Структура органов федерального казначейства, их функции, задачи, права и ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Структура органов казначейства ориентирована на административно-территориальное деление Российской Федерации. Условно можно выделить три уровня управления в структуре органов федерального казначейства (рис. 2).

1 уровень — Главное управление федерального казначейства (ГУФК) Министерства финансов Российской Федерации организует бюджетное и финансовое исполнение республиканского бюджета исходя из принципа единства кассы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 66.07 Кб (Скачать)

•         по исполнению федерального бюджета  – Счетной палатой, контрольно-ревизионным  управлением Министерства финансов РФ, Прокуратурой РФ и др.

При комплексном  исполнении бюджета в первую очередь  должны решаться следующие функциональные задачи:

1)    осуществление кассового планирования  бюджетных средств, государственных  внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств и направлений  их использования;

2)    оперативный бухгалтерский учет  исполнения бюджетов различных уровней;

3)    формирование росписи доходов и расходов бюджетов;

4)    контроль за своевременностью совершения операций с бюджетными средствами, а также целевое направление использования бюджетных и внебюджетных средств;

5)    учет изменений и формирование  уточненной росписи и уточненных планов по бюджетам;

6)    составление регистров бухгалтерского учета исполнения бюджета;

7)    комплексное решение проблемы  информационного взаимодействия  органов казначейства и распорядителей бюджетных ассигнований и т.д.

Для выполнения указанных функций задействована  сложная многоуровневая система  с развитыми связями не только между иерархическими уровнями органов  казначейства, но и с банковской платежной системой, системой федеральной  налоговой службы, системой формирования и исполнения бюджетов всех уровней, получателями бюджетных средств  и налогоплательщиками. Сложность  этой системы усугубляется тем, что  она развернута на значительных территориях  и охватывает большое количество участников, принадлежащих разным ведомствам. 
 
 

Взаимодействие  органов Федерального казначейства с ЦБ РФ

При переходе на финансирование расходов федерального бюджета через лицевые счета  предприятий, получающих финансирование из федерального бюджета, открытые в  органах Федерального казначейства, распорядители бюджетных средств  закрывают на основании распоряжения Главного управления федерального казначейства текущие бюджетные счета по учету  средств федерального бюджета в  учреждениях Банка России и кредитных  организациях.

Органы  Федерального казначейства осуществляют операции по расходованию средств федерального бюджета, выделенных для распорядителей бюджетных средств, с открытых органам  Федерального казначейства лицевых  счетов, в учреждениях Банка России, а в случае их отсутствия — в  уполномоченных кредитных организациях. В условиях финансирования расходов федерального бюджета через лицевые счета распорядителей бюджетных средств, открытые в органах Федерального казначейства, клиентами учреждений Банка России и уполномоченных кредитных организаций по операциям со средствами федерального бюджета являются органы Федерального казначейства. Между органами Федерального казначейства и учреждениями ЦБ РФ, уполномоченными кредитными организациями заключается договор на кассовое обслуживание.

Орган Федерального казначейства не ведет  лицевые счета распорядителей бюджетных  средств в случаях, когда бюджетные счета этих распорядителей остались не закрытыми в учреждениях Банка России или кредитных организациях.

В условиях финансирования расходов федерального бюджета через лицевые счета  распорядителей бюджетных средств, открытых в органах Федерального казначейства, органы Федерального казначейства представляют в учреждение ЦБ РФ или  уполномоченную кредитную организацию  платежные поручения.

Кассовое  обслуживание распорядителей бюджетных  средств, имеющих счета в органах  Федерального казначейства, осуществляется учреждениями ЦБ РФ, уполномоченными  кредитными организациями, в которых  соответствующим органам Федерального казначейства открыты счета по учету средств федерального бюджета.

Взаимодействие  налоговых  органов  с органами  Федерального казначейства

Важным  направлением является правовое взаимодействие ФНС России и Казначейства России. Их совместная работа по учету поступающих  от налогоплательщиков платежей в бюджет, а также осуществление возврата по представлению налоговых органов  излишне взысканных и уплаченных сумм налогов и других платежей является важным направлением налоговой политики государства.

       Одной из функций налогов является фискальная функция, которая несет  в себе принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов –  формирование финансовых ресурсов государства, аккумулирующих в бюджетной системе  и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления ее собственных функций.

       Исполнение  бюджетов производится, главным образом  органами  Федерального казначейства на  основании закона о федеральном  (или иного уровня) бюджете на  соответствующий год и представляет  собой два параллельно осуществляемых  процесса: исполнение бюджета по  доходам и исполнение бюджета  по расходам. Доходы бюджета формируются  в соответствии с бюджетным  и налоговым законодательством РФ.

       Согласно  Бюджетному кодексу  РФ, функции органов  казначейства  по управлению доходами состоят  в следующем:

в организации  поступления доходов на единый счет бюджета;

в распределении  в соответствии с утвержденными  нормативами регулирующих доходов;

в возврате излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

в учете  доходов бюджета и составлении отчетности.

       Для реализации задач управления доходами для органов казначейства открыты  пассивные счета №40102 «Доходы  федерального бюджета» и №40101 с признаком 1 «Налоги и сборы, распределяемые органами Федерального казначейства между  уровнями бюджетной системы РФ», №40101 с признаком 2 «Налоги и сборы, распределяемые органами Федерального казначейства между областными и местными бюджетами РФ».

