Анализ и планирование оптового оборота предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является планирование и выявление резервов роста оптового оборота предприятия на основе его экономического анализа.

Для решения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи в курсовой работе:

· изучить теоретические и методические аспекты темы курсовой работы на основе экономической литературы,

· изучить организационно-экономическую характеристику предприятия и проанализировать его основные экономические показатели,

· провести экономический анализ оптового оборота предприятия, выявить положительные и отрицательные черты в его развитии,

· провести планирование оптового оборота на будущий год,

· определить неиспользованные резервы роста исследуемого показателя с целью его увеличения.

Оглавление

Введение

1. Теоретические и методические основы анализа и планирования оптового оборота предприятия

1.1. Оптовый оборот: понятие, сущность, виды и их классификация

1.2. Методика планирования оптового оборота

1.3. Методы планирования оптового оборота

2. Анализ оптового оборота ИП Хало С.Н.

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2. Анализ динамики оптового оборота

3. Планирование и определение резервов роста оптового оборота

3.1. Планирование общего объема оптового оборота

3.2. Распределение плана оптового оборота по периодам времени и товарным группам

3.3. Определение резервов роста оптового оборота

Заключение

Библиографический список

Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 65.54 Кб (Скачать)

 

1.           Эвристические методы.

 

1.1. Опытно-статистический  метод основан на анализе динамических  рядов, характеризующих товарооборачиваемость  и статистической отчетности, где  анализируются:

 

·                                      состояние и динамика товарных запасов;

 

·                                      состав товарных запасов;

 

·                                      оборачиваемость и степень обеспеченности оптового оборота;

 

·                                      размещение товарных запасов.

 

 

 

1.2. Метод экспертных оценок - основан на субъективном понимании  ситуации и перспектив развитии  несколькими специалистами-экспертами.

 

Данный метод используется, в основном, если ставится задача, методы решения которой неизвестны или  если получение информации, связано  с большими затратами (материальными  и трудовыми).

 

На практике метод экспертных оценок используется:

 

·        при  нормировании товарных запасов досрочного завоза, текущего хранения;

 

·        при  дифференцировании нормативов товарных запасов между оптом и розницей;

 

·        для  характеристики степени соответствия товарных запасов спросу населения [12. С.89].

 

3. Метод пропорционального  отклонения. В основе данного  метода заложен принцип, согласно  которому отклонение фактического  запаса от среднего всегда  должен быть вдвое меньшим,  чем отклонение объема реализации  от среднемесячного товарооборота.

 

, (10)где ТЗ нач.мес. - товарные запасы на начало месяца, тыс.руб.;

 

- средние  товарные запасы, тыс.руб.;

О мес. - оборот за месяц, тыс.руб.;

О ср.мес. - среднемесячный оборот, тыс.руб.

 

 

2. Метод технико-экономических  расчетов (нормативный) включает  в себя несколько этапов

 

I этап – расчет нормы  товарных запасов по элементам,  по отдельным товарам и группам.  Для осуществления расчета нормы  товарных запасов по данному  методу товарные запасы нужно  представить как совокупность  составных элементов в зависимости  от их назначения в процессе  реализации (рис. 3) и определить следующей  формулой:

 

НТЗ = З торг. + З страх. + Вп, (11)

 

где З торг. – торговый запас, дни;

 

З страх. – страховой запас, дни;

 

Вп – время на приемку  и подготовку товара к реализации, дни.            

 

Торговый запас является основной частью нормы товарного  запаса и складывается из торгового  запаса и запаса пополнения:

 

З торг. = РЗ + ЗП, (12)

 

где РЗ – рабочий запас, дни;

 

ЗП – запас пополнения, дни.

 

Рабочий запас – это  масса товаров, находящихся в  торговом зале для показа и непосредственного  отпуска покупателя, которая включает в себя представительный ассортиментный набор и запас в размере  однодневного оборота.

 

Представительный ассортиментный набор – это демонстрационный запас, находящийся в торговом зале, который должен содержать все  количество ассортиментных разновидностей:

 

ПАН = А х Ц, (13)

 

где ПАН – представительный ассортиментный набор, тыс.руб.,

 

 А – количество ассортиментных  разновидностей, которыми торгует  предприятие, ед.;

 

Ц - средняя цена единицы  товара, тыс.руб.

