Современные проблемы банковского обслуживания юридических лиц 55
3.2. Рекомендации по усовершенствованию банковских услуг предоставляемых юридическим лицам в ЗАО Банк "Интеза" 57
3.3. Развитие новых банковских услуг для юридических лиц в ЗАО Банк "Интеза" 59
3.4 Основные результаты улучшения услуг юридическим лицам в банке Интеза
Заключение 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

Файлы: 1 файл

Диплом интеза.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. Теоретические и методологические  основы банковского обслуживания  юридических лиц 7

1.1. Роль коммерческих банков и  деятельность хозяйственных субъектов 7

1.2. Основные виды и классификация  банковских услуг юридическим  лицам 14

1.3. Организационно – правовые основы банковского обслуживания юридических лиц 26

2. Анализ практики банковского  обслуживания юридических лиц  в ЗАО Банк "ИНТЕЗА" 30

2.1. Экономическая характеристика ЗАО  Банк "ИНТЕЗА" 30

2.2. Анализ услуг по расчетно-кассовому  обслуживанию юридических лиц ЗАО Банк "ИНТЕЗА" 36

2.3. Кредитование юридических лиц: виды, особенности 42

2.4. Анализ прочих услуг ЗАО Банк "ИНТЕЗА" предоставляемых юридиеским  лицам 51

3. Рекомендации и перспективы развития  банковских услуг для юридических лиц в ЗАО Банк "ИНТЕЗА" 55

3.1. Современные проблемы банковского  обслуживания юридических лиц 55

3.2. Рекомендации по усовершенствованию  банковских услуг предоставляемых  юридическим лицам в ЗАО Банк "Интеза" 57

3.3. Развитие новых банковских услуг  для юридических лиц в ЗАО Банк "Интеза" 59

3.4 Основные результаты улучшения  услуг юридическим лицам в  банке Интеза

Заключение 63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

ПРИЛОЖЕНИЯ 70

Введение

На современном этапе развития экономических процессов, в стране наблюдается тенденция к увеличению числа коммерческих банков. По состоянию на 1 сентября 2011 года в России действуют 903 коммерческих банка. В основном, коммерческие банки универсальные, то есть выполняют полный набор операций и обслуживают все категории клиентов.

Коммерческий банк – это финансовый институт, предлагающий своим клиентам конкретное решение и способ решения возникшей финансовой проблемы. От того, насколько качественно и своевременно финансовый институт отреагирует на запросы клиентов, зависит банковская прибыль и стабильность существующей клиентской базы. Исходя из этого, можно определить рынок банковских услуг как совокупность отношений, возникающих по поводу удовлетворения интересов и потребностей потребителей в услугах на определенной территории. Следовательно, потребности потребителей приоритетны над интересами производителей услуг. В связи с этим особую актуальность в современных условиях приобретают вопросы перспектив развития рынка банковских услуг.

Выполнение банковских операций с широкой клиентурой – важная особенность современной банковской деятельности во всех странах мира, имеющих развитую банковскую систему. Ведущие коммерческие банки России стремятся предоставлять широкий круг операций и услуг для юридических лиц с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам. Эффективная система банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать мобилизации внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики. Обеспечение конкурентной среды является необходимой составляющей рынка и служит условием соблюдения интересов потребителей, повышением количества и качества предоставляемых услуг.

Наряду с выполнением традиционных банковских услуг для физических и юридических лиц – привлечением средств в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания населения – современные банковские институты в нашей стране начинают выполнять также электронные услуги, маркетинговые исследования по заказу клиентов, валютные операции, прочие услуги, в том числе трастовые, информационно – справочные консультационные, фондовые и другие.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение основ предоставления услуг юридическим лицам в коммерческих банках для разработки рекомендаций по совершенствованию организации предоставления услуг юридическим лицам в конкретной организации.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

1) исследовать теоретические аспекты предоставления банковских услуг юридическим лицам коммерческим банком;

2) раскрыть экономическую сущность  и основные функции коммерческого  банка;

3) рассмотреть практику предоставления  услуг юридическим лицам коммерческим  банком в конкретной организации;

4) сделать выводы по результатам  исследования и предложить рекомендации  по совершенствованию процесса  предоставления услуг юридическим  лицам коммерческим банком.

Объект исследования – закрытое акционерное общество Банк "Интеза". Период с 2010 по 2011 годы.

Предметом исследования являются особенности предоставления услуг юридическим лицам в ЗАО банк "Интеза".

Методами исследования, используемыми в настоящей работе, являются наблюдение, сверка документов, экономико-статистический методы, а также метод сравнительного анализа. Теоретической и методологической основой исследования в работе являются законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие банковскую деятельность, данные бюллетеня банковской статистики, данные российской монографической литературы, публикации в периодической печати.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования в организации ЗАО Банк "Интеза" для совершенствования процесса предоставления услуг юридическим лицам.

В процессе написания работы были использованы данные первичных документов ЗАО Банк "Интеза".

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Первая глава раскрывает теоретические аспекты предоставления услуг юридическим лицам коммерческим банком. Также здесь рассмотрены сущность и функции коммерческого банка. Теоретический материал изложен в соответствии с нормативными документами и законодательством, действующим в настоящее время в РФ.

Во второй главе дан общий анализ финансовой деятельности ЗАО Банк "Интеза". На данном этапе осуществлялось ознакомление с деятельностью организации, со структурой управления, ответственными лицами в организации.

В третьей главе рассмотрены основные недостатки предоставления услуг юридическим лицам в исследуемой организации, предложены мероприятия связанные с внедрением новых банковских услуг для юридических лиц, позволяющих привлечь дополнительных клиентов и увеличить доходы организации ЗАО Банк "Интеза".

