В
соответствии с данными преобразованиями
правоприменительные функции по обеспечению
исполнения федерального бюджета перешли
от Министерства финансов Российской
Федерации к Федеральному казначейству,
а также функция составления отчета об
исполнении федерального бюджета и об
исполнении консолидированного бюджета
Российской Федерации.
Постановлением
Правительства Российской Федерации
от 01 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном
казначействе» было утверждено Положение
о Федеральном казначействе.
1.2 Задачи Федерального
Казначейства
В
Российской Федерации функционирует
единая централизованная система органов
федерального казначейства, включающая
Главное управление федерального казначейства
Министерства финансов РФ и подчиненных
ему территориальных органов федерального
казначейства по субъектам РФ, городам,
кроме городов районного подчинения, районам
и районам в городах.
В
1990-х гг. перед Казначейством ставились
две первоочередные задачи.
Первая
и главная задача, которую обязано
было решить казначейство, - это поставить
под четкий контроль каждодневное прохождение
федеральных счетов на уровне субъектов
Федерации, на уровне районов и городов,
а также на местном уровне [12, c. 37].
Ситуация,
сложившаяся с конца 1991 года и усугубившаяся
в 1992 году, характеризовалась тем, что
ЦБР не смог сохранить за собой функцию
обслуживания всех бюджетных счетов, как
это было раньше в Госбанке СССР. По объективным
причинам он не смог это сделать, занимаясь
вопросами регулирования целого сектора
коммерческих банков. Деньги у очень крупных
бюджетополучателей остались в коммерческих
банках, которые не могли обеспечить и
не могли дать гарантии сохранности средств.
Средства пропадали на пути движения из
Центра вниз; задерживались на счетах
в банках. Банки, в одних случаях умышленно,
в других, - по объективным причинам, не
доводили средства до бюджетополучателей.
Этот процесс в бюджетном хозяйстве страны
был локализован, а потом и полностью изжит,
когда деньги, проходя только через счета
федерального казначейства, стали поступать
в учреждения федеральной бюджетной сферы
на соответствующей территории субъекта
Федерации, района или города.
На
решение этой проблемы ушло очень много
времени, поскольку правовые основы исполнения
бюджета прежде не предусматривали никаких
подобных институтов, действий и инструментов.
Второй
задачей, стоящей перед Казначейством
в этот период, было создание методологической
основы работы федерального казначейства
[12, c. 39]. Другими словами, задача состояла
не только в том, чтобы обеспечить контроль
за прохождением средств сверху вниз,
а также наладить жесточайший предварительный
и текущий контроль за выделением средств.
Для
решения поставленной задачи предлагалось
два пути.
Во-первых,
казначейство должно было концентрировать
на своих счетах все платежные операции
федерального бюджета.
Во-вторых,
оно осуществляло постоянный контроль
на стадии, предшествующей выделению средств
из федерального бюджета и платежам с
этих счетов.
Начиная
с 2005 г., главные задачи органов Казначейства
состоят в следующем [11, c. 35]:
- организация,
осуществление и контроль за исполнением
бюджета РФ, управление доходами и расходами
бюджета на счетах Казначейства, исходя
из принципа единства кассы;
- регулирование
финансовых отношений между бюджетом
РФ и государственными внебюджетными
фондами, финансовое исполнение этих фондов,
контроль за поступлением и использованием
внебюджетных средств;
- осуществление
краткосрочного прогнозирования объемов
государственных финансовых ресурсов,
оперативное управление ими;
- сбор, обработка
и анализ информации о состоянии государственных
финансов, представление законодательным
и исполнительным органам отчетности
о финансовых операциях Правительства
РФ по бюджету РФ, о государственных внебюджетных
фондах, о состоянии бюджетной системы
РФ;
- управление
и обслуживание совместно с Банком России
и другими уполномоченными банками государственного
внутреннего и внешнего долга РФ;
- разработка
методологических и инструктивных материалов,
порядка ведения учетных операций по вопросам,
относящимся к компетенции Казначейства,
подготовка проекта бюджетной классификации,
ведение операций по учету государственной
казны РФ.
