Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является планирование и выявление резервов роста оптового оборота предприятия на основе его экономического анализа.
Для решения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи в курсовой работе:
· изучить теоретические и методические аспекты темы курсовой работы на основе экономической литературы,
· изучить организационно-экономическую характеристику предприятия и проанализировать его основные экономические показатели,
· провести экономический анализ оптового оборота предприятия, выявить положительные и отрицательные черты в его развитии,
· провести планирование оптового оборота на будущий год,
· определить неиспользованные резервы роста исследуемого показателя с целью его увеличения.
Введение
1. Теоретические и методические основы анализа и планирования оптового оборота предприятия
1.1. Оптовый оборот: понятие, сущность, виды и их классификация
1.2. Методика планирования оптового оборота
1.3. Методы планирования оптового оборота
2. Анализ оптового оборота ИП Хало С.Н.
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ динамики оптового оборота
3. Планирование и определение резервов роста оптового оборота
3.1. Планирование общего объема оптового оборота
3.2. Распределение плана оптового оборота по периодам времени и товарным группам
3.3. Определение резервов роста оптового оборота
Заключение
Библиографический список
Приложения
8.3. Оптовый оборот в стоимостных показателях [7. С.23].
Оптовый оборот – это важнейший показатель деятельности оптового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности оптового предприятия и от него зависит объем валовой и чистой прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности.
Оптовый оборот может быть
использован для характеристики
эффективности использования
О значимости предприятия
на рынке потребительских товаров
можно судить по объему оборота, который
выражается размером денежной выручки
за проданные товары [6. С.63]. При этом
анализ оптового оборота способствует
определению эффективности
1.2. Методика планирования оптового оборота
Планирование представляет собой процесс формирования планов развития торгового предприятия на основе анализа результатов его деятельности за предшествующие периоды и стратегии работы на будущий период [С. 11].
Планирование продаж является необходимым и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики.
Планирование оптового оборота является одним из основных этапов в системе планов оптового предприятия, так как от его плановой величины зависят все основные показатели деятельности предприятия - доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия [7. С. 46].
Основой планирования оптового оборота является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и выводы служат основой составления прогнозов.
Планирование оптового оборота осуществляется по следующим этапам (рис. 1).
Основной целью планирования оптового оборота предприятия является обоснование объема, состава и структуры объема оптового оборота на планируемый период с целью его оптимизации. При этом основными задачами планирования оптового оборота являются:
· определение потребностей существующих и потенциальных покупателей, оценка их спроса,
· изучение товарного предложения и тенденций его развития,
· изучение экономических предпосылок планирования,
· расчет общего планового объема планового оптового оборота;
· планирование оборота по формам и видам продаж;
· планирование товарных запасов и товарного обеспечения оптового оборота,
· разработка рекомендаций по росту оптового оборота и оптимизации его состава и структуры.
Рис.1 – Этапы планирования оптового оборота [7. С.47]
Выбор объекта и предмета планирования зависит от поставленной цели. Соответственно, предметом планирования является оптовый оборот, а объектом – какое-либо конкретное предприятие торговли.
Качество результатов анализа и оценки также во многом зависит от полноты и достоверности собранной информации, правильности первичного анализа и синтеза информационных показателей.
Подготовительный этап включает в себя и такое направление, как изучение экономических предпосылок, которое заключается:
·
в изучении законодательных, нормативных
документов по вопросам учета и регламентации
оптового оборота торговых предприятий,
решений правительства и
· в изучении социально-экономических показателей развития отдельных регионов страны;
· степень развития рынка потребительских товаров и оценка его конъюнктуры;
· анализ основных показателей деятельности торгового предприятия за предшествующий ряд лет, оказывающих влияние на оптовый оборот предприятия;
· оценка проводимой торговым предприятием стратегии на потребительском рынке;
· анализ возможностей предприятия торговли (материально-техническая база, состояние трудовых, финансовых материальных и нематериальных ресурсов) и оценка перспектив деятельности предприятий торговли.
На основном этапе планирования оптового оборота, во-первых, необходимо провести планирование общего объема оптового оборота, для чего нужно осуществить планирование оптового оборота по видам и формам продаж.
Планирование оптового оборота по видам продаж включает в себя планирование оптового оборота по реализации, межрегионального, межгосударственного и внутрисистемного оборота.
Планирование оптового оборота по формам продаж включает в себя планирование складского и транзитного оборотов.
Далее проводится распределение оптового оборота во временном и ассортиментом аспектах, а также планируются товарные запасы и рассчитывается товарное обеспечение оптового оборота.
На заключительном этапе планирования оптового оборота осуществляется SWOT – анализ деятельности оптового предприятия, выявляются резервы роста оптового оборота и оптимизации его структуры и состава, разработка плана мероприятий по достижению запланированной величины оптового оборота [7. С. 62].
1.3. Методы планирования оптового оборота
Основной этап планирования
оптового оборота предприятия, главным
образом, заключается в расчете
планируемого объема оптового оборота
торгового предприятия на будущий
год. Планирование оптового оборота
торгового предприятия имеет
свою специфику и осуществляется
с применением различных
Для планирования оптового оборота
по видам продаж используются различные
методы, выбор которых зависит
как от наличия необходимой
Методы планирования оптового оборота по реализации представлены в приложении 1.