В работе было использовано следующее программное обеспечение: Word, Excel, "Гарант", справочно – правовая система "КонсультантПлюс".

1. Теоретические и методологические  основы банковского обслуживания  юридических лиц

1.1. Роль коммерческих банков и  деятельность хозяйственных субъектов

Современные коммерческие банки – банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население – своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков – получение максимальной прибыли [5, с. 135].

Коммерческий банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять определенные банковские операции. Коммерческие банки осуществляют комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг.

Основные операции, которые выполняет коммерческий банк – это привлечение капитала, его размещение на выгодных условиях, а также оказание ряда услуг клиентам. Операции коммерческого банка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России – в иностранной валюте.

Федеральный закон запрещает коммерческим банкам заниматься производственной, страховой и торговой деятельностью.

Коммерческий банк, как и любое предприятие, учреждение, имеет определенную структуру управления. Главным органом управления является собрание акционеров или собрание пайщиков. Высшим органом управления является собрание акционеров. Наиболее оперативным органом управления является совет директоров банка, который избирается на собрании акционеров банка. Возглавляет совет банка председатель, который избирается из числа членов совета банка тайным голосованием.

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основываются на Законе РФ № 395 "О банках и банковской деятельности". Коммерческие банки действуют на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от ЦБ РФ. Коммерческие Банки имеют право создавать дочерние банки и дочерние кредитные учреждения. В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности: частной, коллективной, акционерной, смешанной. Для формирования уставных капиталов российских коммерческих банков допускается привлечение иностранных инвестиций [12, с. 289].

По способу формирования уставного капитала коммерческие банки подразделяются на акционерные и паевые. Для акционерного банка характерно, что собственником его капитала выступает само общество, то есть банк. Паевые коммерческие банки организованы на принципах общества с ограниченной ответственностью, то есть ответственность каждого пайщика ограничена пределами его вклада в общий капитал банка.

Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акционерного общества. Высшим органом коммерческого банка является Общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка при наличии у них доверенностей [9, с. 425].Общее руководство деятельностью банка осуществляет Совет банка, который определяет порядок и сроки выборов его членов, общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает, планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные с деятельностью банка, его взаимоотношениями с клиентами и перспективами его развития. Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит Правление. Правление состоит из председателя Правления (президента), его заместителей (вице-президентов) и других членов. При Правлении коммерческого банка обычно создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия. В функции кредитного комитета входят: разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения; разработка заключений по предоставлению наиболее крупных ссуд (которые превышающют установленные лимиты); рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием, ведением трастовых операций [19, с. 225]. Ревизионная комиссия избирается общим собранием участников и подотчетна Совету банка. Результаты проведенных проверок комиссия направляет Правлению банка.

Сущность деятельности банка проявляется через его функции, основными из которых являются следующие:

- мобилизация временно свободных  денежных средств и превращение  их в капитал;

- кредитование предприятий, государства  и населения;

- осуществление расчетов и платежей  в хозяйстве;

- эмиссионно-учредительская функция;

- консультирование, представление финансовой информации.

Выполняя функцию мобилизации временно свободных денежных средств и превращения их в капитал, банки аккумулируют денежные доходы и сбережения в форме вкладов. Привлеченные средства банк использует для кредитования государства, юридических и физических лиц. Одной из функций коммерческих банков является обеспечение расчетно-платежного механизма. Выступая в качестве посредников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей. Эмиссионно-учредительская функция осуществляется коммерческими банками путем выпуска и размещения ценных бумаг. Располагая возможностями постоянно контролировать экономическую ситуацию, коммерческие банки оказывают клиентам консультационные услуги.

Экономическую основу операций коммерческого банка составляет движение денежных средств. Все операции коммерческого банка можно условно разделить на три основные группы (рисунок 1):

Рис. 1. Основные операции коммерческого банка

- активные операции (размещение ресурсов  банка);

- пассивные операции (операции по  привлечению средств в коммерческий  банк и формирование его ресурсов);

- активно-пассивные (комиссионные, посреднические операции, выполняемые банком по поручению клиентов за определенную плату).

Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, то есть ресурсами. Масштабы деятельности коммерческих банков зависят от совокупности объема ресурсов, которыми они располагают и особенно от суммы привлеченных ресурсов. Банковские ресурсы представляют собой совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в его распоряжении и используемых для осуществления активных операций.

Под собственными средствами банка следует понимать различные фонды, создаваемые банком для обеспечения его финансовой устойчивости, коммерческой и хозяйственной деятельности, а также полученную прибыль по результатам деятельности текущего и прошлых лет [23, с. 176].

Собственные средства банка состоят из различных фондов, имеющих свое целевое назначение и различные источники формирования, которые в обобщенном виде представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Формирование собственных средств коммерческого банка

Собственные средства банка выполняют несколько важных функций:

1) защитная функция. Значительная  доля активов банка (примерно 88%) финансируется вкладчиками. Поэтому  главной функцией акционерного  капитала банка и приравненных  к нему средств является защита интересов вкладчиков. Защитная функция собственных средств означает возможность выплаты компенсации вкладчикам в случае банкротства банка. Тема защитной функции капитала банка особенно актуальна сегодня, поскольку в нашей стране существует ряд проблем. С одной стороны, еще не создана эффективная система страхования депозитов; с другой – нестабильная экономическая ситуация приводит к банкротству банков и потере вкладчиками своих средств. Поэтому для нашей страны наличие собственного капитала является первым условием надежности банка.

2) Оперативная функция. Для начала  успешной работы коммерческому  банку необходим стартовый капитал, который используется на приобретение  земли, зданий, сооружений, оборудования, а также создание финансовых  резервов на случай непредвиденных убытков. На эти цели коммерческим банком используется также собственный капитал.

Информация о работе Анализ ссудных операций банка