Кроме
того, Казначейство занимается сбором,
обработкой и анализом информации о состоянии
бюджетной системы. Совместно с Центральным
Банком органы Казначейства осуществляют
управление и обслуживание государственного
внутреннего и внешнего долга России.
1.3 Функции, права и полномочия
Федерального Казначейства
К
функциям Главного управления федерального
казначейства Минфина РФ относятся
[11, c. 37]:
- организация
бюджетного и финансового исполнения
федерального бюджета и финансовое исполнение
государственных федеральных внебюджетных
фондов, исходя из принципа единства кассы;
- руководство
работой территориальных органов Федерального
казначейства;
- доведение
до территориальных органов Федерального
казначейства размеров ассигнований из
федерального бюджета по обслуживаемым
ими территориям;
- ведение сводного
реестра распорядителей средств федерального
бюджета, государственных федеральных
внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных
средств;
- организация
распределения доходов между федеральным
бюджетом и бюджетами субъектов РФ, передача
в местные бюджеты отчислений от поступлений
по государственным налогам и доходам;
- управление
доходами и расходами федерального бюджета
и другими централизованными финансовыми
ресурсами, находящимися в ведении Правительства
РФ, распоряжение средствами на соответствующих
счетах в банках, кроме средств государственных
федеральных внебюджетных фондов и федеральных
внебюджетных средств, осуществление
операций с этими средствами;
- организация
осуществления взаимных расчетов между
федеральным бюджетом и бюджетами субъектов
РФ;
- регулирование
финансовых отношений между федеральным
бюджетом и государственными федеральными
внебюджетными фондами, организация контроля
за поступлением и использованием федеральных
внебюджетных средств;
- организация
и осуществление: краткосрочного прогнозирования
и кассового планирования средств федерального
бюджета, других централизованных финансовых
ресурсов и направлений их использования;
учета операций по движению средств федерального
бюджета, государственных федеральных
внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных
средств на счетах казначейства; сбора,
обработки и анализа информации о состоянии
федерального бюджета, бюджетов субъектов
РФ, государственных федеральных внебюджетных
фондов и федеральных внебюджетных средств;
- осуществление
по поручениям Правительства РФ и Минфина
РФ других операций со средствами федерального
бюджета, другими средствами, находящимися
в ведении Правительства РФ;
- организация
работы территориальных органов Казначейства
по контролю за исполнением федерального
бюджета, государственных федеральных
внебюджетных фондов, поступлением и использованием
федеральных внебюджетных средств;
- управление
и обслуживание государственного внутреннего
и внешнего долга совместно с Банком России
и другими уполномоченными банками, организация
и осуществление размещения на возвратной
и платной основе централизованных финансовых
ресурсов, находящихся в ведении Правительства
РФ;
- организация
и ведение операций по учету государственной
казны.
Органы
Казначейства по субъектам РФ, а
также городам с районным делением,
имеющим в своем подчинении нижестоящие
органы Казначейства, осуществляют на
соответствующей территории функции,
применительно к функциям, рассмотренным
выше, кроме функций, относящихся исключительно
к обслуживанию федерального бюджета,
закрепленным за Главным управлением
федерального казначейства.
