Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства
РФ.Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества.Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов.
Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств.Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания.Правительство Российской Федерации должно стать организующим центром.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2
1.Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджета РФ……3
1.1 Бюджет государства и его значение в жизни страны……………….....3
1.2 Доходы федерального бюджета ………………………………………..5
2. Анализ формирования и исполнения бюджета РФ……………………..7
2.1 Анализ формирования доходной части бюджета РФ………………....7
3. Пути укрепления финансовой устойчивости федерального бюджета.14
3.1 Пути устранения недостатков федерального бюджета………………14
3.2 Проблемы бюджета РФ в соответствии со структурой доходов федерального бюджета……………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

курсовая первый вариант!!!.doc

— 166.00 Кб (Скачать)
 

      Во  второй половине 2008 года темпы экономического роста в России значительно замедлились из-за мирового финансового кризиса. Это привело к тому, что бюджет стал получать меньше налоговых поступлений от бизнеса.

      Свой  вклад в снижение доходов федерального бюджета в четвертом квартале внесла такая антикризисная мера, как изменение порядок расчета ставки экспортной пошлины на нефть. Теперь ставка устанавливается ежемесячно  и рассчитывается исходя из ежемесячного мониторинга цен на нефть, а не раз в два месяца, как это было  ранее.

      Так же на доходах бюджета отрицательно сказалось укрепление рубля. Согласно данным Центрального банка, индекс реального курса рубля к доллару за рассматриваемый период составил 13,4%. Влияние этого фактора немного уменьшилось к концу года  в результате роста курса доллара,  однако все равно осталось очень существенным. По оценке, общий эффект от укрепления рубля привел к снижению доходов федерального бюджета на 2,1 п.п. ВВП. [18]

      Влияние мирового кризиса вызвало необходимость  пересмотра всех доходных поступлений  в бюджет. Наглядно динамику доходов  бюджета РФ можно наблюдать на диаграмме 1.1

      Диаграмма 1.1 Динамика доходов федерального бюджета  в абсолютном выражении за 2008-2009 гг.

        

      По  сравнению с 2008 годом доходы федерального бюджета в процентах ВВП в 2009 году оказались намного ниже. Снижение произошло за счет более низких цен на  энергоносители,  ряда факторов, связанных с принятыми решениями о снижении налоговой нагрузки и общей кризисной ситуации в экономике, которая привела к снижению соотношения  налоговых баз к ВВП.

      По  уточненным данным Федерального казначейства, доходы федерального бюджета  в 2009 году составили 18,8% ВВП, что на 3,5 п.п. ВВП ниже поступлений в 2008 года.

      4Налоговые поступления в 2009 году составили 10,0% ВВП, снизившись по сравнению с 2008 годом на 2,6 п.п. ВВП.  Неналоговые доходы составили 8,8% ВВП, что на 0,9 п.п. ВВП ниже аналогичных показателей 2008 года. Неналоговые доходы, за исключением инвестиционного дохода, снизились  на 1,6 п.п. ВВП, опустившись до отметки  8,1 % ВВП.

      В номинальном выражении доходы федерального бюджета в 2009 году составили 7337750,5 млн. руб., что  на 20,9% ниже аналогичного показателя 2008 года.

      В диаграмме 1.2 наглядно изображено, какие  изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.

      Диаграмма 1.2 Динамика по статьям доходов федерального бюджета в 2008-2009 гг.

                                  Налоговые доходы

      В общем объёме этот  показатель снижается, в 2009 г. он составил 3896499 млн. руб., уменьшившись на 1938180,8 млн. руб. по отношению к 2008 году. Снижение поступлений обусловлено, в основном, ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций.

      Диаграмма 1.3 Доля налоговых доходов федерального бюджета в 2008-2009 гг.

        

      Рассмотрим  подробнее статьи этого раздела.

  1. Налоги на прибыль организаций. Эта статья в динамике падает. В абсолютном выражении мы видим, что в 2009 году происходит уменьшение поступлений на 565708,9 млн. руб.. Удельный вес этого показателя снижается от 8,2% до 2,7%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Для упрощения налоговой системы и поддержки налогоплательщиков в условиях сложной экономической ситуации Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ внесена существенная корректировка в налоговое законодательство. Одно из изменений — снижение с 1 января 2009 года ставки налога на прибыль сразу на 4% (с 24 до 20%). Кроме того, значительно улучшаются условия амортизации. Произошло уменьшение ставки налога на прибыль с 24% в 2008 г. до 20% в 2009 г. [15]
  2. Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы №1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 3007,1. Это в первую очередь связано с увеличением заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ.

      С 1 января 2009 года МРОТ повысится с 2 300 рублей до 4 330 рублей в месяц и  сравняется с прожиточным минимумом  трудоспособного населения (по данным за 4 квартал 2007 года). [6]

      Повышение способствовало сокращению "теневых выплат" и росту зарплат в стране.

      Кроме того, в связи с увеличением  МРОТ возросли некоторые пособия по временной нетрудоспособности, что так же повлияло на  положительную динамику данного вида налогов в бюджет РФ.

  1. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ. Доля этого раздела составляет  12,1% в 2008 году,  в 2009 году - 17,1%. В связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины  происходит увеличение поступлений, и само по себе это поступление довольно таки значительное, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин. Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2009 году 82 млрд. рублей и снизились относительно 2008 года на 35%. Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты.
  2. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. Динамика данного показателя является отрицательной. Из таблицы №1 мы видим, что поступления в 2009 году меньше на 275884,7 млн. руб. нежели в 2008 году. Удельный вес так же снизился с 12,6% до 12,19 %. Это вызвано снижением налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Белоруссии. В в 2009 году поступило 31 млрд. рублей, что на 24% меньше, чем в 2008 году. [19]
  3. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год составили в сумме  1637515 млн. руб. , на 2009 год - 1006261,3 млн. руб.. В относительном выражении так же происходит снижение данного показателя, что обусловлено снижением цены на нефть (с 98,2$ в декабре 2007 года - ноябре 2008 года до 57,8$ в декабре 2008 года - ноябре 2009 года, или в 1,7 раза). [20]
  4. Государственная пошлина. В результате анализа данного показателя можно наблюдать относительно незначительное снижение поступлений в 2009 году, а именно на 998,5 млн. руб.. Это наглядно видно на диаграмме 1.1.
  5. Задолженность и перерасчёт по отменённым налогам, сборам и обязательным платежам. Динамика данного показателя является отрицательной, но по отношению к другим статьям налоговых доходов является совершенно незначительной, т.к. уменьшение в 2009 году по сравнению с 2008 годов составило всего 11,7 млн. руб.. Удельный вес в общем объёме доходов никаких изменений не потерпел, он составляет 0,4% как в 2008, так и в 2009 годах.

      Далее перейдём к анализу следующей  группы доходов федерального бюджета.

      Неналоговые доходы. В общем объёме этот  показатель снижается, в 2009 г. он составил 3320781,7 млн. руб., уменьшившись на 714904,3 млн. руб. по отношению к 2008 году.

      Основной  проблемой в области неналоговых  доходов стало снижение дохода от внешнеторговой деятельности, а  ведь таможенные пошлины составляют значительную долю в бюджете РФ - до 40 %.  
 

      Диаграмма 1.4 Доля неналоговых доходов федерального бюджета в 2008-2009гг.

              

3. Пути укрепления  финансовой устойчивости  федерального бюджета

3.1 Пути устранения  недостатков федерального  бюджета 

      Как видно из итогов второй главы существует достаточно большое количество недостатков  федерального бюджета и в этой главе речь пойдёт именно о путях  преодоления выделенных проблем.

      Проблема  нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны до сих пор остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ, а это в свою очередь влечёт за собой упадок экономического роста страны.

      Для обеспечения экономического роста  необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:

      1. рост ВВП и продукции промышленного  производства;

      2. прекращение спада сельскохозяйственного  производства;

      3. создание условий для переориентации  финансовых потоков в реальный  сектор экономики;

      4. снижение налоговой нагрузки  на товаропроизводителей и повышение  уровня собираемости налогов;

      5. рост реальных располагаемых  денежных доходов населения;

      6. поддержание уровня занятости населения РФ и снижение числа безработных.

      Приоритетные  задачи бюджетной политики:

      1) введение в действие новых  принципов межбюджетных отношений,  усиление координации деятельности  всех фискальных органов, завершение  перехода на казначейскую систему исполнения бюджета;

      2) увеличение доходной базы бюджетов  за счет собираемости налогов.

      5Потенциальным резервом увеличения доходов федерального бюджета в 2009 - 2011 годах могли бы стать дополнительные доходы, полученные в результате активизации работы по сокращению совокупной задолженности по федеральным налогам и сборам и таможенным платежам, санкциям и пеням в бюджетную систему Российской Федерации, которая на 1 июля 2008 года (без ЕСН и задолженности ликвидированных и признанных банкротом организаций) составила 904,8 млрд. рублей, или 2,1% ВВП;

      3) совершенствование структуры расходов  бюджетов на основе сокращения  прямых бюджетополучателей и  численности работников бюджетных издержек, в первую очередь – в жилищно-коммунальной сфере, сокращение неэффективных дотаций;

      4) существенное укрепление текущего  и последующего финансового контроля.

      6Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств. Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборами доходов и расходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы, особенно налоговую. В целях реализации задач Бюджетного послания Правительству Российской Федерации целесообразно ускорить внесение изменений в налоговое законодательство в части совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен, введения налога на недвижимость, формирования института консолидированной налоговой отчетности, а также принять меры по повышению качества управления государственной собственностью.;

      5) формирование реалистичного бюджета;

      6) проведение политики на финансовом  рынке, позволяющей преодолеть последствия мирового финансового кризиса и обеспечить последовательное снижение доходности по государственным ценным бумагам;

      7) повышение эффективности валютно-финансовых операций и дальнейшее укрепление национальной валюты;

      8) усиление страхового надзора  и регулирования рынка страховых  услуг.

      Ещё одним из резервов ресурсов подъема  страны является эффективная внешняя  политика. Необходимо добиваться отмены дискриминационных мер в отношении продукции наших фирм.

      В  бюджетном послании  отмечено, что  нынешняя структура российской экономики  еще не отвечает современным требованиям  динамично развивающейся страны, существенно отличается от структуры  экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения. А ведь это тоже немаловажная проблема. Для её решения следует уделить большое внимание социальной политике, т.е. реформе здравоохранения и образования (адресная социальная помощь), концепции реформирования российской науки, созданию новой пенсионной системы и вводить ее постепенно, не ущемляя интересы пенсионеров.

      7Следующая важнейшая задача - обеспечить прозрачность бюджета для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств. Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат Федерального Собрания. Так же необходимо провести административную реформу. Цель реформы – сделать госаппарат компактным, эффективным и подконтрольным обществу. Важное направление административной реформы – борьба с коррупцией. 

      3.2 Проблемы бюджета  РФ в соответствии  со структурой  доходов федерального бюджета 

      Далее я бы хотела рассмотреть проблемы федерального бюджета, основываясь  на структуре доходов федерального бюджета. Начнем с налоговых доходов  федерального бюджета.

      Можно выделить следующие проблемы в формировании налоговых доходов федерального бюджета, которые непосредственно связаны с применяемой системой налогообложения:

  1. Проблема неплатежей

      Это является наиболее приоритетной задачей, поскольку постоянно растет задолженность по налогам и сборам. Общемировой финансовый кризис, проявивший себя в российской экономике с сентября 2008 г., неизбежно приведет к увеличению сумм безнадежных долгов по налогам и сборам. Эту проблему можно решить, только объединив усилия всех государственных структур.

      Основные  причины недополучения средств  в бюджет следующие:

  • нарушение налогового законодательства;
  • нарушения в организации предпринимательской деятельности и малого бизнеса;
  • нарушения при применении контрольно-кассовых машин;
  • недостаточный учет состояния и динамики налогооблагаемой базы;
  • задолженность по платежам в бюджеты;
  • наполнение бюджета за счет реальных денежных средств;
  • ответственности руководителей предприятий за своевременный возврат полученных бюджетных ссуд;

      Нарушаются  сроки и порядок передачи учредительных документов в налоговые инспекции для постановки на налоговый учет. Не соблюдается порядок ликвидации предприятий. Бывают случаи, когда в нарушение действующего законодательства регистрируют филиалы и другие обособленные структурные подразделения компаний, привлекающие денежные средства населения на условиях срочности, платности и возвратности, без наличия лицензий. Выявляется значительное количество зарегистрированных предприятий, которые в течение длительного периода времени (год и более) :

Информация о работе Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджета РФ