Федеральное казначейство: задачи и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить задачи и функции Федерального Казначейства именно как самостоятельного субъекта финансовой системы Российской Федерации.
Достижению цели позволяет достигнуть ряд задач:
изучить исторический аспект создания, становления и развития системы Федерального казначейства;
рассмотреть и проанализировать задачи Федерального Казначейства;
определить и проанализировать исполнение функций Федерального Казначейства.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Федеральное Казначейство: исторический и теоретический аспекты 5
1.1 История становления Федерального Казначейства 5
1.2 Задачи Федерального Казначейства 10
1.3 Функции, права и полномочия Федерального Казначейства 12
Глава 2. Приоритетные направления развития Федерального Казначейства 20
2.1 Анализ исполнения функций Федерального Казначейства в 2010 г. 20
2.2 Основные задачи Федерального Казначейства на среднесрочный период 26
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39

Файлы: 1 файл

Финансы_Черемкин_Новая.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

ЯКУТСКИЙ  ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 
 

Финансовый  факультет 

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему «Федеральное казначейство: задачи и функции»  
 

                                                Выполнил: студент гр. Ф-08-З/С

                  Черемкин  Николай Анатольевич

                  Проверил: к.э.н., доцент

                  Кемадингар  Т.В. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Якутск

2011

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Актуальность  темы курсовой работы обусловлена ролью  Федерального Казначейства России в  финансовой системе страны.

     Переход к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы Российской Федерации и ее основного звена - бюджетной системы. В настоящее время бюджетная система России динамично развивается, отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенций между федеральным, территориальными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления.

     В результате кардинальных изменений, произошедших в бюджетном процессе Российской Федерации в последние годы, чрезвычайно  актуальной стала задача обеспечения  управляемости и подконтрольности финансовых ресурсов, их централизации у одного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного обеспечивать упорядоченный поток ресурсов из федерального бюджета и оперативно представлять информацию о состоянии финансов для принятия оптимальных управленческих решений как на региональном уровне, так и на общегосударственном.

     В целях реализации бюджетной политики, эффективного управления доходами и  расходами в процессе исполнения федерального бюджета РФ в 1992 г. было введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для этого в составе Министерства финансов Российской Федерации было образовано Федеральное казначейство. В 2005 г. Казначейство России было выведено из структуры Министерства финансов и стало самостоятельным субъектом финансовой системы РФ.

     Цель  данной работы – изучить задачи и функции Федерального Казначейства именно как самостоятельного субъекта финансовой системы Российской Федерации.

     Достижению  цели позволяет достигнуть ряд задач:

  • изучить исторический аспект создания, становления и развития системы Федерального казначейства;
  • рассмотреть и проанализировать задачи Федерального Казначейства;
  • определить и проанализировать исполнение функций Федерального Казначейства.

     Методологической  основой работы послужили нормативные  правовые акты РФ, главным образом, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О государственном бюджете РФ на 2008 – 2010 годы», а также Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

     В качестве теоретической основы были использованы труды ряда авторов  по проблемам государственного дохода, главным образом, работы А.М. Бабич, Л.Н. Павловой, М.В. Романовского и др.

     Информационной  базой в исследовании явились  материалы Федерального казначейства России и Министерства финансов РФ.

     Цель  и задачи, поставленные в работе, обусловили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Федеральное Казначейство: исторический и теоретический аспекты

     1.1 История становления Федерального Казначейства

 

     Федеральное казначейство России является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

     Казначейство  в России прошло длинный и сложный  путь эволюции. И поэтому, начав говорить о казначействе, нельзя не коснуться его истории: истоков развития, причин упразднения, а впоследствии и возрождения этой системы.

     Зарождение  казначейской службы произошло еще  во времена Древней Руси, когда  появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной [5, c. 60].

     С расширением границ Российского  государства и его укреплением  постепенно росла казна, и это  требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.

     В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная  или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов [5, c. 62]. Она просуществовала до 1742 года.

     Следующей ступенью в развитии финансовой системы  России стал выход в 1775 году, в эпоху  царствования Екатерины II, крупного правового  акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были» [5, c. 63].

