Анализ хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Осуществление производственной деятельности связано с использованием различных материальных ресурсов, необходимых для создания, переработки продукции. Материальные ресурсы являются важнейшим элементом затрат предприятия.
В условиях перехода к рыночной экономике все большее значение приобретают качественные показатели использования материальных ресурсов, например такие, как снижение материалоёмкости продукции, экономия и т.д.

Оглавление

1. Теоретические основы анализа объёма, качества и ассортимента выпускаемой продукции 7
1.1. Цель и задачи анализа объёма, качества и ассортимента продукции 7
1.2. Анализ объема выпускаемой продукции 8
1.3. Анализ ассортимента и структуры продукции 11
1.4. Анализ качества продукции 15
1.5. Анализ факторов увеличения выпуска и реализации продукции 19
1.5.1. Анализ ритмичности производства 19
1.5.2. Анализ сезонности производства 22
2. Анализ объёма, качества и ассортимента выпускаемой продукции 25
2.1. Анализ выполнения плана и реализации продукции. 25
2.2. Анализ факторов изменения объема реализации продукции. 28
2.3. Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции. 30
2.4. Анализ качества продукции. 31
2.5. Анализ выполнения плана по ассортименту вырабатываемой продукции 33
2.6. Анализ изменения объемов производства под воздействием производительности труда и изменение численности работающих 34
2.7. Анализ факторов приращения объемов производства. 35
2.8. Анализ ритмичности выпуска продукции 36
Выводы 37
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

яяяяя.docx

— 41.90 Кб (Скачать)

 

 В заключение анализа  разрабатывают мероприятия по  устранению причин неритмичной  работы. Внутренние причины аритмичности  – тяжелое финансовое состояние  организации, низкий уровень организации,  технологии и материально-технического  обеспечения производства, а также  планирования и контроля, внешние  – несвоевременная поставка сырья  и материалов поставщиками, недостаток  энергоресурсов и др.

1.5.2. Анализ сезонности  производства

 

 Сезонность производства  и продажи продукции проявляется  в неравномерной загрузке организации  по месяцам и кварталам года, вызываемой сезонными колебаниями  спроса на продукцию. 

 

 Для анализа влияния  сезонности на объем продажи  продукции необходимо располагать  данными о ежемесячном (ежеквартальном) объеме реализации продукции,  на основании которых рассчитываются:

 

1) среднемесячный (среднеквартальный)  объем реализации продукции:

 

 

 

 где РПi   ежемесячный (ежеквартальный) объем реализации;

 

2) коэффициент сезонности:

 

 

 

3) коэффициент вариации:

 

 

 

   среднемесячный (среднеквартальный)  плановый объем реализации.

 

 Большой коэффициент  вариации свидетельствует о неравномерной  загрузке организации по месяцам  года, вызываемой сезонными колебаниями  спроса на услуги. Неравномерная  загрузка организации в течение  года, простой рабочей силы и  оборудования при спаде спроса  на услуги и максимальная их  загрузка при возрастающем спросе  отрицательно влияют на объем  реализации услуг, качество услуг,  производительность труда, уровень  использования основных производственных  фондов и другие показатели  хозяйственной деятельности организации. 

 

 По итогам проведенного  анализа разрабатываются мероприятия,  способствующие сглаживанию сезонных  колебаний спроса. Положительное  влияние на уменьшение сезонных  колебаний спроса на услуги  оказывают следующие организационно-экономические  меры:

 

 сезонные изменения  цен на услуги, применение гибкой  системы скидок;

 

 расширение ассортимента  производимой продукции путем  внедрения новых видов, наиболее  соответствующих запросам всех  категорий потребителей;

 

 организация эффективной  рекламы и других мероприятий,  стимулирующих спрос потребителей  на данные виды услуг.

 

 Нами изложены теоретические  основы анализа объема, качества  и ассортимента продукции.

 

 Объем производства  и продажи продукции, ассортимент  и качество продукции – это  основные показатели, характеризующие  деятельность организации, и анализ  этих показателей имеет большое  значение для оценки его деятельности  как на этапе планирования  производства и продаж, так и  на этапе выполнения планов.

 

 На изменение объема  продукции оказывает влияние  огромное количество факторов: производственные  мощности, заказы на продукцию,  обеспеченность организации ресурсами.  В свою очередь, от величины  объема реализации зависит финансовое  положение и финансовый результат  работы организации.

 

 Изменения в ассортименте  и структуре продукции влияют  на объемы производства продукции,  и как следствие на сумму  выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность  и другие экономические показатели. Поэтому анализ такого влияния  позволяет комплексно и всесторонне  оценить эффективность ассортиментной  и структурной политики предприятия.

