Амортизация основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы - изучить учёт и контроль основных средств и их амортизацию, обосновать целесообразность применяемых методов амортизации к разным объектам основных средств.
Задачи дипломной работы:
Изучить нормативную базу по учёту основных средств и их амортизации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЁТА АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Нормативные положения по учёту основных средств
1.2 Методы начисления амортизации основных средств в налоговом и бухгалтерском учёте
1.3 Бухгалтерский учёт амортизации основных средств
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ОАО «ДРУЖКОВСКОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ»
2.1 Характеристика ОАО «Дружковского машзавода»
2.2 Документооборот по учёту основных средств и их амортизации на предприятии
2.3 Организация бухгалтерского учёта основных средств и их амортизации на ОАО «Дружковском машзаводе»
3 КОНТРОЛЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ПРАВИЛЬНОСТЬ НАЧИСЛЕНИЯ ИХ АМОРТИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.37 Мб (Скачать)
 

   Таким образом, если проанализировать основные технико-экономические показатели по предприятию в динамике (2000-2001гг.), то можно прийти к выводу, что по сравнению с 2000г. возросли  объемы товарной и реализованной продукции на 91900тыс.грн. и 99497 тыс.грн. соответственно, однако плановые показатели  не выполнены. За счёт роста цен на материалы в 2001г. выросла ее себестоимость, увеличились затраты на оплату труда (4176тыс.грн.). Не смотря на это, прибыль от реализации продукции по сравнению с предыдущим годом снизилась на 4791 тыс.грн. В 2001г. предприятие несет убытки в размере 5379тыс.грн., и по сравнению с 2000г. они сократились на 5943тыс.грн. В 2001г. наблюдается рост дебиторской задолженности на 19299 тыс.грн. и кредиторской на 41645тыс.грн. 

    Анализируя  показатели деятельности  машзавода  за 2001 год, можно сделать вывод: в активе предприятия увеличилась доля незавершенного производства ( 10169 тыс.грн), произошло уменьшения балансовой стоимости основных средств за счёт их списания и ликвидации (9307тыс.грн.),  увеличился запас продукции предприятия (19413 тыс.грн), готовая продукция на складе уменьшилась (7439 тыс.грн.); за счёт недостаточной платёжеспособности покупателей увеличилась дебиторская задолженность за отгруженную продукцию (13914 тыс.грн.) и с этой целью был создан резерв сомнительных долгов (3200 тыс.грн.). Пассив предприятия претерпел изменения:  убытки предприятия возросли (7957 тыс.грн.), были погашены краткосрочные кредиты банка (85 тыс.грн.),  увеличилась кредиторская задолженность за товары (34327 тыс.грн.), произведены расчёты с бюджетом (8559 тыс.грн.) (приложение   ).  Также по результатам 2001г. наблюдается увеличение дохода от реализации продукции (119366 тыс.грн),  однако при этом увеличилась себестоимость продукции за счёт увеличения количества выпущенной продукции, цен на материалы, затрат на производство продукции; за счёт увеличения себестоимости уменьшилась и валовая прибыль. За счёт значительных затрат, связанных с операционной деятельностью, и незначительной валовой прибылью  по результатам работы предприятия был получен убыток (приложение     ). По результатам деятельности предприятия за 2001 год можно прийти к такому заключению- поступление денежных средств  от операционной деятельности по сравнению с 2000годом сократилось за счёт превышения  обязательств предприятия над его активами, доходы от инвестиционной деятельности также сократились (1265 тыс.грн.) за счёт приобретения необоротных активов, результатом финансовой деятельности является погашения долга в размере 1000тыс.грн. (приложение   ).   В 2001г. величина уставного капитала не изменилась, сумма дополнительного капитала изменилась за счёт исправления ошибок,  непокрытые убытки увеличились (приложение    ).

    Переход Украины к рыночным отношениям, позволяющим  функционировать разнообразным формам собственности, коренным образом изменил отношение к бухгалтерскому учёту. Предприятия получили большую самостоятельность в выборе форм учёта, учётной политики; вместе с тем это вызвало большую ответственность, особенно в обмене законченной бухгалтерской отчетностью, которая предоставляется налоговым администрациям, банкам, инвесторам и так далее.

    Под учётной политикой подразумевается  выбранная предприятием совокупность принципов, методов и процедур, используемых для составления и предоставления финансовой отчётности.

    Учётная политика предприятия формируется  её руководителем и подлежит оформлению с помощью соответствующей организационно-распорядительной документации предприятия ( приложение   ).

