Федеральное собрание: структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
• изучение историю российского парламентаризма;
• анализ статуса Федерального Собрания с правовой точки зрения, его положение и роль в системе органов государственной власти РФ;
• характеристика основным функциям Федерального Собрания;
• выявить и охарактеризовать структуру Федерального Собрания;
• вывод автора о роли, предназначении и статусе Федерального Собрания в современном российском государстве и обществе.

Оглавление

Введение
Глава 1. Определение, структура и порядок формирования Федерального собрания РФ
1.1. Краткий исторический очерк российского парламентаризма и определение Федерального собрания РФ с правовой точки зрения
1.2. Порядок формирования Совета Федерации и его структура
1.3. Порядок формирования Государственной Думы и ее структура
Глава 2. Функции и полномочия Федерального Собрания РФ
2.1. Характеристика основных функций Федерального Собрания РФ
2.2. Функции и полномочия Совета Федерации РФ
2.3. Функции и полномочия Государственной Думы РФ
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

МОЙ курсач Федеральное собрание РФ 2003.doc

— 694.00 Кб (Скачать)

Красногорский филиал федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего  профессионального образования 

«Российская академия народного хозяйства  и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

Федеральное собрание: структура и функции

 

 

Курсовая работа

 

 

Дисциплина: ????

 

Выполнила:

Капкина Е.??, («ГиМУ», 1 курс)

 

Руководитель:

Смирнов В.Г., (к.э.н.???, доцент)

 

 

 

 

 

 

Красногорск 2012

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На протяжении всего существования человечества и государства общество нуждалось  в определенном урегулировании, систематизации, упорядочивании и контроле различных отношений между людьми. В процессе развития и становления государственности эту роль начинают играть все большее количество различных государственных органов и институтов, а по мере развития гражданского общества эта роль и эти функции частично переходят еще к различным социальным объединениям и общественным организациям. На основании созданных предпосылок в истории появился и осуществляет свою деятельность институт парламентаризма.

Парламент (англ. parliament от фр. parler – «говорить») –  это название высшего представительного и законодательного органа в странах, построенного частично или полностью на выборных началах.

Первый  парламент появился в Англии еще в XIII веке как орган сословного представительства. С оглядкой на опыт Англии и Франции, институт парламентаризма устанавливается практически во всей Европе в первой половине XIX века.

В Российской Федерации парламентом  является Федеральное Собрание, которое  относится к органам главной  ветви власти - законодательной.

Актуальность  выбранной мною темы для курсовой работы несомненна, ибо парламентаризм – это основа государственности  большинства современных стран, в том числе и России. Более того, большинство парламентов призваны осуществлять законодательную власть в стране, формировать необходимую нормативно – правовую базу государства, выполнять контроль за деятельностью лиц, осуществляющих исполнительную власть, следить за расходами госбюджета и т.д.

Вдобавок  ко всему перечисленному, современная Россия находится на стадии формирования демократического и гражданского общества, необходимой политической культуры, эффективной системы взаимодействия всех органов государственной власти, поэтому роль и значение Федерального Собрания РФ до конца еще не определены и не сформировались. Данное исследование может поспособствовать более точному формулированию, объяснению и раскрытию основных функций, целей и задач Федерального Собрания РФ в системе российского государства с точки зрения современной молодежи. Именно это и является главной целью моей работы.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

  • кратко изучить историю российского парламентаризма;
  • проанализировать статус Федерального Собрания с правовой точки зрения, его положение и роль в системе органов государственной власти РФ;
  • дать характеристику основным функциям Федерального Собрания;
  • выявить и охарактеризовать структуру Федерального Собрания;
  • сделать собственный вывод о роли, предназначении и статусе Федерального Собрания в современном российском государстве и обществе.

 

Соответственно  объект исследования в моей работе – это Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации.

В тоже время предметом данного сследования являются Конституция РФ, нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебная и научная литература, а также информационные и интернет – источники, освещающие деятельность Федерального Собрания.

 

 

Глава 1. Определение, структура и порядок  формирования Федерального собрания РФ

1.1. Краткий исторический  очерк российского парламентаризма и определение Федерального собрания РФ с правовой точки зрения

 

В отличие от большинства европейских  стран с многовековыми парламентскими традициями, в России первое представительное учреждение парламентского типа было создано только в 1906 году в соответствии с царским Манифестом от 17 октября 1905 года. Нижней палатой первого российского парламента стала Государственная Дума, верхней – Государственный Совет. В исторических реалиях того времени создание такого органа не было результатом эволюционного развития российского государства, а следствием первой русской революции 1905 – 1907 гг. Поэтому нормальному функционированию первого российского парламента всячески пытались противодействовать император и правящая элита в целом, которые рассматривали русский парламент исключительно как ограничитель собственной власти. Поэтому Государственная Дума просуществовала недолго (1906-1917 года), часто распускалась и в целом не смогла обеспечить консолидацию российского общества и предотвращение двух революций и кровопролитной гражданской войны. После Февральской революции ни Государственная Дума, ни Государственный Совет не возобновили свою работу.

Позднее, захватившие власть большевики считали парламент элементом «буржуазной демократии», поэтому отвергали его в условиях диктатуры пролетариата. В советский период принцип разделения власти также не нашел поддержки в рамках концепции господствующей идеологии марксизма - ленинизма. Поэтому Советы провозглашались единовластными органами народного представительства. Однако Верховный Совет СССР не был независимым органом власти, поскольку лишь оформлял решения руководства правящей партии. Только в 1989 году происходит возрождение идей парламентаризма с избранием Съезда народных депутатов СССР и РСФСР, имевшим широкий общественный резонанс.

Впоследствии  положение кардинально изменилось с принятием Конституции РФ в 1993 году, которая учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации, «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации  - является представительным и законодательным органом Российской Федерации»1.

Статья № 11 Конституции РФ закрепляет Федеральное Собрание как один из органов государственной власти: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации»2. Эта статья расположена в главе №1 Конституции РФ, для которой предусмотрен усложненный порядок изменения или пересмотра, что обеспечивает прочное положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти.

Глава № 5 Конституции полностью посвящена Федеральному Собранию. В ней закреплены основные положения, относительно деятельности Федерального Собрания, его состав и структура, полномочия и порядок формирования палат, статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а так же законодательный процесс в Российской Федерации.

«Конституционное  закрепление основ организации  и деятельности парламента РФ имеет  большое значение для развития российского  парламентаризма. Достаточно высокий  статус парламента и имеющиеся у  него «сдержки и противовесы» по отношению к Президенту, исполнительной и судебной властям, позволяют ему обеспечивать стабильное функционирование демократических институтов власти в Российской Федерации»3.

Структура Федерального Собрания РФ определена в статье № 95 Конституции РФ: «Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы»4.

Помимо основного закона РФ – Конституции, существуют другие нормативно - правовые акты, регламентирующие деятельность Федерального Собрания: Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ и другие. В них изменяются, дополняются, детализируются и развиваются положения Конституции.

Обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации принимают регламенты, в которых уточняется, дополняется и детализируется внутренний распорядок, структура палат, организация их деятельности.

Несмотря на то, что изначально регламент имеет  значение вспомогательного акта, устанавливающего и закрепляющего процедурные  правила осуществления Собранием  своих полномочий, значение данных актов крайне существенно ввиду отсутствия специального закона о российском парламенте.

Регламенты  Государственной Думы и Совета Федерации – это универсальные нормативно - правовые акты, регулирующие достаточно широкий спектр аспектов внутренней деятельности палат - от порядка формирования органов палат до порядка осуществления законодательных процедур и решения иных вопросов, с которыми сталкиваются парламентарии в процессе своей работы.

Регламент Совета Федерации принят постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года (последние изменения и дополнения внесены постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2008 года). Регламент Государственной Думы принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года (последние изменения внесены постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 апреля 2008 года).

1.2. Порядок формирования  Совета Федерации и его структура

 

Как я уже упоминала выше, статья № 95 Конституции РФ закрепляет двухпалатную структуру Федерального Собрания РФ: Совет Федерации считается верхней  палатой, а Государственная Дума признается нижней палатой. Исходя из данного разделения, каждая палата имеет свой регламент, свою структуру, компетенции, круг задач, функции и т.д.

Принципы  работы палат Федерального Собрания закреплены в главе № 5 Конституции  РФ, а также в Регламентах палат  Федерального Собрания:

  • «Федеральное Собрание является постоянно действующим органом»5;
  • «Совет Федерации и Государственная Дума РФ заседают раздельно»6, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи № 100 Конституции РФ;
  • законность и легитимность работы Федерального Собрания;
  • «Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания»7;
  • коллегиальность работы палат. ДЛЯ 9 СЛАЙДА!!!!!

Наиболее  общие положения относительно внутренней структуры, как Совета Федерации, так и Федерального Собрания перечислены в статье № 101 Конституции РФ: «Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом»8.

Несмотря  на наличие общих черт в структуре  Совета Федерации и Государственной  Думы, порядок их формирования совершенно разный.

Что касается Совета Федерации, то порядок его формирования успел уже трижды измениться кардинальным образом с момента его создания в 1993 году. Согласно переходным положениям российской Конституции 1993 года, первый состав Совета Федерации избирался сроком на 2 года по двухмандатным округам. В дальнейшем предполагалось, что за эти 2 года будет разработан и принят особый закон, регламентирующий деятельность Совета Федерации и устанавливающий новый порядок формирования верхней палаты парламента. Выборы в СФ состоялись 12 декабря 1993 года. СФ заседал с 11 января 1994 по 15 января 1996. Первоначально авторы создания Совета Федерации задумывали его как особый «фильтр», пропускной пункт, барьер по принятию законов Государственной Думой. Однако в суровых политических реалиях России 90-ых годов Совет Федерации своего предназначения не оправдал, а нередко и вовсе голосовал за преодоление президентского вето на принятие некоторых законов, что было диаметрально противоположно замыслу Ельцина.

Новая реформа  Совета Федерации состоялась уже в 1996 году. До 2000 года члены Совета Федерации не избирались, а ими являлись по должности руководитель исполнительной и законодательной ветви региональной власти субъекта РФ. Как результат их занятости, Совет Федерации собирался в Москве на регулярные сессии нечасто. Второй состав Совета Федерации работал с 1996 по 2001 год. Такая конфигурация верхней палаты парламента привела к усилению политического влияния региональной фронды, а как следствие, к уменьшению политического веса федерального центра. Более того, в тот период Совет Федерации являлся одним из инструментов лоббирования личных интересов лидеров региональных элит,  в ущерб национальным интересам.

Все это  не осталось незамеченным новым Президентом  РФ Владимиром Путиным, который провел реформу Совета Федерации, изменив порядок его формирования под официальным предлогом большой занятости руководителей регионов текущей работой на местах. На самом деле эта реформа была призвана исключить местных руководителей из активной политической жизни на федеральном уровне и тем самым ограничить их влияние, укрепив вертикаль существующей власти.

Так как  верхняя палата Федерального Собрания представляет интересы регионов Российской Федерации, то в  Совет Федерации теперь включают (назначают) по 2 сенатора от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательной ветви власти субъекта РФ и один от исполнительной. Сенаторы работают на постоянной и профессиональной основе, с момента образования нового Совета Федерации в 2001 году его состав изменился незначительно.

Информация о работе Федеральное собрание: структура и функции