Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:12, дипломная работа
Цель данной дипломной работы - изучить учёт и контроль основных средств и их амортизацию, обосновать целесообразность применяемых методов амортизации к разным объектам основных средств.
Задачи дипломной работы:
Изучить нормативную базу по учёту основных средств и их амортизации.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЁТА АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Нормативные положения по учёту основных средств
1.2 Методы начисления амортизации основных средств в налоговом и бухгалтерском учёте
1.3 Бухгалтерский учёт амортизации основных средств
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ОАО «ДРУЖКОВСКОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ»
2.1 Характеристика ОАО «Дружковского машзавода»
2.2 Документооборот по учёту основных средств и их амортизации на предприятии
2.3 Организация бухгалтерского учёта основных средств и их амортизации на ОАО «Дружковском машзаводе»
3 КОНТРОЛЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ПРАВИЛЬНОСТЬ НАЧИСЛЕНИЯ ИХ АМОРТИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
При проверке необходимо определить правильно ли ведутся карточки учёта движения основных средств, своевременно ли заполняются реквизиты в них на основании данных инвентарных карточек основных средств и правильно ли отражены данные в синтетическом учёте основных средств. Инвентарные карточки подлежат обязательной регистрации. Совокупность карточек составляет картотеку, которая обеспечивает аналитический учёт основных средств.
Если объект выбывает, то в карточке учёта движения основных средств необходимо сделать запись о выбытии на основании актов про списание основных средств (форма ОЗ-3).
Проверяется также, применяются ли для пообъектного учёта основных средств в местах их нахождения (эксплуатации) инвентарный список основных средств (форма ОЗ-9) по материально ответственным лицам. Для текущего контроля за наличием основных средств необходимо проводить периодическую сверку инвентарных списков (не реже двух раз в году) с записями в инвентарных карточках учёта основных средств (форма ОЗ-6).
Проверка первоначальных документов необходима для установления законности и целесообразности хозяйственной операции и таким образом определяют виновных лиц, которые допустили ошибки и злоупотребления.
Особый контроль необходимо обеспечить за правильностью бесплатных поступлений основных средств на предприятие и их выбытием и ликвидацией. Здесь нужно проверять правильность составления актов приёмки-передачи объектов (нет ли в них подчисток и исправлений, указаны ли дата, количество и стоимость объектов, их технологическое состояние; относительно выбытия и ликвидации нужно проверить обоснованность бесплатной передачи основных средств, наличие документов, которые подтверждают принятие их на учёт покупателями). Целесообразность ликвидации основных средств проверяется сплошным способом по актам, в частности правильность их составления, наличие актов дефектов предметов, полноту и своевременность оприходования материалов от ликвидации, отображение убытков от ликвидации не полностью амортизированных средств.
Основные направления контроля учёта основных средств должны обеспечить:
Постоянно
необходимо контролировать правильность
начисления и использования
Порядок
начисления амортизации основных средств
регулируется Законом Украины «О
налогообложении прибыли
Источниками информации и объектами контроля служат ведомости начисления амортизации, карточки аналитического учёта состава объектов основных средств по четырём группам, из которых базовыми для начисления амортизации в вышеуказанном законе определены три группы (здания и сооружения, офисное оборудование, другие основные средства), журнал-ордер №4 и соответствующие машинограммы.
Последовательность и основные направления контроля за правильным начислением износа основных средств:
При осуществлении контроля применяются методы нормативной правовой проверки на соответствие действующему законодательству при включении в состав групп основных средств установленных норм амортизационных отчислений по группам.
Особое внимание следует сосредоточить на правомерности определения амортизации затрат на улучшение основных фондов собственных или арендованных, применение норм ускоренной амортизации. При выявлении нарушений в определении балансовой стоимости групп основных средств следует установить, как это повлияло на объём начисленной амортизации за соответствующий период.
Правильность отражения в учёте амортизации как затрат на производство, расчётов с бюджетом проверяется методом контроля корреспонденции бухгалтерских счетов, отраженных в журнале-ордере №4, на основании расчёта начисления амортизации за отчётный период.
Наиболее доскональным приёмом последующего хозяйственного контроля за сохранностью основных средств, который часто применяется на предприятии как отдельная форма контроля, является проведение инвентаризации активов и финансовых обязательств.
