Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства
РФ.Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества.Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов.
Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств.Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания.Правительство Российской Федерации должно стать организующим центром.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2
1.Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджета РФ……3
1.1 Бюджет государства и его значение в жизни страны……………….....3
1.2 Доходы федерального бюджета ………………………………………..5
2. Анализ формирования и исполнения бюджета РФ……………………..7
2.1 Анализ формирования доходной части бюджета РФ………………....7
3. Пути укрепления финансовой устойчивости федерального бюджета.14
3.1 Пути устранения недостатков федерального бюджета………………14
3.2 Проблемы бюджета РФ в соответствии со структурой доходов федерального бюджета……………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

курсовая первый вариант!!!.doc

— 166.00 Кб (Скачать)
 

     Содержание

Введение……………………………………………………………………..2

1.Теоретические  аспекты формирования и исполнения  бюджета РФ……3

1.1 Бюджет государства и его значение в жизни страны……………….....3

1.2 Доходы федерального  бюджета ………………………………………..5

2. Анализ формирования  и исполнения бюджета РФ……………………..7

2.1 Анализ формирования  доходной части бюджета РФ………………....7

3. Пути укрепления  финансовой устойчивости федерального  бюджета.14

3.1 Пути устранения  недостатков федерального бюджета………………14

3.2 Проблемы бюджета  РФ в соответствии со структурой доходов федерального бюджета……………………………………………………..17

Заключение………………………………………………………………….24

Список использованной литературы………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Федеральный бюджет  должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства

      РФ.Важнейшая  задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества.Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных  финансов.

      Он  должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств.Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания.Правительство Российской Федерации должно стать организующим центром. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджета РФ 

      1.1 Бюджет государства и его значение в жизни страны

      Бюджет  занимает центральное место в  любой финансовой системе. К трактовке  понятия «бюджет» существуют различные подходы, что обусловлено многогранностью бюджета как социально-экономического явления.

      Как экономическая категория бюджет государства представляет собой  часть экономических (денежных) отношений  между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств.

      Применительно к публичным финансам под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд страны, основное предназначение которого – финансирование широкого круга общественных потребностей (финансирование отраслей хозяйства, управленческого аппарата, обороны, социальных нужд и т.д.).

      Как финансовый план бюджет – это роспись (смета) государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов и инвестиционных программ.

      Как юридически оформленный документ бюджет имеет силу закона, где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов.

      В статье 6 Бюджетного кодекса РФ дается следующее определение бюджета:

      бюджет  – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства и местного самоуправления.

      1В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

       первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

      второй  уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

      третий  уровень - местные бюджеты.

      Бюджетная система РФ функционирует в соответствии со следующими принципами:

  • единство бюджетной системы;
  • разграничение доходов и расходов между уровнями;
  • самостоятельность бюджетов разных уровней;
  • полнота отражения доходов и расходов;
  • сбалансированность бюджета;
  • эффективность и экономность использования средств;
  • общее покрытие расходов бюджета;
  • гласность;
  • достоверность;
  • адресность и целевой характер использования.

      Важной  самостоятельной частью бюджетной  системы России как суверенного  государства является федеральный  бюджет. Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера.

      2Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.

      По  своей внешней форме Федеральный  бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его  доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через Федеральный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, около ¾ всех денежных средств. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. 
 

      1.2 Доходы федерального бюджета 

      Бюджеты всех уровней делятся на две части: доходную и расходную.

      Доходы  государственного бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственного управления.

      3Согласно ст. 41 БК РФ, имеются следующие виды доходов федерального бюджета:

      1. собственные налоговые доходы федерального бюджета.

      2. собственные неналоговые доходы федерального бюджета.

      3. безвозмездные и безвозвратные перечисления.

      К налоговым доходам федерального бюджета в соответствии со ст. 50 БК РФ относятся:

  • федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      К неналоговым доходам федерального бюджета в соответствии со ст. 51 БК РФ относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, — в полном объеме;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

      В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных, также учитываются:

  • прибыль государственного Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

      Собственные доходы федерального бюджета могут  передаваться бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.  
 
 

      2. Анализ формирования  и исполнения бюджета  РФ 

      2.1 Анализ формирования  доходной части  бюджета РФ

      Проведем  сравнительный анализ доходной части  федерального бюджета на 2008 год и 2009 год. Рассмотрим таблицу №1. 

      Таблица №1 Доходы федерального бюджета в 2008-2009гг.

Доходы  федерального бюджета 2008г. 2009г. Изменения,млн.руб.
Сумма, млн.руб. Удельный  вес, % Сумма, млн.руб. Удельный  вес, %
Всего доходов 9275931,3 100 7337750,5 100 -1938180,8
Налоговые доходы,всего 5232654 56,42 3896499 53 -1336155
в том числе:          
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 761128,7 8,2 195419,8 2,7 -565708,9
НАЛОГИ  И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 506767,6 5,5 509774,7 6,9 3007,1
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ  НА ТЕРРИТОРИИ РФ 1123623,5 12,1 1258318,9 17,1 134695,4
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ 1169070,7 12,6 893186 12,19 -275884,7
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 1637515 17,61 1006261,3 13,7 -631253,7
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА 33679,5 0,4 32681 0,4 -998,5
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ 868,8 0,01 857,1 0,01 -11,7
Неналоговые доходы,всего 4035686 43,5 3320781,7 44,5 -714904,3
в том числе:          
ДОХОДЫ  ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3584946,3 38,64 2683298,5 36,2 -901647,8
ДОХОДЫ  ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ 150539,3 1,6 421339,6 5,6 270800,3
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 111768,6 1,2 63480,3 0,8 -48288,3
ДОХОДЫ  ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ  ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА 114027 1,3 109889,5 1,4 -4137,5
ДОХОДЫ  ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 22119,2 0,2 6959,9 0,06 -15159,3
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ  ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ 4541,9 0,05 5446,5 0,04 904,6
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА 8181,4 0,09 8906,2 0,1 724,8
ПРОЧИЕ  НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 39562,4 0,42 21462,2 0,3 -18100,2
ДОХОДЫ  БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ 6237,9 0,07 112895,4 1,5 106657,5
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 1335,8 0,01 6206 0,08 4870,2
ДОХОДЫ  ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17,5 0,0002 1368,4 0,02 1350,9

Информация о работе Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджета РФ