     Были  определены и штаты соответствующих  чиновников. В составе каждой губернии выделились такие административные единицы, как уезды, и впервые была определена должность уездного казначея как основного финансового чиновника низшего звена, который назначался государственным казначеем по представлению губернской казенной палаты на три года и был ей подотчетен. Губернская казенная палата стала центральной частью структуры финансового аппарата на местах. Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с риском для жизни.

     Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I. В 1802 году был подписан манифест «Об учреждении министерств», в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов, структура и сферы компетенции которого определялись изданным 25 июня 1811 года «Особенным учреждением Министерства финансов». Управление финансами было распределено между тремя ведомствами – Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролером. Впоследствии Государственное казначейство становится подразделением Министерства финансов России. После ряда структурных преобразований 15 февраля 1821 года резолюцией императора Александра I «Быть по сему» был создан Департамент Государственного казначейства в структуре Министерства финансов, ставший ядром всей системы казначейской службы России [5, c. 71].

     Департаменту  Государственного казначейства было определено ведомственное подчинение центральных  и местных финансовых структур: Главного казначейства, губернских, окружных казначейств  с состоящими в их ведомстве уездными казначействами, и «вообще Казенные палаты, по делам до приходов и расходов казначейств относящиеся».

     Главными  направлениями деятельности Департамента Государственного казначейства с 1821 года (с последующими дополнениями) были [5, c. 71]:

  • движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств;
  • главное счетоводство приходов и расходов всех казначейств;
  • заведование монетной (до основания почти через 40 лет Государственного банка России) и пробирной частями;
  • дела по предварительной проверке финансовых смет всех министерств;
  • дела по составлению росписи доходов и расходов;
  • дела по рассмотрению составляемых Министерством финансов проектов, положений, уставов и других законоположений, следствием введения в действие которых становились новые казенные расходы.

     Именно  с 1821 года в Российской Империи окончательно сложился и впоследствии был усовершенствован и отлажен четкий механизм деятельности казначейств от центрального – Департамента Государственного казначейства – до местных - губернских и уездных казначейств.

     Во  второй половине XIX века, в период великих  реформ 60-70 годов, узакониваются и  проводятся в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. Государственная  роспись доходов и расходов объявляется  открытой и подлежит опубликованию. Происходит централизация государственного хозяйства. Вводится единство кассы. Такие экономические перемены требовали реорганизации казначейской службы и увеличения штатов казначейств различных уровней. Это привело к упрочению места казначейства в финансовой системе государства, которое в полном объеме стало вести бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам [5, c. 72].

     В начале XX века роль казначейства усиливается  в связи с ростом доходов и  расходов государства, усложнением финансовой системы. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств.

     Предметами  ведения казначеев в то время  были [5, c. 73]:

  • прием и хранение всех принадлежащих Государственному казначейству доходов;
  • производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов;
  • продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов;
  • выдача промысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов;
  • счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу;
  • открытие текущих счетов, размен денег, уплата процентов по купонам, перевод денег.

     С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного хозяйства страны и всего советского аппарата, счетно–бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии - Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем – Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам [5, c. 74].

     Указом  Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства России от 27августа 1993 года № 864 (в организационном плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России.

     В середине 1999 года постановлением Правительства  Российской Федерации принимается  Федеральная целевая программа  развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы. Основной ее целью является развитие казначейской системы как важнейшего инструмента повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами.

     Новый импульс в развитии Федеральное  казначейство получило в связи с  вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации.

     В течение 2000-2002 годов было завершено  создание вертикальной структуры органов  федерального казначейства, включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделения федерального казначейства.

     В 2002 году практически был завершен процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы федерального казначейства.

     Операции  по внебюджетным средствам федеральных  учреждений также были взяты под контроль органов федерального казначейства. С 1 января 2002 года счета по учету внебюджетных средств 33 тысяч федеральных учреждений открыты в органах федерального казначейства.

     Новым этапом в развитии системы органов  федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

     В результате проведения данной реформы  с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации.

Информация о работе Федеральное казначейство: задачи и функции