    С 01.01.2000 года бухгалтерский учёт осуществляется на ОАО «Дружковский машиностроительный завод»  в соответствии  с принятыми Национальными стандартами бухгалтерского учёта и отчётности по журнально-ордерной системе счетоводства.

    Учётной политикой предприятие определило стоимостной и временной принципы отнесения объектов к основным средствам - необоротные активы, стоимость которых превышает 500грн. и срок использования превышает 1 год. Учёт основных средств производится по счетам класса 1 «Необоротные активы». Амортизация производится согласно норм и методов, предусмотренных налоговым законодательством.

    Организация  бухгалтерского учёта на заводе возложена  на отдел бухгалтерии во главе с главным бухгалтером, в подчинении которого находятся  два отдела (материальная и промышленная бухгалтерии) и шесть бюро.

    Организационную структуру управления бухгалтерией на ОАО «Дружковский машиностроительный завод» можно представить на рисунке 5.

    Смысл организационной системы управления бухгалтерией заключается в установлении обязанностей, прав и ответственности  за выполняемую работу.

    Основными задачами отдела бухгалтерии и, в частности бухгалтера, являются:

  • Соблюдение закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и П(С)БУ.
  • Учёт, анализ, контроль за выполнением производства в разрезе количества, качества и ассортимента продукции.
  • Учёт, анализ, контроль за экономным использованием имеющихся ресурсов.
  • Учёт, анализ, контроль и выявление фактических затрат и результатов деятельности предприятия.
  • Учёт, анализ, контроль за затратами труда и его оплатой.
  • Учёт, анализ, контроль за расчетами с поставщиками.
  • Учёт, анализ, контроль за реализацией и отгрузкой продукции.
  • Учёт, анализ, контроль за формированием прибыли, финансовым состоянием, соответствием расходов предприятия и его доходом.
  • Выявление резервов дальнейшего увеличения эффективности производства.
 
 
 
 

2.2 Документооборот  по учёту основных средств   и их амортизации на предприятии

     Прежде, чем  перейти к рассмотрению документооборота на предприятии, необходимо определиться со следующими понятиями - документация, документ, бухгалтерский документ.

    Документация-способ оформления хозяйственной операции соответствующими документами. Документ - письменное свидетельство осуществления хозяйственной операции, дающие юридическую силу данным бухгалтерского учёта. Бухгалтерский документ- документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и являющийся юридическим доказательством её осуществления [9].

    Всю бухгалтерскую документацию на ОАО  «Дружковский машиностроительный завод» по порядку составления можно разделить на первичную и сводную.

    Первичные документы  составляются в процессе ведения хозяйственной операции. Они должны иметь следующие реквизиты: название документа, дата и место составления, содержание хозяйственной операции, измерение хозяйственных операции, должности лиц, ответственные за осуществление хозяйственных операции и их подписи. Первичные документы должны быть составлены в момент осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно - непосредственно после ее окончания.

    Сводные документы составляются на основании  нескольких первичных документов для получения обобщённых данных. Примером таких документов могут быть журналы-ордера, которые составляются на основании нескольких первичных документов с целью получения обобщённых данных для аналитического учёта информации на соответствующих счетах.

    Документооборот- это движение документов от момента  их составления, периода обработки  и до передачи в архив.

    Основные  этапы документооборота:

  • составление оформление документа;
  • принятие документа в бухгалтерию;
  • движение документа по отделам и рабочим местам бухгалтерии, его обработка и использование для учётных записей;
  • передача документа на средства вычислительной техники и возврат ее назад;
  • передача документа в архив.

     Документооборот на предприятии устанавливается  главным бухгалтером и является обязательным для всех работников предприятия.

     Порядок документооборота зависит от характера  и особенностей хозяйственных операций и их учётного оформления, а также от структуры предприятия и его учётного аппарата (бухгалтерии).

    На  ОАО «Дружковский машиностроительный завод» применяется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. В основе журнально-ордерной формы бухгалтерского учёта лежит принцип накапливания данных первичных документов путём использования накопительных ведомостей. Схематично движение документов при журнально-ордерной форме учёта основных средств приведена  на рисунке 6.

    Перейдем  к рассмотрению непосредственно  самого документооборота основных средств.

    Перечень  типовых форм первичной  документации, которыми оформляются операции по движению основных средств, прочих необоротных активов, а также учёту амортизации основных средств приведен в таблице 5. 
 
