Анализ формирования и исполнения бюджета Липецкой области

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Объектом изучения является особенности формирования расходной части бюджета РФ.
Предметом изучения является бюджет РФ.
Цель работы: на основе сравнительного анализа структуры федерального бюджета изучить особенности формирования расходной его части. Описать основные определения, классификации и положения расходов бюджета а также на примере бюджета Липецкой области показать распределение расходов на 2004-2006 гг.

Файлы: 1 файл

kursovaya_.doc

— 438.00 Кб (Скачать)

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.

Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.)

Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям. Эта классификация отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и его полномочных представителей, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований. Согласно функциональной классификации система бюджетных расходов формируется в зависимости от характера функций, возложенных на органы власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, средств на выполнение функций государства и др. Каждый из блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Второй уровень классификации – подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов.

 

1.3 Формы расходов бюджетов

 

Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

• ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

• средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

• трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

• ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

• ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

• бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

• субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

• инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

• бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

• кредитов иностранным государствам;

• средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов, предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Трансферты населению – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. В случае нецелевого использования средств они подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации и ее субъектов. Оформление доли участия в уставном капитале, принадлежащей Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ.

Бюджетные инвестиции юридическим лицам включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования в собственности объекта инвестиции. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Оказание из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено в форме предоставления:

а) дотаций на выравнивание уровня минимальном бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

б) субвенции и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;

в) бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.

В отдельных случаях финансирование расходов из бюджетных средств может осуществляться при исполнении получателем бюджетных средств обязательных условий, предусмотренных законом (решением) о бюджете. Если условия не выполняются, министр финансов РФ, руководитель соответствующего органа исполнительной» власти субъекта РФ или органа местного самоуправления обязаны осуществить блокировку расходов до выполнения указанных условий. Направление расходов различных бюджетных уровней жестко регламентировано.

Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные вилы расходов общенационального уровня:

а) обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

б) функционирование федеральной судебной системы;

в) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

г) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

д) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

е) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

ж) государственная поддержка атомной энергетики;

з) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

и) исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности;

к) обслуживание и погашение государственного долга РФ;

л) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

м) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

н) финансовая поддержка субъектов РФ;

о) прочие расходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ формирования и исполнения бюджета Липецкой области

 

2.1. Характеристика бюджета  Липецкой области

 

2.1.1. Характеристика распределения  расходов бюджета Липецкой области

Как уже было сказано, бюджет включает доходы и расходы, каждые из которых состоят из определенных элементов. Расходы бюджета Липецкой области за 2004 - 2006 гг. показаны в таблице 1. (Приложение.). Динамика расходов бюджета Липецкой области за 2004 – 2006 гг. показана на диаграмме 2.1.:

2004 г. – 11324767 млн. руб.;

2005 г. – 18123702 млн. руб.;

2006 г. – 19005453 млн. руб.

 

Рисунок 2.1. Расходы бюджета Липецкой области за 2004 - 2006 гг.

 

За 2004 - 2006 гг. расходы бюджета области в абсолютном выражении увеличились в 1,67 раза. В 2005 г. по сравнению с 2004 г. расходы увеличились в 1,6 раз, а в 2006 г. по отношению к 2005 г. – в 1,04 раз. Это говорит о позитивной динамике бюджета. На 2007 г. запланированы расходы в сумме 20167316 млн. руб. На протяжении этого периода в результате целенаправленно формируемой региональной политикой большинство отраслей экономики развивались динамично, сохраняя устойчивые темпы роста. Решались крупномасштабные социальные задачи. Увеличиваются расходы на социальную защиту населения. В пределах плановых назначений оказана финансовая помощь бюджетам районов и городов. Практически все первоочередные расходы бюджетов профинансированы в полном объеме. Увеличиваются расходы на реализацию государственных целевых программ из областного бюджета.

 

2.1.2. Характеристика доходов бюджета Липецкой области

Доходы бюджета Липецкой области за 2004 - 2006 гг. показаны в таблице 2. (Приложение.). Динамика доходов бюджета Липецкой области за 2004 – 2006 гг. показана на диаграмме 2.2.:

2004 г. – 14481627 млн. руб.;

2005 г. – 15415624,7 млн. руб.;

2006 г. – 17368437 млн. руб.

 

Рисунок 2.2. Доходы бюджета Липецкой области за 2004 - 2006 гг.

 

За 2004 - 2006 гг. доходы бюджета области в абсолютном выражении увеличились в 1,19 раз. В 2005 г. по сравнению с 2004 г. расходы увеличились в 1,06 раз, а в 2006 г. по отношению к 2005 г. – в 1,12 раз. Это говорит о позитивной динамике бюджета. На протяжении этого периода в результате целенаправленно формируемой региональной политикой большинство доходов поступает от налога на прибыль, в основном от деятельности НЛМК, который сохраняет устойчивые темпы роста. В 2006 г. доходная часть бюджета снизилась из – за изменения налогового и бюджетного законодательства, а также ухудшения конъюнктуры на рынке черной металлов и проката. Это отразилось на распределение расходов, где по некоторым направлениям заметны существенное снижение по сравнению с предыдущем годом. На 2007 г. утвержден объем доходов федерального бюджета РФ 18 994 710 млн. руб.

Информация о работе Анализ формирования и исполнения бюджета Липецкой области