Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:12, дипломная работа
Цель данной дипломной работы - изучить учёт и контроль основных средств и их амортизацию, обосновать целесообразность применяемых методов амортизации к разным объектам основных средств.
Задачи дипломной работы:
Изучить нормативную базу по учёту основных средств и их амортизации.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЁТА АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Нормативные положения по учёту основных средств
1.2 Методы начисления амортизации основных средств в налоговом и бухгалтерском учёте
1.3 Бухгалтерский учёт амортизации основных средств
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ОАО «ДРУЖКОВСКОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ»
2.1 Характеристика ОАО «Дружковского машзавода»
2.2 Документооборот по учёту основных средств и их амортизации на предприятии
2.3 Организация бухгалтерского учёта основных средств и их амортизации на ОАО «Дружковском машзаводе»
3 КОНТРОЛЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ПРАВИЛЬНОСТЬ НАЧИСЛЕНИЯ ИХ АМОРТИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Большие
трудности в операциях с
Проследим некоторые существенные отличия бухгалтерского и налогового учёта [5].
В
бухгалтерском учёте
Разные
подходы к определению «
При этом следует иметь в виду, что балансовая стоимость основных фондов, которые подпадают под определение групп 1,2 и 3, введенных в эксплуатацию до вступления в силу Закона «О налогообложении прибыли предприятия», определяется на уровне их остаточной стоимости по состоянию на момент вступления в силу этого Закона с включением их в соответствующую группу основных фондов с целью дальнейшей амортизации[6].
Основным отличием налогового и бухгалтерского учёта является также дата, с которой начинается начисление амортизации приобретенного объекта основных средств. Начисление амортизации в бухгалтерском учёте начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования, то есть после месяца, в котором объект был введен в эксплуатацию. В налоговом же учёте амортизация начинает начисляться только со следующего квартала.
Все эти и некоторые другие отличия начисления амортизации в налоговом и бухгалтерском учёте подтверждают необходимость параллельного их отражения на предприятии. Далее рассматривается налоговый учёт начисления амортизации основных фондов отдельно от бухгалтерского учёта.
Для целей налогового учёта амортизация выступает отдельной статьей, уменьшающей валовые доходы. В соответствии с Законом о налоге на прибыль под термином амортизация основных фондов подразумевается постепенное отнесение затрат на их приобретение, изготовление или улучшение, на уменьшение скорректированного дохода налогоплательщика в пределах норм амортизационных отчислений.
Объектом для исчисления амортизации [6] являются расходы, связанные с:
Учитывая
то, что в налоговом учёте
Так, п.8 Закона о налоге на прибыль, определяющий порядок учёта основных фондов и начисления амортизации, не содержит информации с какого момента необходимо начислять амортизацию по вновь введенным основным фондам. Однако, учитывая то, что для целей налогового учёта, расходы признаются по правилу первого события (на дату списания денежных средств или на дату оприходования товаров), можно считать, что данное правило также распространяется и на расходы, связанные с приобретением основных фондов, которые подлежат амортизации.
Не подлежат амортизации расходы:
Указанные виды расходов подлежат включению в состав валовых расходов предприятия того отчётного периода, в котором они были произведены.
Также не подлежат амортизации:
Под термином «непроизводственные фонды» для целей налогообложения следует понимать капитальные активы, которые не используются в хозяйственной деятельности плательщика налога.
К непроизводственным фондам относятся:
Основные фонды, подлежащие амортизации, разделены в соответствии с Законом о налоге на прибыль на три группы в зависимости от целевого назначения и выполняемых функций, как было указано выше. Исходя из такого деления, определены порядок и нормы начисления амортизации отдельно по каждой группе.
Правильное отнесение основных средств к определённой группе является основным условием для избежания искажения суммы налогооблагаемой прибыли.
Каждая группа имеет свои особенности при начислении амортизации и отражении ее в налоговом учёте. В частности, это касается учётной единицы основных фондов.
Учёт балансовой стоимости основных фондов 1 группы ведётся по каждому отдельному инвентарному объекту (зданию, сооружению и так далее) и в целом по группе как сумма балансовых стоимостей отдельных объектов такой группы.
Учёт балансовой стоимости групп 2 и 3 ведется по каждому объекту отдельно и по совокупной балансовой стоимости соответствующей группы основных фондов независимо от времени ввода в эксплуатацию таких основных фондов [7].
Нормы амортизации установлены для каждой группы основных фондов и едины для всех основных фонды, входящих в группу. В расчёте на календарный квартал нормы амортизации составляют:
Для основных фондов 1 группы- 1,25%
Для основных фондов 2 группы-6,25%
Для основных фондов 3 группы-3,75%
В соответствии с положениями Закона о налоге на прибыль базой для исчисления амортизации является балансовая стоимость соответствующей группы основных фондов на начало отчётного периода. Поскольку амортизация начисляется за квартал, то балансовая стоимость основных фондов определяется на начало отчётного квартала.
Балансовая стоимость группы основных фондов на начало отчётного периода для исчисления амортизации рассчитывается по формуле:
Ба=Ба-1+Па-1-Ва-1-Аа-1,
где а- отчётный период;
а-1- предыдущий период перед отчётным периодом;
Б- балансовая стоимость группы основных фондов;
П- сумма расходов, понесенных на приобретение основных фондов, улучшение основных фондов (ремонт, реконструкцию, модернизацию);
В- сумма выведенных из эксплуатации основных фондов;
А-
сумма амортизационных
Для целей налогового учёта основным является понятие балансовой стоимости групп основных фондов, т.к. именно этот показатель рассчитывается предприятием самостоятельно и от правильности расчёта балансовой стоимости групп основных фондов зависит правильность расчёта амортизации.
Формула расчёта балансовой стоимости групп основных фондов приведена в п.п.8.3.2 ст.8 Закона о налоге на прибыль, однако законодательством не установлена форма (бланк) расчёта. Типовая форма «Расчёт амортизации основных средств для промышленных предприятий» № ОЗ-14 предусматривает не все реквизиты, необходимые для расчета амортизации с учетом приведенной выше формулы для расчёта балансовой стоимости основных фондов. В этой связи предприятия могут самостоятельно разработать необходимую форму.
Балансовая стоимость отдельного объекта основных фондов 1 группы или балансовая стоимость групп 2 и 3 увеличивается на затраты, связанные с улучшением таких основных фондов в сумме превышающей 5% совокупной балансовой стоимости групп основных фондов на начало отчётного периода.
Для основных средств 1 группы балансовая стоимость на начало отчётного периода рассчитывается по каждому объекту и проводится до достижения стоимости отдельного объекта 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (1700грн.). После достижения стоимости отдельного объекта основных фондов 1 группы 1700грн., стоимость такого объекта приравнивается к нулю. В целях налогового учёта остаточная стоимость объекта включается в состав валовых расходов.
Балансовая стоимость фондов 2 и 3 группы рассчитывается по каждому объекту в отдельности и по всей группе. Однако до 1 января 2002 года стоимость основных фондов 2 и 3 групп учитывалась по совокупной балансовой стоимости, и амортизация этих объектов производилась до достижения совокупной балансовой стоимости группы нулевого значения [7].
Также
можно применять метод