Под инвентаризацией следует
понимать проверку и оценку
фактического наличия объекта
контроля, которая осуществляется
путём наблюдения, обмера, регистрации
с последующей сверкой
Обязательно проводится инвентаризация [8]:
Инвентаризация основных средств проводится не ранее первого октября.
К началу инвентаризации следует проверить:
Ежегодная полная инвентаризация основных средств на предприятии обеспечивает выявление фактического наличия объектов основных средств на всех структурных подразделениях предприятия. Данная инвентаризация проводится по состоянию на 1ое октября каждого года. Для проведения инвентаризации распоряжением руководителя предприятия создаётся постоянно действующая инвентаризационная комиссия в составе руководителей структурных подразделений, главного бухгалтера, а также представителя контрольно-ревизионного отдела, которая возглавляется руководителем предприятия или его заместителем. Основными задачами постоянно действующей инвентаризационной комиссии являются: проведение профилактической работы относительно обеспечения сохранности основных средств; организация проведения инвентаризации и осуществление инструктажа членов рабочих инвентаризационных комиссий; проведение контрольных проверок правильности проведения инвентаризации, выборочных инвентаризаций наиболее ценных объектов основных средств по их местонахождению; проверка правильности отражения инвентаризационных разниц; проведение по распоряжению руководителя предприятия повторных проверок. Таким образом, основной функцией постоянно действующей инвентаризационной комиссии является организационно-методическое руководство инвентаризационной работы и организация контроля за сохранностью имущества предприятия.
Для
непосредственного контроля за сохранностью
основных средств в местах их расположения
приказом руководителя предприятия
создаётся рабочая
Для подтверждения качества проводимой инвентаризации основных средств представители контрольно-ревизионного отдела могут провести контрольную проверку, выбрав определенную структурную единицу предприятия (например, литейный цех) и провести повторно инвентаризацию наличия основных средств на местах; или сплошную проверку, при этом выбрав отдельную структурную единицу предприятия, и проверив все, без исключения, основные средства, находящиеся в распоряжении цеха.
В
случае расхождений бухгалтерских
данных по учёту основных средств
и данных, отраженных в инвентарных
списках в местах их расположения,
работниками контрольно-
В ходе инвентаризации комиссия в обязательном порядке проводит проверку соответствия технической документации, записывает в описи полное наименование этих объектов и другие инвентарные номера. В случае отсутствия технической документации об этом указывается в описях - в графе «Примечания».
Машины, оборудование и другие объекты проверяются по заводским номерам и заносятся в описи отдельно, с указанием инвентарного номера.
Полученные данные инвентаризации заносятся в инвентаризационные описи (приложение ), в которых пишется наименование и количество ценностей, а в случае необходимости и характеристика их состояния. Инвентаризационная опись - первичный документ, составленный в процессе проведения инвентаризации, ее итог. Основные средства записываются в описи по наименованию согласно с основным назначением объекта. Присвоенные объектам основных средств инвентарные номера не должны изменяться. Описи составляются отдельно по каждому материально ответственному лицу и месту хранения ценностей и подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. Подпись последнего свидетельствует о том, что инвентаризация проводилась в его присутствии, а также, что все включенные в опись ценности находятся на его ответственном хранении. В ходе инвентаризации необходимо определить и выделить в описи ненужные материальные ценности, бракованные ценности, а также те, которые простаивают и в данный момент не используются и так далее.
Оформленные
описи сдаются в бухгалтерию
для проверки, выявления и отражения
в учёте результатов
Окончательные
результаты можно проведенной
Сличительные ведомости- важнейший заключительный документ, который составляется на результативной стадии инвентаризационного процесса. В них отражаются итоговые результаты, которые представляют собой расхождения между учётными и фактическими остатками, то есть между данными бухгалтерского учёта и данными инвентаризационных описей. При составлении сличительных ведомостей бухгалтерия должна внимательно проверить правильность всех записей на счетах. Эта ведомость должна иметь следующие реквизиты: наименование объекта, единица измерения, предыдущие результаты инвентаризации, выявленные недостачи и излишки.
Выявленные недостачи и излишки должны быть отражены в бухгалтерском учёте.