Анализ и планирование оптового оборота предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является планирование и выявление резервов роста оптового оборота предприятия на основе его экономического анализа.

Для решения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи в курсовой работе:

· изучить теоретические и методические аспекты темы курсовой работы на основе экономической литературы,

· изучить организационно-экономическую характеристику предприятия и проанализировать его основные экономические показатели,

· провести экономический анализ оптового оборота предприятия, выявить положительные и отрицательные черты в его развитии,

· провести планирование оптового оборота на будущий год,

· определить неиспользованные резервы роста исследуемого показателя с целью его увеличения.

Оглавление

Введение

1. Теоретические и методические основы анализа и планирования оптового оборота предприятия

1.1. Оптовый оборот: понятие, сущность, виды и их классификация

1.2. Методика планирования оптового оборота

1.3. Методы планирования оптового оборота

2. Анализ оптового оборота ИП Хало С.Н.

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2. Анализ динамики оптового оборота

3. Планирование и определение резервов роста оптового оборота

3.1. Планирование общего объема оптового оборота

3.2. Распределение плана оптового оборота по периодам времени и товарным группам

3.3. Определение резервов роста оптового оборота

Заключение

Библиографический список

Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 65.54 Кб (Скачать)

 

8.3. Оптовый оборот в  стоимостных показателях [7. С.23].

 

Оптовый оборот – это важнейший  показатель деятельности оптового предприятия. Его можно рассматривать как  результат деятельности оптового предприятия  и от него зависит объем валовой  и чистой прибыли, характеризующий  эффективность торговой деятельности.

 

Оптовый оборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия (трудовых, материальных, финансовых) и общей суммы затрат на реализацию товаров. Оптовый оборот также используется для расчета  трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью  этих показателей можно определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста оборота [12. С. 85].

 

О значимости предприятия  на рынке потребительских товаров  можно судить по объему оборота, который  выражается размером денежной выручки  за проданные товары [6. С.63]. При этом анализ оптового оборота способствует определению эффективности деятельности предприятия, выявлению недостатков  и определению возможных путей  дальнейшего развития предприятия.

 

 

 

1.2. Методика планирования  оптового оборота

 

Планирование представляет собой процесс формирования планов развития торгового предприятия  на основе анализа результатов его  деятельности за предшествующие периоды  и стратегии работы на будущий  период [С. 11].

 

Планирование продаж является необходимым и обязательным элементом  деятельности каждого предприятия  в условиях рыночной экономики.      

 

Планирование оптового оборота  является одним из основных этапов в системе планов оптового предприятия, так как от его плановой величины зависят все основные показатели деятельности предприятия - доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге  развитие предприятия [7. С. 46].

 

Основой планирования оптового оборота является всесторонний экономический  анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и  выводы служат основой составления  прогнозов.

 

Планирование оптового оборота  осуществляется по следующим этапам (рис. 1).

 

Основной целью планирования оптового оборота предприятия является обоснование объема, состава и  структуры объема оптового оборота  на планируемый период с целью  его оптимизации. При этом основными  задачами планирования оптового оборота  являются:

 

·              определение потребностей существующих и потенциальных покупателей, оценка их спроса,

 

·              изучение товарного предложения  и тенденций его развития,

 

·              изучение экономических предпосылок  планирования,

 

·              расчет общего планового объема планового  оптового оборота;

 

·              планирование оборота по формам и  видам продаж;

 

·              планирование товарных запасов и  товарного обеспечения оптового оборота,

 

·              разработка рекомендаций по росту оптового оборота и оптимизации его  состава и структуры.

 

Рис.1 – Этапы планирования оптового оборота [7. С.47]

 

Выбор объекта и предмета планирования зависит от поставленной цели. Соответственно, предметом планирования является оптовый оборот, а объектом – какое-либо конкретное предприятие  торговли.

 

Качество результатов  анализа и оценки также во многом зависит от полноты и достоверности  собранной информации, правильности первичного анализа и синтеза  информационных показателей.