 

 

Товарный запас на время  для приемки и подготовки товара к продаже

 

 

 

Норма товарного запаса

 

 

 

 

Рис. 3 - Элементы товарного  запаса

 

 

 

Запас в размере однодневного оборота – это масса товаров, хранящаяся также в торговом зале, ежедневно пополняемая за счет запаса пополнения, предназначенная для  непосредственного отпуска товаров  покупателям.

 

Таким образом, рабочий запас  можно представить следующей  формулой:

 

  (14)

 

где О ср. дн. - среднедневной  оборот, тыс.руб.

 

Запас текущего пополнения –  это масса товаров, находящихся  на складах предприятия, предназначенная  для обеспечения бесперебойной  реализации товаров в период между  поставками. Запас текущего пополнения зависит от частоты завоза товаров  и комплектности поступления, которая  характеризует среднее количество ассортиментных разновидностей, обновляемое  каждой партией поставки. При этом, чем выше частота завоза, т.е. меньше интервал между поставками, и комплектность  поставки, тем меньше величина запаса текущего пополнения:

 

 И

2 х Кк

 

 

 ЗП= (15)

 

 

 

где И – интервал поставки товаров, дни;

 

Кк – коэффициент комплектности:

 

Кк = а / А, (16)

 

где а – количество разновидностей товаров, поступающих в одной  партии, ед.

 

Страховой запас предназначен для обеспечения бесперебойной  продажи товаров в случае возникновения  непредвиденных обстоятельств (резкое возрастание спроса, невозможность  осуществить своевременную закупку  и поставку товаров и т.д.) . Страховой  запас устанавливается по каждой группе товаров в процентах ко всему торговому запасу из следующего расчета:

 

- по невзаимозаменяемым  товарам - в размере до 100% товарных  запасов;

 

- по отдельным продовольственным  и непродовольственным товарам  - до 50%.

 

Время на приемку и проверку качества товаров, подготовку их к продаже  устанавливается на основании данных изучения затрат времени на эти операции, а также с учетом опыта и  дальнейшей рационализации приемки  и подготовки товаров к продаже.

 

II этап– расчет норматива  товарных запасов по отдельным  товарам и группам, основан  на применении формулы (10).

 

На основе проведенного нормирования товарных запасов по отдельным товарным группам в целом по предприятию  определяют прирост норматива по сравнению с нормативом прошлого года (D):

 

DНтз = Норматив тз IVкв.будущего  года – Норматив тз IVкв.отчетн. года, (17)

 

Распределение прироста норматива  товарных запасов по кварталам года происходит следующим образом:

 

·        при  равномерном распределении оптового оборота будущего года по кварталам - по 25% прироста норматива товарных запасов;

 

·        при  неравномерном распределении оптового оборота по кварталам будущего года - в соответствии с удельными весами квартальных оборотов в общем  объеме оборота будущего года [12. С. 92].

 

Заключительным моментом планирования оптового оборота является расчет товарного обеспечения оптового оборота, целью которого является экономическое  обоснование объема товарных ресурсов, необходимых для обеспечения  оптового оборота по направлениям и  формам продаж и по отдельным товарным группам [7. С.60].

 

Товарное обеспечение  может быть рассчитано как в натуральных, так и в стоимостных показателях.

 

Расчет товарного обеспечения  оборота включает в себя:

 

·                          расчет планового объема поступления  и закупок товаров на оптовом  предприятии;

 

·                          планирование источников поступления  товаров на оптовое предприятие  с оценкой выбора поставщиков  и определением объемов и сроков поставок товаров.

 

Планирование товарного  обеспечения оптового оборота осуществляется в несколько этапов.

 

1 этап. Изучение экономических  предпосылок расчета товарного  обеспечения оборота на плановый  период, включающий в себя:

 

·                          анализ внешней и внутренней среды  оптового предприятия и их изменения  в плановом периоде;

 

·                          анализ оптового оборота по формам продаж и видам продаж за ряд предшествующих лет;

 

·                          анализ состояния и эффективности  использования товарных запасов  оптового предприятия и их плановый размер по общему объему и а разрезе  ассортимента;

 

·                          характеристика выбытия товаров  в пределах норм естественной убыли;

 

·                          оценка тенденций развития объема и  удельного веса транзитного оборота  в составе общего оптового оборота  предприятия;

 

·                          анализ и оценка заключенных договоров  на поставку товаров в плановом периоде;

 

·                          сравнительная характеристика основных поставщиков товаров в оптовое  предприятие;

 

·                          анализ уровня инфляции в районе деятельности оптового предприятия и уровня средних  цен в опте и рознице и т.д. [7. C.61].

 

2 этап. Расчет плана поставок  товаров, определяемый на основе  балансовой формулы увязки товарных  ресурсов:

Ппл =Осклпл + Впл + Зкпл + Знпл

 

  (18)

где 

Ппл 

- плановый объем поставки  товаров оптовым предприятием,

 

 тыс.руб.

 

Впл 

- плановое выбытие товаров  на оптовом предприятии в

 

 пределах норм естественной  убыли, тыс.руб.

 

Зкпл - плановые запасы на конец периода, тыс.руб.

 

Знпл - плановые запасы на начало периода, тыс.руб.

 

 

 

 

 

3 этап. расчет плана закупки  товаров оптовым предприятием  определяемый как сумма планового  объема поставки товаров и  планового объема транзитного  оптового оборота:

Зпл=Ппл + Отрпл (19)

 

где 

Зпл - планируемые закупки товаров, тыс.руб.;

 

 

 

4 этап. Расчет степени  товарного обеспечения оптового  оборота в плановом периоде:

Собес = Зд / Зпл * 100 (20)

где 

Собес 

- степень товарного обеспечения  оптового оборота 

 

в плановом периоде, %;

 

Зд 

- объем закупки по заключенным  договорам в плановом

 

 периоде, тыс.руб.

 

 

 

 

 

5 этап. Определение источников  покрытия потребностей в товарных  ресурсах в плановом периоде  с обоснованием выбора конкретных  поставщиков потребительских товаров  и определения объемов поставок  товаров по каждому поставщику.

 

Таким образом, рассмотрев теоретические  и методологические аспекты планирования оптового оборота торгового предприятия, проведем его исследование на примере  оптовой базы «Следкоежка» ИП Хало С.Н. в следующей главе курсовой работы.

 

 

2. Анализ оптового оборота  ИП Хало С.Н.

 

2.1. Краткая организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке.

 

Субъектами предпринимательства  являются малые предприятия и  индивидуальные предприниматели, то есть предприниматели, действующие без  образования юридического лица.

 

Индивидуальный предприниматель  без образования юридического лица Хало С.Н. осуществляет свою торгово-хозяйственную  деятельность с 2000 года на потребительском  рынке г. Абакана. Как предприниматель  без образования юридического лица, он вправе от своего имени заключать  гражданско-правовые сделки, в том  числе и хозяйственные договоры, быть самостоятельным в уплате налогов, использовать труд наемных работников, получать банковский кредит, а также  имеет возможность защищать свои права в суде. В сфере потребительского рынка индивидуальный предприниматель, с правовой точки зрения, выступает  на равных с юридическими лицами.

 

Индивидуальный предприниматель  без образования юридического лица Хало С.Н. имеет свой расчетный счет в банке, личную печать.

 

Целью работы предпринимателя  является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли

 

Предметом деятельности предпринимателя  Хало С.Н. является коммерческая деятельность, а именно, оптово-розничная торговля, купля-продажа, товарообменные операции и т.д.

 

Индивидуальный предприниматель  Хало С.Н. осуществляет деятельность, а  именно, оптовую торговлю кондитерскими  изделиями, на торговой базе «Сладкоежка», расположенной по адресу: г. Абакан, ул. Гагарина, 2.

 

Основными покупателями базы «Сладкоежка» являются юридические  лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю продуктами питания и предприятия  общественного питания.

 

Основными поставщиками являются различные производители кондитерских изделий, такие как: «Абаканская  кондитерская фабрика», «Черногорский  пищевой комбинат», «Минусинская кондитерская фабрика», Крекерный завод «Пиком»  и другие производители г. Томска, Кемерово, Омска и т.д. Кроме этого, предприниматель Хало С.Н. осуществляет закупки партий товаров на других оптовых базах в г. Новосибирмке, г. Красноярске.

 

Руководство деятельностью  оптовой базой «Сладкоежка» осуществляется самим предпринимателем.

 

Режим работы базы с 8 до 17 часов  с перерывом на обед с 12 до 13 часов, выходной – воскресенье.

 

Найм работников осуществляется на договорной основе. Руководство  оптовой базы самостоятельно разрабатывает  формы, системы и размеры оплаты труда работников. Все работники  подлежат обязательному социальному  и медицинскому страхованию.

 

Для осуществления своей  деятельности индивидуальный предприниматель  Хало С.Н. применяет линейную структуру  управления персоналом (рис. 4).

Информация о работе Анализ и планирование оптового оборота предприятия