Органы
Казначейства по городам, кроме городов
районного подчинения, районам, районам
в Городах выполняют следующие
функции [11, c. 39]:
- осуществляют
бюджетное и финансовое исполнение федерального
бюджета, финансовое исполнение государственных
федеральных внебюджетных фондов, контроль
за поступлением и использованием федеральных
внебюджетных средств;
- обеспечивают
целевое финансирование предприятий за
счет средств федерального бюджета, государственных
федеральных внебюджетных фондов и целевое
использование федеральных внебюджетных
средств;
- обеспечивают
полный учет распорядителей средств федерального
бюджета, государственных федеральных
внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных
средств;
- осуществляют
распределение доходов между федеральным
бюджетом и бюджетами субъектов РФ, производят
отчисления от поступлений по государственным
налогам и доходам в местные бюджеты;
- осуществляют
операции со средствами федерального
бюджета, государственных федеральных
внебюджетных фондов и федеральными внебюджетными
средствами;
- осуществляют
кассовое планирование средств федерального
бюджета, государственных федеральных
внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных
средств и направлений их использования;
- контролируют
своевременность совершения операций
и целевое направление использования
средств федерального бюджета, государственных
федеральных внебюджетных фондов и федеральных
внебюджетных средств;
- осуществляют
по представлению Министерства РФ по налогам
и сборам возврат в федеральный бюджет
излишне взысканных и уплаченных налогов
и других платежей;
- осуществляют
учет операций по движению средств федерального
бюджета, государственных федеральных
внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных
средств на счетах органов Федерального
казначейства, обслуживающих соответствующую
территорию;
- осуществляют
сбор, обработку и передачу вышестоящим
органам Казначейства информации и отчетов
об исполнении доходов и расходов федерального
бюджета, о финансовом исполнении государственных
федеральных внебюджетных фондов, поступлении
и использовании федеральных внебюджетных
средств;
- осуществляют
отдельные операции по поручению вышестоящих
органов Казначейства.
Органы
Казначейства наделены следующими правами
[11, c. 40]:
- открывать
счета для зачисления и выдачи средств
в Банке России, его учреждениях на местах,
других кредитных организациях;
- приостанавливать
операции по счетам предприятий, включая
банки, использующих средства федерального
бюджета, государственных федеральных
внебюджетных фондов и федеральные внебюджетные
средства, в случаях непредставления или
отказа предъявить органам Казначейства
и их должностным лицам бухгалтерских
и финансовых документов, связанных с
использованием этих средств;
- выдавать
обязательные для исполнения предписания
о взыскании с предприятий в бесспорном
порядке средств, выделенных из федерального
бюджета, средств этого бюджета, направленных
в государственные федеральные внебюджетные
фонды или федеральных внебюджетных средств,
используемых не по целевому назначению,
с наложением на предприятия штрафа в
размере ставки рефинансирования Банка
России;
- налагать
на кредитные организации штраф при несвоевременном
исполнении ими платежных документов
на перечисление и зачисление средств
в доход федерального бюджета, в государственные
федеральные внебюджетные фонды либо
средств из федерального бюджета и этих
фондов на счета получателей в соответствующие
кредитные организации в размере действующей
в банке, допустившем нарушение, процентной
ставки при краткосрочном кредитовании,
увеличенной на 10 пунктов; вносить в Банк
России представления о лишении кредитных
организаций лицензий на совершение банковских
операций.