 

Подготовительный этап включает в себя и такое направление, как  изучение экономических предпосылок, которое заключается:

 

·                    в изучении законодательных, нормативных  документов по вопросам учета и регламентации  оптового оборота торговых предприятий, решений правительства и местных  органов власти по вопросам социального  и экономического развития страны;

 

·                    в изучении социально-экономических  показателей развития отдельных  регионов страны;

 

·                    степень развития рынка потребительских  товаров и оценка его конъюнктуры;

 

·                    анализ основных показателей деятельности торгового предприятия за предшествующий ряд лет, оказывающих влияние  на оптовый оборот предприятия;

 

·                    оценка проводимой торговым предприятием стратегии на потребительском рынке;

 

·                    анализ возможностей предприятия торговли (материально-техническая база, состояние  трудовых, финансовых материальных и  нематериальных ресурсов) и оценка перспектив деятельности предприятий  торговли.

 

На основном этапе планирования оптового оборота, во-первых, необходимо провести планирование общего объема оптового оборота, для чего нужно  осуществить планирование оптового оборота по видам и формам продаж.

 

Планирование оптового оборота  по видам продаж включает в себя планирование оптового оборота по реализации, межрегионального, межгосударственного  и внутрисистемного оборота.

 

Планирование оптового оборота  по формам продаж включает в себя планирование складского и транзитного оборотов.

 

Далее проводится распределение  оптового оборота во временном и  ассортиментом аспектах, а также  планируются товарные запасы и рассчитывается товарное обеспечение оптового оборота.

 

На заключительном этапе  планирования оптового оборота осуществляется SWOT – анализ деятельности оптового предприятия, выявляются резервы роста  оптового оборота и оптимизации  его структуры и состава, разработка плана мероприятий по достижению запланированной величины оптового оборота [7. С. 62].

 

1.3. Методы планирования  оптового оборота

 

Основной этап планирования оптового оборота предприятия, главным  образом, заключается в расчете  планируемого объема оптового оборота  торгового предприятия на будущий  год. Планирование оптового оборота  торгового предприятия имеет  свою специфику и осуществляется с применением различных методов.

 

Для планирования оптового оборота  по видам продаж используются различные  методы, выбор которых зависит  как от наличия необходимой информации, требований точности и достоверности  плана, так и от наличия квалифицированных  специалистов, программного обеспечения  и т.д.

 

Методы планирования оптового оборота по реализации представлены в приложении 1.

 

Для планирования межрегионального, межгосударственного и внутрисистемного оптового оборота целесообразно  применение следующих методов:

 

·                          метод прямого счета, основанного  на расчете плановой суммы объема оптового оборота на основе заключенных  договоров поставки товаров, государственных  программ и заказов;

 

·                          метод экспертных оценок, основанного  на плановом расчете объема и структуры  отдельных видов оптового оборота  на основе суждений высококвалифицированных  специалистов [7 C.54].

 

Для планирования оптового оборота  по формам продаж, включающего в  себя планирование складского и транзитного  оборотов, используются методы, представленные в приложении 2.

 

При планировании оптового оборота  по формам продажи следует учитывать  следующие условия:

 

·                             увеличение доли складского оборота, чтобы  повысить удельный вес товарных запасов  в оптовой торговли;

 

·                             рациональнее распределить их между  оптовыми и розничными предприятиями;

 

·                             создать благоприятные условия  для маневрирования товарными ресурсами;

 

·                             обеспечение постоянного наличия  на складах оптовых предприятий  товаров в количестве и ассортименте, достаточном для своевременной  подсортировки и снабжения розничной  торговли.

 

Для определения планируемого общего объема оптового оборота является расчет валового оборота:

Овалпл=Орпл+Омрпл+Омгпл+Овспл

 

  (1)

где 

Овалпл - плановый объем общего (валового) оптового оборота, тыс.руб.

 

Орпл - плановый объем оборота по реализации, тыс.руб.;

 

Омрпл - плановый объем межрегионального оптового оборота, тыс.руб.;

 

Омгпл - плановый объем межгосударственного оптового оборота тыс.руб.;

 

Овспл - плановый объем внутрисистемного оптового оборота, тыс.руб.

 

 

Овалпл=Осклпл+Отрпл

 

  (2)

где 

Осклпл - плановый объем складского оборота, тыс.руб.;

 

Отрпл - плановый объем транзитного оборота, тыс.руб.;

 

 

 

Планирование оптового оборота  по периодам года включает в себя следующие  методы:

 

1. Планирование на основе  средних удельных весов квартальных  оборотов в годовом объеме  оборота. Использование данного  метода предполагает расчет средних  удельных весов квартальных оборотов  в годовом объеме оптового  оборота за последние два –  три года работы предприятия  по формуле средней арифметической:

Уд.-в.1 кв. = Уд.в.1 года 1 кв.+ Уд.в.2 года 1 кв.+ Уд.в3 года 1 кв. и т.д.