 

 Важнейшим источником  роста эффективности производства  является повышение качества  выпускаемой продукции, что обеспечивает  экономию трудовых и материальных  ресурсов и в то же время  позволяет более полно удовлетворять  потребности покупателей. Высокий  уровень качества продукции выгодно  выделяет ее из ряда аналогичных  товаров, способствует повышению  спроса на нее. Это дает основание для увеличения выручки не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

 

 Важное место в комплексной  оценке объема производства и  продажи продукции занимает анализ  ритмичности. 

 

 В результате нарушения  ритмичности увеличиваются объем  незавершенного производства и  сверхплановые остатки готовой  продукции на складах, замедляется  оборачиваемость капитала, вследствие  чего несвоевременно поступает  выручка, имеет место излишний  расход фонда заработной платы,  поскольку в начале месяца  рабочим платят за простои,  а в конце   за сверхурочные  работы.

2. Анализ объёма, качества  и ассортимента выпускаемой продукции

2.1. Анализ выполнения  плана и реализации продукции.

 

 Основными задачами  экономического анализа объема  производства и реализации продукции  на предприятии является оценка  динамики и выполнения плана  по основным показателям объема, структуры и качества продукции;  проверка сбалансированности и  оптимальности планов и плановых  показателей, выявление степени  влияния основных факторов на  показатели объема производства  и реализации продукции, разработка  мероприятий по использованию  внутрихозяйственных резервов для  повышения темпов прироста продукции,  улучшение ее ассортимента и  качества.

 

 Данные для анализа  выполнения плана производства  и реализации продукции приведены  в табл. 1.

 

 Таблица 1

 

 Анализ выполнения  плана производства и реализации  продукции

Показатели 

По плану 

Фактически 

% Выполнения плана 

Отклонения

 

абсолютное 

относительное

 

А 

5

 

1. Валовая продукция, тыс.руб. 

115300 

131100 

113,70 

15800 

13,7

 

2.Товарная продукция, тыс.  руб. 

121530 

131610 

108,29 

10080 

8,29

 

3.Реализованная продукция,  тыс. руб. 

121530 

136640 

112,43 

15110 

12,43

 

4. Переработка сырья, тыс.руб. 

6050 

6350 

104,96 

300 

4,96

 

5.Выработанная продукция,  т.т. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№1 

302 

332 

109,93 

30 

9,93

 

№2 

604 

664 

109,93 

60 

9,93

 

№3 

302 

311 

102,98 

2,98

 

№4 

856 

855 

99,88 

-1 

0,12

 

№5 

352 

413 

117,33 

61 

17,33

 

№6 

603 

634 

105,14 

31 

5,14

 

№7 

2012 

2172 

107,95 

160 

7,95

 

Прочая 

714 

714 

100 

0

 

6. Итого товарной продукции,  тыс. тонн. 

5745 

6095 

106,09 

350 

6,09

 

7. Расход топлива, т.т. 

181 

138 

76,24 

-43 

-23,76

 

8. Потери, т.т. 

124 

117 

94,35 

-7 

-5,65

 

9. Услуги пром. характера, тыс. руб. 

315 

269 

85,40 

-46 

-14,6

 

10. Суммарная стоимость  товарной продукции, тыс. руб. 

121845 

131879 

108,24 

10034 

8,24

 

11. Средняя цена одной  тоны товарной продукции, руб.  тона. 

21,15 

21,59 

102,08 

0,44 

2,08

 

12. Выход товарной продукции  из сырья. 

0,95 

0,96 

101,05 

0,01 

1,05

 

 

 Как видим из табл. 1 план производства продукции  выполнен по всем ее видам,  за исключением изделия №4. Опережение  темпов прироста реализации продукции  по сравнению с производством  товарной свидетельствует о сокращении  остатков готовой продукции. Прирост  товарной продукции по факторам  рассчитывают методом элиминирования (индексный). Прирост товарной продукции  составит под влиянием следующих  факторов:

 

 роста объема переработки  сырья 

 

 где,

 

 О1 и О2  – объем  переработки сырья в планируемом  и отчетном периодах.

 

d1 – выход товарной  продукции в планируемом периоде.

 

 – средняя цена товарной  продукции в планируемом периоде.

 

 ∆ТПо = (6350 – 6050) ∙ 0,95 ∙ 21,15 = 6027,75 тыс. руб.

 

 увеличение выхода  товарной продукции 

 

 

 

 

 

 изменение ассортимента  вырабатываемой продукции

 

 

 

 

 

 

 

 Таким образом, основной  прирост продукции достигнут  в результате увеличения объема  переработки сырья и ассортиментных  сдвигов.

2.2. Анализ факторов изменения  объема реализации продукции.

 

 Анализ факторов определяющих  объем реализуемой продукции  может быть произведен на основе  данных табл. 2.