- Федеральное
казначейство осуществляет следующие
бюджетные полномочия:
- организует
исполнение федерального бюджета, а также
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
в случае заключения соответствующих
бюджетных соглашений;
- исполняет
федеральный бюджет, а также бюджеты субъектов
РФ и местные бюджеты в случае заключения
соответствующих бюджетных соглашений;
- осуществляет
предварительный и текущий контроль за
исполнением федерального бюджета, а также
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
в случае заключения соответствующих
бюджетных соглашений;
- составляет
отчет об исполнении федерального бюджета,
а также бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов в случае заключения соответствующих
бюджетных соглашений;
- осуществляет
операции со средствами федерального
бюджета, а также бюджетов субъектов РФ
и местных бюджетов в случае заключения
соответствующих бюджетных соглашений;
- составляет
отчет об исполнении федерального бюджета,
а также бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов в случае заключения соответствующих
бюджетных соглашений;
- готовит отчет
об исполнении консолидированного бюджета
РФ;
- представляет
отчет об исполнении федерального бюджета
в Правительство РФ;
- устанавливает
порядок ведения учета и составления отчетности
об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ, смет расходов бюджетных учреждений,
устанавливает формы учета и отчетности
по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ;
- открывает
и закрывает в Банке России и его учреждениях,
а также в уполномоченных кредитных организациях
счета для зачисления и выдачи бюджетных
средств;
- открывает
и закрывает лицевые счета главных распорядителей,
распорядителей бюджетных средств, бюджетных
учреждений, а также бюджетные счета других
получателей бюджетных средств;
- обладает
правом требовать от главных распорядителей,
распорядителей и получателей бюджетных
средств предоставления отчетов об использовании
средств федерального бюджета и других
сведений, связанных с получением, перечислением,
зачислением и использованием средств
федерального бюджета;
- получает
от кредитных организаций сведения об
операциях с бюджетными средствами и средствами
государственных внебюджетных фондов;
- направляет
представления главным распорядителям,
распорядителям и получателям средств
федерального бюджета, Банку России и
его учреждениям, кредитным организациям
с требованием устранить выявленные нарушения
бюджетного законодательства и осуществляет
контроль за их устранением; приостанавливает
операции по лицевым счетам главных распорядителей,
распорядителей и получателей средств
федерального бюджета;
- взыскивает
в бесспорном порядке с лицевых счетов
главных распорядителей, распорядителей
бюджетных средств и получателей средств
федерального бюджета бюджетные средства,
используемые не по целевому назначению;
- взыскивает
со всех счетов бюджетные средства, выданные
в форме бюджетных ссуд, бюджетных кредитов,
по которым истек срок возврата, а также
проценты, подлежащие уплате за пользование
бюджетными ссудами, бюджетными кредитами;
- налагает
на главных распорядителей, распорядителей
и получателей средств федерального бюджета,
кредитные организации штрафы в пределах
своей компетенции;
- ведет сводный
реестр главных распорядителей, распорядителей
и получателей средств федерального бюджета
и осуществляет регистрацию бюджетных
учреждений, деятельность которых финансируется
из средств федерального бюджета;
- осуществляет
другие полномочия в соответствии с бюджетным
законодательством.
Федеральное
казначейство несет ответственность
за [11, c. 42]:
- правильность
исполнения федерального бюджета, ведение
счетов и управление бюджетными средствами;
- финансирование
расходов, связанных с предоставлением
бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций,
государственных гарантий;
- полноту и
своевременность перечисления и зачисления
бюджетных средств на счета их получателей;
- своевременность
представления отчетов и других сведений,
связанных с исполнением бюджета;
- своевременность
доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях
и лимитах обязательств бюджета до получателей
бюджетных средств; финансирование расходов,
не включенных в бюджетную роспись; финансирование
расходов сверх утвержденных лимитов
обязательств бюджета;
- осуществление
контроля за соблюдением бюджетного законодательства
главными распорядителями, распорядителями
и получателями бюджетных средств, кредитными
организациями;
- исполнение
предписаний Счетной палаты РФ и решений
актов судебных органов о компенсации
ущерба, нанесенного финансовыми органами
получателям бюджетных средств.
Федеральное
казначейство может осуществлять исполнение
бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов по заключенным с соответствующими
органами исполнительной власти и органами
местного самоуправления соглашениям.
Полномочия органов Федерального казначейства
распространяются на организации, включая
кредитные организации, осуществляющие
операции со средствами соответствующих
бюджетов в объеме имеющихся полномочий
применительно к средствам федерального
бюджета.
Глава
2. Приоритетные направления развития
Федерального Казначейства
2.1 Анализ исполнения
функций Федерального Казначейства в
2010 г.
Мировой
финансовый кризис 2008 – 2009 гг. ударил по
всей финансовой системе страны. Правительство
РФ предприняло ряд мероприятий,
составивших антикризисную программу.
В проведении антикризисной программы
роль Федерального казначейства была
одной из ключевых. Важнейшим моментом
была срочность выполнения всех решений.
Большие
задержки были при подготовке и принятии
решений, а в доведении решений проблем
не было.