 

3 (3)

где 

Уд.-в.1 кв.  - средний удельный вес оборота первого квартала в общем объеме оптового оборота, %

 

 

 

Тогда квартальный оптовый  оборот соответствующего квартала на будущий год рассчитывается следующим  образом:

Опл.1 кв.. = Опл. год х Уд.-в. 1 кв.

 

100

 

  (4)

где 

 Опл.1 кв. - планируемый оптовый оборот первого квартала, тыс.руб.

 

 

 

 

 

2. Планирование квартальных  оборотов оптовой торговли с  помощью индексов сезонности. Данный  метод заключается в расчете  среднеквартального оптового оборота  на будущий год:

О -кв. пл. = О пл. год. / 4 (5)

где 

О -кв. пл 

- среднеквартальный планируемый  оптовый оборот на будущий

 

 год, тыс.руб.

 

 

 

 

Далее рассчитывается планируемые  квартальные оптовые обороты  путем умножения среднеквартальных  оборотов предприятия в будущем  году на индексы сезонности соответствующего квартала. При этом индексы сезонности рассчитываются как отклонение фактического уровня соответствующего квартала к  уровню, рассчитанному по методу скользящей средней.

Опл. 1 кв. = О-кв. пл. х Iсез. 1 кв.  (6)

где 

Iсез. 1 кв – индекс сезонности первого квартала

 

 

 

Расчеты структуры планируемого оптового оборота предполагают определение  оборота по отдельным товарам  и товарным группам или по продовольственным  или непродовольственным товарам.

 

Методы планирования оптового оборота по структуре включают:

 

1.           Метод выравнивания динамического  ряда по скользящей средней.

 

2. Метод на основе средних  удельных весов оборотов товарных  групп в годовом объеме оптового  оборота, который заключается  в расчете средних удельных  весов оборотов конкретных товарных  групп за последние два-три  года, который осуществляется по  формуле средней арифметической:

Уд.-в. тов. гр.= Уд.в.1 года i-й  тов. гр. + Уд.в.2 года i-й тов. гр + Уд.в.3 года i-й тов. гр

 

3 (7)

где 

Уд.-в. тов. гр 

– средний удельный вес  оборота товарной группы в общем

 

объеме оптового оборота, %

 

 

 

 

 

Оптовый оборот какой-либо товарной группы рассчитывается следующим образом:

опл. i-й тов. гр. = опл. год  х Уд.-в. тов. гр

 

100 (8)

где 

опл. i-й тов. гр 

– планируемый оптовый  оборот по отдельной товарной

 

 группе, тыс.руб.

 

 

 

Планирование оптового оборота  предприятия также включает в  себя планирование и нормирование товарных запасов.

 

Планирование товарных запасов  – это комплексный процесс, включающий анализ состояния товарных запасов, динамики развития по местонахождению, по назначению, установлению оптимального их состояния по звеньям товародвижения, а также определению необходимых  размеров этих запасов [15. С 87].

 

Планированию подлежат все  виды товарных запасов, классифицируемые по назначению (текущего хранения, сезонного  хранения, досрочного завоза и целевого назначения).

 

Важнейшим элементом планирования товарных запасов является их нормирование. При этом нормированию подвергаются товарные запасы только текущего хранения. Нормативы товарных запасов являются критерием оценки деятельности предприятий, торговли. Их закладывают в расчеты  товарного обеспечения товарооборота  и в другие расчеты показателей.

 

Основными показателями нормирования товарных запасов являются:

 

·                          Норма товарных запасов – относительный  показатель, рассчитываемый в днях.

 

·                          Норматив товарных запасов - запас, необходимый  для обеспечения бесперебойной  реализации с целью наиболее полного  удовлетворения объема и структуры  покупательского спроса [9. С. 88].

 

Норматив товарных запасов  устанавливается в абсолютных размерах (натуральных и денежных единицах) и рассчитывается следующей формуле: 

Норматив ТЗ = НТЗ х О-дн.  (9)

где 

НТЗ - норма товарных запасов, дни;

 

О-дн - среднедневной оптовый оборот, тыс.руб. 

 

 

 

 

 

Нормирование товарных запасов  может, осуществляется несколькими  методами (рис. 2).

 

 

Рис. 2. – Методы нормирования товарных запасов

Информация о работе Анализ и планирование оптового оборота предприятия