Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 19:15, курсовая работа
Объектом изучения является особенности формирования расходной части бюджета РФ.
Предметом изучения является бюджет РФ.
Цель работы: на основе сравнительного анализа структуры федерального бюджета изучить особенности формирования расходной его части. Описать основные определения, классификации и положения расходов бюджета а также на примере бюджета Липецкой области показать распределение расходов на 2004-2006 гг.
2.2.1. Анализ расходной части бюджета Липецкой области
Представим данные расходной части бюджета в процентах к общей сумме расходов. (Табл. 2.1.)
Таблица 2.1. Структура расходов бюджета Липецкой области за период 2004 – 2006 гг.
Распределение расходов областного бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации, в % к итогу | |||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. | |
Государственное управление и местное самоуправление |
4,409 |
5,419 |
6,096 |
Национальная оборона |
- |
0,001 |
0,005 |
Судебная власть |
0,323 |
0,304 |
0,352 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства |
4,144 |
5,084 |
5,256 |
Национальная экономика |
11,709 |
15,939 |
12,418 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
6,674 |
7,519 |
5,143 |
Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия |
0,404 |
0,622 |
0,473 |
Транспорт, связь и информатика |
1,462 |
8,140 |
5,904 |
Развитие рыночной инфраструктуры |
0,055 |
- |
- |
Жилищно - коммунальное хозяйство |
0,561 |
4,928 |
2,414 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуация и стихийных бедствий |
1,430 |
0,217 |
0,209 |
Образование |
5,149 |
6,927 |
8,503 |
Культура, искусство и кинематография, средства массовой информации |
2,588 |
2,042 |
1,809 |
Здравоохранение и физическая культура |
15,812 |
17,379 |
18,982 |
Социальная политика |
9,451 |
6,482 |
8,961 |
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы |
25,161 |
32,215 |
19,582 |
Межбюджетные трансферты |
- |
35,177 |
35,082 |
Дорожное хозяйство |
7,277 |
- |
- |
Прочие расходы |
2,930 |
- |
- |
Целевые бюджетные фонды |
0,299 |
- |
- |
Всего |
100,000 |
100,000 |
100,000 |
Данные табл. 2.1. показывают, что в расходах бюджета большую долю составляют расходы на межбюджетные трансферты. (35, 177 % в 2005 г.), что связано в первую очередь с необходимостью обеспечения определенных социальных проблем, а также распределением финансовых потоков между федеральным, региональным и местным уровнем. Однако наметилась тенденция к сокращению этих расходов, что связано с уменьшением уровня налогов. Обращает на себя внимание снижение доли расходов на финансирование хозяйства, что затрудняет техническое переоснащение, препятствует выходу экономики из переходного состояния. Следует учесть, что большая часть расходов была передана в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Доля расходов на социальные нужды постепенно увеличивается в 2004 - 2006 гг. Вырос удельный вес расходов на содержание органов государственного управления, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, федеральную судебную систему.
В 2006 г., как на приоритетные направления, 229 млн. руб. выделяются на благоустройство населенных пунктов, 18 млн. руб. на выполнение программы «Молодая семья», 119 млн. руб. на развитие животноводства и растениеводства, свыше 16 млн. руб. на капитальный ремонт специализированных учреждений здравоохранения. Для облегчения анализа сгруппируем расходы бюджета в пять групп по основным целевым направлениям (Табл. 2.2.)