Для планирования межрегионального,
межгосударственного и
· метод прямого счета, основанного на расчете плановой суммы объема оптового оборота на основе заключенных договоров поставки товаров, государственных программ и заказов;
· метод экспертных оценок, основанного на плановом расчете объема и структуры отдельных видов оптового оборота на основе суждений высококвалифицированных специалистов [7 C.54].
Для планирования оптового оборота по формам продаж, включающего в себя планирование складского и транзитного оборотов, используются методы, представленные в приложении 2.
При планировании оптового оборота по формам продажи следует учитывать следующие условия:
· увеличение доли складского оборота, чтобы повысить удельный вес товарных запасов в оптовой торговли;
· рациональнее распределить их между оптовыми и розничными предприятиями;
· создать благоприятные условия для маневрирования товарными ресурсами;
·
обеспечение постоянного
Для определения планируемого общего объема оптового оборота является расчет валового оборота:
Овалпл=Орпл+Омрпл+Омгпл+Овспл
(1)
где
Овалпл - плановый объем общего (валового) оптового оборота, тыс.руб.
Орпл - плановый объем оборота по реализации, тыс.руб.;
Омрпл - плановый объем межрегионального оптового оборота, тыс.руб.;
Омгпл - плановый объем межгосударственного оптового оборота тыс.руб.;
Овспл - плановый объем внутрисистемного оптового оборота, тыс.руб.
Овалпл=Осклпл+Отрпл
(2)
где
Осклпл - плановый объем складского оборота, тыс.руб.;
Отрпл - плановый объем транзитного оборота, тыс.руб.;
Планирование оптового оборота по периодам года включает в себя следующие методы:
1. Планирование на основе
средних удельных весов
Уд.-в.1 кв. = Уд.в.1 года 1 кв.+ Уд.в.2 года 1 кв.+ Уд.в3 года 1 кв. и т.д.
3 (3)
где
Уд.-в.1 кв. - средний удельный вес оборота первого квартала в общем объеме оптового оборота, %
Тогда квартальный оптовый оборот соответствующего квартала на будущий год рассчитывается следующим образом:
Опл.1 кв.. = Опл. год х Уд.-в. 1 кв.
100
(4)
где
Опл.1 кв. - планируемый оптовый оборот первого квартала, тыс.руб.
2. Планирование квартальных
оборотов оптовой торговли с
помощью индексов сезонности. Данный
метод заключается в расчете
среднеквартального оптового
О -кв. пл. = О пл. год. / 4 (5)
где
О -кв. пл
- среднеквартальный планируемый оптовый оборот на будущий
год, тыс.руб.
Далее рассчитывается планируемые
квартальные оптовые обороты
путем умножения
Опл. 1 кв. = О-кв. пл. х Iсез. 1 кв. (6)
где
Iсез. 1 кв – индекс сезонности первого квартала
Расчеты структуры планируемого
оптового оборота предполагают определение
оборота по отдельным товарам
и товарным группам или по продовольственным
или непродовольственным
Методы планирования оптового оборота по структуре включают:
1.
Метод выравнивания
2. Метод на основе средних
удельных весов оборотов
Уд.-в. тов. гр.= Уд.в.1 года i-й тов. гр. + Уд.в.2 года i-й тов. гр + Уд.в.3 года i-й тов. гр
3 (7)
где
Уд.-в. тов. гр
– средний удельный вес оборота товарной группы в общем
объеме оптового оборота, %
Оптовый оборот какой-либо товарной группы рассчитывается следующим образом:
опл. i-й тов. гр. = опл. год х Уд.-в. тов. гр
100 (8)
где
опл. i-й тов. гр
– планируемый оптовый оборот по отдельной товарной
группе, тыс.руб.
Планирование оптового оборота предприятия также включает в себя планирование и нормирование товарных запасов.
Планирование товарных запасов
– это комплексный процесс, включающий
анализ состояния товарных запасов,
динамики развития по местонахождению,
по назначению, установлению оптимального
их состояния по звеньям товародвижения,
а также определению
Планированию подлежат все виды товарных запасов, классифицируемые по назначению (текущего хранения, сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения).
Важнейшим элементом планирования
товарных запасов является их нормирование.
При этом нормированию подвергаются
товарные запасы только текущего хранения.
Нормативы товарных запасов являются
критерием оценки деятельности предприятий,
торговли. Их закладывают в расчеты
товарного обеспечения
Основными показателями нормирования товарных запасов являются:
· Норма товарных запасов – относительный показатель, рассчитываемый в днях.
· Норматив товарных запасов - запас, необходимый для обеспечения бесперебойной реализации с целью наиболее полного удовлетворения объема и структуры покупательского спроса [9. С. 88].
Норматив товарных запасов устанавливается в абсолютных размерах (натуральных и денежных единицах) и рассчитывается следующей формуле:
Норматив ТЗ = НТЗ х О-дн. (9)
где
НТЗ - норма товарных запасов, дни;
О-дн - среднедневной оптовый оборот, тыс.руб.
Нормирование товарных запасов может, осуществляется несколькими методами (рис. 2).
Рис. 2. – Методы нормирования товарных запасов
Информация о работе Анализ и планирование оптового оборота предприятия