 

      
 

Таблица   5  - Первичные документы по учёту  основных средств

Форма документа Название документа Примечания
1 2 3 4
1 ОЗ-1 Акт приёмки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств Составляется  на каждый объект отдельно, а на несколько - только в том случае, когда объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно на ответственное хранение одним и тем же лицом
2 ОЗ-2 Акт приёма-сдачи  отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств Отмечаются  техническая характеристика и первоначальная  стоимость объекта. Актом такой формы оформляется приём законченных работ после строительства, реконструкции или модернизации основных средств
3 ОЗ-3 Акт списания основных средств После ликвидации основных средств и составления  актов на списание основных средств первый экземпляр передаётся в бухгалтерию, где на его основании делается запись в инвентарную карточку основных средств
4 ОЗ-4 Акт на списание автотранспортных средств Составляется  в двух экземплярах, подписывают члены комиссии, утверждается руководителем предприятия или уполномоченным лицом
5 ОЗ-5 Акт об установке, пуске и демонтаже строительных машин Составляется  при  установке, пуске и демонтаже  строительных машин, которые взяты на прокат. Подписывается представителем машинопрокатной базы и механиком строительной площадки.
       

    Продолжение таблицы 5

1 2 3 4
6 ОЗ-6 Инвентарная карточка учёта основных средств Осуществляются  записи на основании актом приёмки-передачи основных средств и акта на списание основных средств, в случаях: для  учёта отдельных объектов основных средств, для группового учёта однотипных объектов основных средств, которые поступили в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеют одно и тоже производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость.   Как правило, заполняется в одном экземпляре   и находится в бухгалтерии.
7 ОЗ-7 Опись инвентарных  карточек по учёту основных средств Применяется для  регистрации инвентарных карточек. Эта форма составляется в одном экземпляре в бухгалтерии.
8 ОЗ-8 Карточка учёта  движения основных средств Применяется для  учёта движения основных средств по классификационным группам. Выписывается в бухгалтерии в одном экземпляре.
9 ОЗ-9 Инвентарный список основных средств Применяется в  местах эксплуатации основных средств для учёта каждого объекта    по материально ответственным лицам.  Данные, которые находятся в этой форме, должны быть одинаковыми с записями в инвентарных карточках учёта основных  средств
10 ОЗ-14,   ОЗ-15,

 ОЗ-16

Расчёт амортизации  основных средств Используются  при начислении износа основных средств
 

    Аналитический учёт основных средств ведётся по каждому инвентарному объекту. Отдельным инвентарным объектом является законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями или конструктивно отдельный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Инвентарным объектом определяется также комплекс конструктивно соединенных предметов одного или  разнообразного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления и принадлежности, общее управление, единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс - определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно. В зависимости от видов основных средств аналитический учёт ведется на инвентарных карточках учёта основных средств (форма ОЗ-6). На предприятиях, имеющих небольшое количество инвентарных объектов, ведутся инвентарные книги.

    Аналитический счёт отражает техническую и экономическую  характеристику объекта, его местонахождение, первоначальную оценку и переоценку по восстановительной стоимости,  а также норму амортизационных отчислений. В аналитическом учёте отражают все изменения, произошедшие за время эксплуатации основных средств. Аналитические счета группируются по местам, где находятся основные средства, по материально ответственным лицам, по методам начисления амортизации, по группам и видам, по отраслевому признаку, по принадлежности, по признаку использования.

    На  каждый принятый в эксплуатацию объект основных средств комиссией, назначенной  приказом руководителя завода, составляется Акт приёмки-передачи (внутреннее перемещение) основных средств (приложение  ), в котором указывается первоначальная стоимость объекта, краткая техническая характеристика, место эксплуатации.  К акту прилагается техническая документация (приложение   ) относительно данного объекта. Акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект. При передаче основных средств другому предприятию акт составляется в двух экземплярах (для предприятия, которое получает, и предприятия, которое передает основные средства). При передаче в цех объекта основных средств, изготовленного собственными силами, к акту прилагается также приемо-сдаточный акт (приложение  ), свидетельствующий о передаче изготовленного основного средства цехом-изготовителем  на склад, приказ председателя правления о передаче данного средства цеху- получателю (приложение  ), паспорт, калькуляция  затрат на производство (приложение     ).

    Каждому объекту присваивается инвентарный  номер, который наносится на сам  объект и в дальнейшем проставляется  во всех документах, которые отражают движение объекта, а также в инвентарной карточке (приложение      ) и инвентарных списках. Этим предупреждается путаница в учёте, обеспечивается контроль за сохранностью основных средств. Инвентарный номер присваивается на всё время эксплуатации объекта до списания. Нумерация инвентарных объектов строится по серийно-порядковой системе.

Информация о работе Амортизация основных средств