Таблица 2.2. Группировка расходов бюджета Липецкой области за 2004 - 2006 гг. по основным целевым направлениям
Группировка расходов бюджета Липецкой области за 2004 - 2006 гг., в % к итогу | |||
Показатели |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Расходы на здравоохранение и образование |
20,961 |
24,306 |
27,485 |
Расходы на финансирование хозяйства |
11,709 |
15,939 |
12,418 |
Расходы на социальные нужды |
9,451 |
6,482 |
8,961 |
Административно - управленческие расходы |
4,409 |
5,419 |
6,096 |
Расходы на транспорт, связь и информатику |
1,462 |
8,14 |
5,904 |
Жилищно - коммунальное хозяйство |
0,561 |
4,928 |
2,414 |
Как видно из табл. 2.2. расходы имеют социальную направленность и ориентированы на развитие образования молодежи и повышение качества здравоохранения, что связано с реализацией региональных целевых программ в рамках национального проекта Президента, а также с социальными приоритетами политики государства. В 2005 г. по сравнению с 2004 г. расходы в этой сфере увеличились в 1,75 раз, а в 2006 г. по отношению к 2005 г. в 1,14 раз. Видно, что наиболее интенсивно расходы увеличились с 2005 г. Это связано с тем, что данное направление является приоритетным. В отличие от здравоохранения и образования, на финансирование хозяйства расходов выделяется в 1,82 раз меньше. При этом наблюдаются средние темпы роста, что связано со стабильностью экономики региона и страны в целом . Расходы на социальные нужды и административно – управленческие расходы относительно не высоки и характеризуются стабильными темпами роста. Также существует тенденция увеличения расходов на дорожное хозяйство и в информационной сфере. Предусмотрены расходы на областные целевые программы, основные: «Развитие образования Липецкой области (2006 – 2010 гг.)», «Население Липецкой области: стратегия народосбережения (2006 – 2010 гг.)», «Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Липецкой области (2005 – 2010 гг.)», «Развитие физической культуры, спорта и туризма в Липецкой области на 2005 – 2008 гг.», «Молодая семья (2006 – 2010 гг.)».
Как видно из табл. 2.2. значительная часть расходов бюджета субъекта идет на финансирование социальных расходов — образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство. Причем на первом месте находятся расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, затем идут расходы на образование. Часть расходов используется на поддержку отдельных отраслей региона (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.).
В большинстве муниципальных образований социальные расходы, включающие расходы на финансирование непроизводственной сферы, составляют более половины расходов бюджета. Экономическая и финансовая база большинства муниципальных образований недостаточна для осуществления функций местного самоуправления.
Следующая табл. 2.3. отражает процентное соотношение расходов областного бюджета за 3 года.
Таблица 2.3. Структура расходной части в процентах к предыдущему году (в 2004 г. в процентах к 2005 г.)
Распределение расходов областного бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации | |||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. | |
Государственное управление и местное самоуправление |
50,84% |
196,71% |
117,97% |
Национальная оборона |
- |
- |
405,19% |
Судебная власть |
66,52% |
150,32% |
121,67% |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства |
50,92% |
196,38% |
108,41% |
Национальная экономика |
45,90% |
217,85% |
81,70% |
Сельское хозяйство и рыболовство |
55,47% |
180,29% |
71,73% |
Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия |
40,63% |
246,10% |
79,86% |
Транспорт, связь и информатика |
11,22% |
891,18% |
76,06% |
Развитие рыночной инфраструктуры |
- |
- |
- |
Жилищно - коммунальное хозяйство |
7,11% |
1406,2% |
51,37% |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуация и стихийных бедствий |
412,03% |
24,27% |
101,01% |
Образование |
46,45% |
215,29% |
128,72% |
Культура, искусство и кинематография, средства массовой информации |
79,21% |
126,25% |
92,93% |
Здравоохранение и физическая культура |
56,85% |
175,90% |
114,54% |
Социальная политика |
91,11% |
109,75% |
144,98% |
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы |
48,80% |
204,90% |
63,74% |
Межбюджетные трансферты |
- |
- |
104,58% |
Дорожное хозяйство |
- |
- |
- |
Прочие расходы |
- |
- |
- |
Целевые бюджетные фонды |
- |
- |
- |
Всего |
62,49% |
160,04% |
104,87% |
Табл. 2.3. показывает динамику изменения расходов по отношению к предыдущему году в процентном соотношении. Как видно расходы в 2005 году увеличились на 60,04 %, что отразилось на повышении практически во всех расходных направлениях, а в 2006 г. по некоторым направлениям наблюдается снижение расходов, что связано с уменьшением собираемости налоговой базы, т. к. многие предприятия уклоняются от уплаты налогов. Так снизилась финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы, расходы на здравоохранение и физическую культуру - на 61 %, на культуру, кинематографию и СМИ – на 33,32 %, на содержание государственных и муниципальных органов – на 78,74 %, на судебную власть - 29 %.
2.2.2. Анализ доходной части бюджета Липецкой области
Динамику доходов бюджета Липецкой области можно проследить по данным об исполнении бюджета за 2004 - 2006 гг. (табл. 2.4.)