 

 Таблица 2

 

 Анализ факторов изменения  объемов реализации продукции

Показатели 

По плану 

Фактически 

Отклонения

 

А 

3

 

А. Приход продукции:

 

Остатки товара на складе на начало года 

4150 

4150 

0

 

Остатки товаров отгруженных 

7850 

7850 

0

 

Выпуску готовой продукции 

121530 

131610 

10080

 

Итого приход 

133530 

143610 

10080

 

Б. Расход продукции

 

Остатки товара на складе на конец года 

2510 

2620 

110

 

Остатки товаров отгруженных  на конец года 

9490 

4350 

-5140

 

Реализация товарной продукции 

121530 

136640 

15110

 

Итого расход 

133530 

143610 

10080

 

 

 По плану остатки  готовой отгруженной, но не  оплаченной покупателем, продукции  на складе на начало отчетного  года составила:

 

4150 + 7850 = 12000

 

 Выпуск товарной продукции  составил: 121530

 

 Нормативный остаток  годовой продукции: 2510

 

 В этих условиях  для реализации оставалось:

 

12000 + 121530 – 2510 = 131020

 

 План реализации был  утвержден в сумме 121530 или на 131020 – 121530 = 9490 меньше.

 

 Отмечаем, что в запасы  на конец планового года (2510) входят  только готовые изделия на  складе (нормируемые запасы), следовательно,  предприятие имеет к концу  планового года товаров отгруженных  на 9490 тыс. руб., которые увеличились  на сумму 9490 – 7850 = 1640 тыс. руб., что не позволило увеличить  план реализации. План реализации  был выполнен на 112,43% (табл. 1).

 

 На основе планового  и фактического баланса товарной  продукции рассмотрим за счет  каких источников перевыполнен  план:

 

 предприятие перевыполнило  план по реализации на 136640 –  121530 = 15110 тыс. руб.

 

 готовой товарной продукции  предприятие выработало больше  плана на 131610 – 121530 = 10080 тыс. руб.

 

Вывод: План реализации увеличился за счет увеличения остатков товаров  отгруженных на конец года по плану.

2.3. Анализ выполнения  плана по выпуску товарной  продукции.

 

 Выполнение плана по  ассортименту вырабатываемой продукции  анализируют с сопоставлением  данных о выработке продукции  в натуральном выражении для  этого, определяют изменение структуры  вырабатываемой продукции.

 

 Исходные данные для  анализа приведены в табл. 3

 

 Таблица 3

 

 Анализ выполнения  плана по выпуску товарной  продукции предприятия по видам

Изделие 

Объем производства ТП, тыс. тонн 

Доля каждого продукта в общем выпуске, % 

Отклонения

 

По плану 

Факти-чески 

По плану 

Факти-чески 

Абсолютное, тыс. тонн 

По уд. содерж-ю, %

 

А 

6

 

№1 

302 

332 

5,257 

5,447 

30 

0,19

 

№2 

604 

664 

10,513 

10,893 

60 

0,38

 

№3 

302 

311 

5,257 

5,103 

-0,154

 

№4 

856 

855 

14,90 

14,028 

-1 

-0,872

 

№5 

352 

413 

6,127 

6,776 

61 

0,649

 

№6 

603 

634 

10,496 

10,402 

31 

-0,094

 

№7 

2012 

2172 

35,022 

35,636 

160 

0,614

 

Прочее 

714 

714 

12,428 

11,715 

-0,713

 

Итого 

5745 

6095 

100 

100 

350 

0

 

 

 Как видим, план выполнен  и перевыполнен по всему ассортименту  вырабатываемой продукции за  исключением изделия №4.

 

 Структура (доля) вырабатываемой  продукции в отчетном периоде  изменилась по сравнению с  плановой. На данные изменения  могло повлиять неравномерная  переработка сырья, ввод нового  технического оборудования, изменение  суточной производительности, изменение  длительности работы действующего  технологического оборудования  и т.д. 

2.4. Анализ качества продукции.

 

 Важным показателем  реализации служит качество вырабатываемой  товарной продукции.

 

 Исходные данные для  анализа приведены в табл. 4

 

 Таблица 4

 

 Анализ качества продукции

Показатели 

По плану 

Фактически 

Отклонение

 

Абсолютное 

По % выполнения

 

А 

4

 

1. Товарная продукция,  тыс. тонн. 

5745 

6095 

350 

6,09

 

2. Средняя цена одной  тоны ТП, руб./тонна 

21,15 

21,59 

0,44 

2,08

 

3. Товарная продукция,  тыс. руб. 

121530 

131610 

10080 

8,29

 

 

 Влияние изменения  качества продукции на объем  ее выпуска определяют с помощью  средней цены изделия.

 

 Порядок анализа следующий:

 

 Определяют плановую  и фактическую среднюю цену  на изделие с учетом объема  выпуска по каждому сорту. Такая  средняя величина называется  средневзвешенной. На нашем предприятии  она составила по плану 21,15 рублей на тонну, фактически 21,59 рублей на тонну.

 

 Определяют разницу  между фактической и плановой  ценой за единицу изделия

 

21,59 – 21,15 = 0,44 руб./тонну

 

 Получается, что за  счет повышения коэффициента  сортности в среднем каждое  изделие дает дополнительно 0,44 руб.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности