Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:51, курсовая работа
Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства
РФ.Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества.Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов.
Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств.Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания.Правительство Российской Федерации должно стать организующим центром.
Введение……………………………………………………………………..2
1.Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджета РФ……3
1.1 Бюджет государства и его значение в жизни страны……………….....3
1.2 Доходы федерального бюджета ………………………………………..5
2. Анализ формирования и исполнения бюджета РФ……………………..7
2.1 Анализ формирования доходной части бюджета РФ………………....7
3. Пути укрепления финансовой устойчивости федерального бюджета.14
3.1 Пути устранения недостатков федерального бюджета………………14
3.2 Проблемы бюджета РФ в соответствии со структурой доходов федерального бюджета……………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………
Во второй половине 2008 года темпы экономического роста в России значительно замедлились из-за мирового финансового кризиса. Это привело к тому, что бюджет стал получать меньше налоговых поступлений от бизнеса.
Свой вклад в снижение доходов федерального бюджета в четвертом квартале внесла такая антикризисная мера, как изменение порядок расчета ставки экспортной пошлины на нефть. Теперь ставка устанавливается ежемесячно и рассчитывается исходя из ежемесячного мониторинга цен на нефть, а не раз в два месяца, как это было ранее.
Так же на доходах бюджета отрицательно сказалось укрепление рубля. Согласно данным Центрального банка, индекс реального курса рубля к доллару за рассматриваемый период составил 13,4%. Влияние этого фактора немного уменьшилось к концу года в результате роста курса доллара, однако все равно осталось очень существенным. По оценке, общий эффект от укрепления рубля привел к снижению доходов федерального бюджета на 2,1 п.п. ВВП. [18]
Влияние мирового кризиса вызвало необходимость пересмотра всех доходных поступлений в бюджет. Наглядно динамику доходов бюджета РФ можно наблюдать на диаграмме 1.1
Диаграмма 1.1 Динамика доходов федерального бюджета в абсолютном выражении за 2008-2009 гг.
По сравнению с 2008 годом доходы федерального бюджета в процентах ВВП в 2009 году оказались намного ниже. Снижение произошло за счет более низких цен на энергоносители, ряда факторов, связанных с принятыми решениями о снижении налоговой нагрузки и общей кризисной ситуации в экономике, которая привела к снижению соотношения налоговых баз к ВВП.
По уточненным данным Федерального казначейства, доходы федерального бюджета в 2009 году составили 18,8% ВВП, что на 3,5 п.п. ВВП ниже поступлений в 2008 года.
4Налоговые поступления в 2009 году составили 10,0% ВВП, снизившись по сравнению с 2008 годом на 2,6 п.п. ВВП. Неналоговые доходы составили 8,8% ВВП, что на 0,9 п.п. ВВП ниже аналогичных показателей 2008 года. Неналоговые доходы, за исключением инвестиционного дохода, снизились на 1,6 п.п. ВВП, опустившись до отметки 8,1 % ВВП.
В номинальном выражении доходы федерального бюджета в 2009 году составили 7337750,5 млн. руб., что на 20,9% ниже аналогичного показателя 2008 года.
В диаграмме 1.2 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.
Диаграмма 1.2 Динамика по статьям доходов федерального бюджета в 2008-2009 гг.
В общем объёме этот показатель снижается, в 2009 г. он составил 3896499 млн. руб., уменьшившись на 1938180,8 млн. руб. по отношению к 2008 году. Снижение поступлений обусловлено, в основном, ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Диаграмма 1.3 Доля налоговых доходов федерального бюджета в 2008-2009 гг.
Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.
С 1 января 2009 года МРОТ повысится с 2 300 рублей до 4 330 рублей в месяц и сравняется с прожиточным минимумом трудоспособного населения (по данным за 4 квартал 2007 года). [6]
Повышение способствовало сокращению "теневых выплат" и росту зарплат в стране.
Кроме того, в связи с увеличением МРОТ возросли некоторые пособия по временной нетрудоспособности, что так же повлияло на положительную динамику данного вида налогов в бюджет РФ.
Далее перейдём к анализу следующей группы доходов федерального бюджета.
Неналоговые доходы. В общем объёме этот показатель снижается, в 2009 г. он составил 3320781,7 млн. руб., уменьшившись на 714904,3 млн. руб. по отношению к 2008 году.
Основной
проблемой в области
Диаграмма
1.4 Доля неналоговых доходов
3. Пути укрепления финансовой устойчивости федерального бюджета
3.1
Пути устранения
недостатков федерального
бюджета
Как видно из итогов второй главы существует достаточно большое количество недостатков федерального бюджета и в этой главе речь пойдёт именно о путях преодоления выделенных проблем.
Проблема нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны до сих пор остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ, а это в свою очередь влечёт за собой упадок экономического роста страны.
Для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:
1.
рост ВВП и продукции
2.
прекращение спада
3.
создание условий для
4.
снижение налоговой нагрузки
на товаропроизводителей и
5. рост реальных располагаемых денежных доходов населения;
6. поддержание уровня занятости населения РФ и снижение числа безработных.
Приоритетные задачи бюджетной политики:
1)
введение в действие новых
принципов межбюджетных
2)
увеличение доходной базы
5Потенциальным резервом увеличения доходов федерального бюджета в 2009 - 2011 годах могли бы стать дополнительные доходы, полученные в результате активизации работы по сокращению совокупной задолженности по федеральным налогам и сборам и таможенным платежам, санкциям и пеням в бюджетную систему Российской Федерации, которая на 1 июля 2008 года (без ЕСН и задолженности ликвидированных и признанных банкротом организаций) составила 904,8 млрд. рублей, или 2,1% ВВП;
3)
совершенствование структуры
4)
существенное укрепление
6Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств. Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборами доходов и расходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы, особенно налоговую. В целях реализации задач Бюджетного послания Правительству Российской Федерации целесообразно ускорить внесение изменений в налоговое законодательство в части совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен, введения налога на недвижимость, формирования института консолидированной налоговой отчетности, а также принять меры по повышению качества управления государственной собственностью.;
5)
формирование реалистичного
6)
проведение политики на
7) повышение эффективности валютно-финансовых операций и дальнейшее укрепление национальной валюты;
8)
усиление страхового надзора
и регулирования рынка
Ещё одним из резервов ресурсов подъема страны является эффективная внешняя политика. Необходимо добиваться отмены дискриминационных мер в отношении продукции наших фирм.
В
бюджетном послании отмечено, что
нынешняя структура российской экономики
еще не отвечает современным требованиям
динамично развивающейся
7Следующая
важнейшая задача - обеспечить прозрачность
бюджета для всех членов общества. Необходимо
добиться, чтобы федеральный бюджет стал
средством стабилизации государственных
финансов. Он должен превратиться в надежную
опору и гаранта для всех определенных
законом получателей средств. Решить названные
задачи можно, лишь объединив усилия Президента
Российской Федерации, Правительства
РФ и палат Федерального Собрания. Так
же необходимо провести административную
реформу. Цель реформы – сделать госаппарат
компактным, эффективным и подконтрольным
обществу. Важное направление административной
реформы – борьба с коррупцией.
3.2
Проблемы бюджета
РФ в соответствии
со структурой
доходов федерального
бюджета
Далее я бы хотела рассмотреть проблемы федерального бюджета, основываясь на структуре доходов федерального бюджета. Начнем с налоговых доходов федерального бюджета.
Можно выделить следующие проблемы в формировании налоговых доходов федерального бюджета, которые непосредственно связаны с применяемой системой налогообложения:
Это является наиболее приоритетной задачей, поскольку постоянно растет задолженность по налогам и сборам. Общемировой финансовый кризис, проявивший себя в российской экономике с сентября 2008 г., неизбежно приведет к увеличению сумм безнадежных долгов по налогам и сборам. Эту проблему можно решить, только объединив усилия всех государственных структур.
Основные причины недополучения средств в бюджет следующие:
Нарушаются сроки и порядок передачи учредительных документов в налоговые инспекции для постановки на налоговый учет. Не соблюдается порядок ликвидации предприятий. Бывают случаи, когда в нарушение действующего законодательства регистрируют филиалы и другие обособленные структурные подразделения компаний, привлекающие денежные средства населения на условиях срочности, платности и возвратности, без наличия лицензий. Выявляется значительное количество зарегистрированных предприятий, которые в течение длительного периода времени (год и более) :
Информация о работе Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджета РФ