Таблица 2.4. Структура доходов бюджета Липецкой области за 2004 – 2006 гг.
Объем поступлений доходов областного бюджета, в % к итогу | |||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. | |
Налоговые доходы |
93,733 |
92,227 |
93,713 |
Налоги на прибыль |
80,623 |
78,746 |
77,045 |
Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы |
4,724 |
4,737 |
5,177 |
Налоги на совокупный доход |
0,655 |
- |
0,957 |
Налоги на имущество |
4,845 |
6,279 |
7,482 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
2,130 |
0,337 |
0,084 |
Неналоговые доходы |
2,487 |
1,584 |
0,884 |
Административные платежи и сборы |
0,021 |
0,023 |
0,014 |
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
0,088 |
0,005 |
- |
Прочие неналоговые доходы |
0,273 |
0,000 |
- |
Безвозмездные перечисления |
3,546 |
7,773 |
6,287 |
От других бюджетов бюджетной системы |
3,546 |
7,718 |
6,238 |
Дотации |
0,562 |
2,222 |
- |
Субвенции |
1,719 |
1,692 |
3,721 |
Субсидии |
1,047 |
2,481 |
2,170 |
Средства федерального бюджета на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы |
0,314 |
1,221 |
0,403 |
Доходы целевых бюджетных фондов |
0,221 |
- |
- |
Всего доходов |
100,000 |
100,000 |
100,000 |
Данные табл. 2.4. показывают, что в составе доходов бюджета преобладают налоги – 93,7 % в 2004 г., причем доля налогов в общей сумме доходов бюджета постепенно уменьшается за 2004 - 2006 гг. с 93,73 до 93, 71 %. Доля неналоговых доходов за тот же период снизилась с 2,48 до 0,88 %. Доля безвозмездных поступлений достаточно велика и наблюдается тенденция к её увеличению. Уменьшение доли налогов связано с уменьшением налоговой ставки. Статья 26.17. БК устанавливает, что в бюджет субъекта РФ зачисляются доходы от федеральных налогов и сборов по единым для субъектов РФ нормативам, установленным БК РФ, и (или) по налоговым ставкам, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в бюджет области по нормативам, установленным БК РФ.
В составе налоговых доходов также произошли изменения. Определяющая роль в формировании доходной части бюджета принадлежит четырем налогам: налоги на прибыль, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на имущество и платежи за пользование природными ресурсами. Наблюдается увеличение доли налога на прибыль в 1,1 раза. При этом бюджет 2005 г. был выполнен с трудом, так как из – за падения производства в металлургической отрасли (НЛМК недоплатил в региональную казну более 1 млрд. руб., а завод «Свободный Сокол» по итогам 9 месяцев работы объявил себя убыточным), снизились налоговые поступления в бюджет. Для того, чтобы покрыть дефицит в казне региональные власти разместят облигационный займ на 1,5 млрд. руб. Также в 2006 г. доходная часть бюджета снизилась из – за изменения налогового и бюджетного законодательства, вводимого с 01. 01. 2006 г., а также ухудшения конъюнктуры на рынке черной металлов и проката.
В 2006 г. с целью развития экономики и повышения уровня жизни населения сознательно пошли на увеличения дефицита до 14, 98 %, т.е. до грани 15 %, допускаемая бюджетным законодательством. Создание Особой экономической зоны позволит области в ближайшее время сконцентрировать у себя крупномасштабные машиностроительное производство, развивать социальную инфраструктуру и даст увеличения доходов бюджета в несколько раз. Липецкая область является регионом – донором, финансовая помощь из федерального бюджета в доходах консолидированных бюджетов региона составила 5, 49 %, по данному показателю область входит в десятку первых. Так показатель Белгородской области равен 15,35 %, Курской – 22, 87%, а Воронежской – 24,19 %. Это говорит о позитивной развитии области.
Следующая табл. 2.5. отражает процентное соотношение доходов областного бюджета за 3 года.
Таблица 2.5 . Структура доходов бюджета Липецкой области за 2004 – 2006 гг., в процентном соотношении к предыдущему году (в 2004 г. – к 2005 г.)
Информация о работе Анализ формирования и исполнения бюджета Липецкой области