       Балансовый  счет №40102 «Доходы  федерального бюджета» используется  для учета федеральных  доходов,  поступающих с балансового счета  №40101 с признаком 1, т.е. федеральной доли регулирующих налогов.

       Пассивный счет №40101 с признаком 1 и 2 «Налоги и сборы, распределяемые органами Федерального казначейства…», предназначен для учета поступающих от налогоплательщиков  регулирующих налогов (федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе по разным видам таких доходов).

  Доходная  часть бюджета любого уровня  исполняется  на основе поступления  налоговых  и неналоговых платежей, уплачиваемых юридическими и  физическими лицами в соответствии  с действующим налоговым законодательством,  а также пени, штрафов и безвозмездных  поступлений. В процессе формирования  доходов бюджета задействованы  три группы участников: налогоплательщики,  банки, органы Федерального казначейства.

       Налогоплательщики в установленном  порядке оформляют  и предоставляют  в банк платежные  документы  на перечисление налогов и  платежей. Коммерческие банки, где  открыты счета налогоплательщиков, и учреждения Центрального банка  России, где открыты корреспондентские  счета коммерческих банков, осуществляют  безналичные расчеты между плательщиком  и получателем налогов и платежей. Органы Федерального казначейства  на территории выступают получателем доходов.

       ОФК осуществляют учет поступивших  по каждому  платежному документу  сумм налогов  и платежей  по кодам согласно Бюджетной   классификации РФ, а затем формируют   и представляют в УФК ежедневный  отчет о суммах поступивших доходов в федеральный бюджет.

       Все поступившие в казначейство  налоги должны быть распределены  согласно утвержденным нормативам. Итогом распределения за каждый  день являются суммы, предназначенные  к перечислению в бюджеты разных  уровней. ОФК готовит платежные  поручения, в которых плательщиком  средств выступает казначейство, а получателем средств является  финансовый орган от лица исполняемого  бюджета либо внебюджетный фонд. Органы казначейства обязаны  представить платежные поручения  на перечисление доходов по  уровням бюджетов не позднее  дня, следующего за днем получения  выписки на зачисление распределяемых  налогов и платежей. ОФК при  исполнении федерального бюджета  по доходам ежедневно передают  территориальным налоговым органам  сводный реестр и копии платежных  документов по поступившим налогам и платежам.

       Налоговые органы учитывают правильность  и  своевременность уплаты  по видам  налогов по каждому  налогоплательщику. В случае переплаты  налога налогоплательщик обращается  в налоговый орган с письмом  о возврате платежа. Налоговые  органы уполномочены принять  решение о зачете в уплату  недоперечисленных или возврате сумм налогов, для чего оформляется заключение по форме 21 и передается для исполнения органу федерального казначейства. Казначейство обязано исполнить заключение, оформить в установленном порядке платежное поручение на возврат или зачет налога.

       Также налоговые органы обязаны сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации. 

 

4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ОРГАНОВ КАЗНАЧЕЙСТВА С БАНКАМИ,  ФИНАНСОВЫМИ И НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ 

Счета федерального казначейства в Банке  России и кредитных организациях ведутся на основании договоров. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без  соответствующего решения федерального казначейства не допускается.

Именно  это право открывать счета  для зачисления и выдачи средств в Центральном банке и его учреждениях позволяет органам казначейства реально управлять финансовыми потоками федерального бюджета.

Получателями  доходов федерального бюджета и  регулируемых налогов являются территориальные  органы федерального казначейства, счета  которых открыты в Центральном  или уполномоченных банках. За органами казначейства закреплено право распределения  регулируемых налогов.

Все операции со средствами доходов осуществляются органами казначейства с лицевых  счетов, открытых в банках. ОФК являются плательщиками и для совершения операции оформляют платежный документ — чек или платежное поручение.

Операции  по лицевому счету доходов ОФК  проводят в пределах остатка средств  на счете. Решение о получателе средств  и о суммах возвращаемых или зачитываемых налогов принимается Государственной  налоговой инспекцией (ТНИ), которая  выписывает заключение. ОФК на территории района работают с соответствующей ГНИ.

Кассовое  исполнение государственного бюджета  осуществляется Центральным банком. Средства федерального бюджета распределяются централизованно через главных  распорядителей средств по отраслевому  принципу. Субвенции, дотации, кредиты  и займы, инвестиционные программы  осуществляются как по территориальному принципу, так и адресно, т. е. предназначены  определенному получателю. При этом не всегда получатель находится в  ведомственном подчинении главного распорядителя средств.

В настоящее  время многие программы реализуются  через коммерческие структуры на конкурсной основе. Поэтому их права  и обязанности по использованию  средств федерального бюджета оговорены  договором, а финансирование осуществляется адресно.

Информационное  взаимодействие с территориальными органами МНС, банками, органами федерального казначейства на других уровнях обеспечивает следующую функциональность:

1. Формирование  отчетных данных для вышестоящего  органа федерального казначейства (ГУФК) в утвержденных электронных  форматах в агрегированном виде.

2. Информационное  взаимодействие с нижестоящим  органом федерального казначейства (ОФК) (в случае поэтапного перехода  к режиму ЕКС).

3. Информационный  обмен пакетом электронных платежных  документов (ЭПД) с банками, в  которых открыт счет казначейства. Система обеспечивает прием и  конвертирование банковских выписок  произвольного текстового формата  с помощью конвертера во внутренний  формат системы. 

Информация о работе Структура органов федерального казначейства, их функции, задачи, права и ответственность