Федеральное собрание: структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
• изучение историю российского парламентаризма;
• анализ статуса Федерального Собрания с правовой точки зрения, его положение и роль в системе органов государственной власти РФ;
• характеристика основным функциям Федерального Собрания;
• выявить и охарактеризовать структуру Федерального Собрания;
• вывод автора о роли, предназначении и статусе Федерального Собрания в современном российском государстве и обществе.

Оглавление

Введение
Глава 1. Определение, структура и порядок формирования Федерального собрания РФ
1.1. Краткий исторический очерк российского парламентаризма и определение Федерального собрания РФ с правовой точки зрения
1.2. Порядок формирования Совета Федерации и его структура
1.3. Порядок формирования Государственной Думы и ее структура
Глава 2. Функции и полномочия Федерального Собрания РФ
2.1. Характеристика основных функций Федерального Собрания РФ
2.2. Функции и полномочия Совета Федерации РФ
2.3. Функции и полномочия Государственной Думы РФ
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

МОЙ курсач Федеральное собрание РФ 2003.doc

— 694.00 Кб (Скачать)

В реалиях ноября 2012 года в России насчитывается 83 субъекта федерации, соответственно общее число  сенаторов – 166 человек. Председателем  Совета Федерации РФ является Валентина Ивановна Матвиенко – бывший губернатор Санкт – Петербурга.

Федеральный закон № 111 от 5 августа 2000 года устанавливает следующие требования по принятию кандидатов в члены Совета Федерации:

«Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Кандидатом  для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть:

а) депутат Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная  Дума), входивший в качестве кандидата  в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, соответствующую субъекту Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, либо соответствующую группе субъектов Российской Федерации, органом государственной власти одного из которых осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации;

б) депутат законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации;

в) депутат представительного  органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный  настоящим Федеральным законом срок сложить полномочия депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.

В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 2 и частью третьей статьи 4 настоящего Федерального закона, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть также член Совета Федерации».9

Срок полномочий каждого члена Совета Федерации  начинается со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении, признаний полномочий данного члена Совета Федерации, а прекращается со дня принятия Советом Федерации решения о признании полномочий нового члена Совета Федерации, однако новый член обязательно должен являться представителем того же органа государственной власти субъекта РФ.

Совет Федерации  формирует Совет палаты, определяющий стратегию работы и развития Федерального Собрания. В него входит председатель и его заместители, а также главы постоянных комитетов и комиссий.

Совет Федерации также  имеет собственный Аппарат, основными задачами которого являются нормативно - правовое, информационно-аналитическое, документационное, организационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации.

Ежегодная работа Совета Федерации состоит из 2 сессий, которые проводятся, как правило, следующим образом: весенняя с 25 января по 15 июля, а осенняя с 16 сентября по 31 декабря. В течение сессий проводятся следующие плановые мероприятия: общие заседания верхней палаты парламента, рабочие заседания всех комиссий и комитетов Совета Федерации, парламентские слушания по ключевым вопросам, Дни Совета Федерации в субъектах Российской Федерации, более того, все члены Совета Федерации работают в представляемых ими субъектах Российской Федерации.

Перечень создаваемых  в Совете временных и постоянных комиссий, комитетов и рабочих групп содержится в Регламенте Совета Федерации. Более того, в экстренных случаях могут создаваться чрезвычайные комиссии и комитеты, по согласованию с руководством Совета Федерации, что прописано в регламенте работы Совета Федерации, однако за всю историю своего существования таких прецедентов не было. Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии. «Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. При этом в состав комитета палаты должны входить не менее 7 и не более 15 членов Совета Федерации (за исключением Комитета Совета Федерации по бюджету), в состав комиссии палаты - не менее 11 и не более 25 членов Совета Федерации»10.

На момент ноября 2012 года в Совете Федерации созданы и функционируют следующие основные комитеты (данные официального сайта Совета Федерации):  

  • Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества;  
     Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/ccf_lawjust/ 
  • Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;  
     Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/ccf_fedst/ 
  • Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;  
     Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_safe/ 
  • Комитет Совета Федерации по международным делам;  
     Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_mezhd/ 
  • Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;  
     Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/ccf_budgetfm/ 
  • Комитет Совета Федерации по экономической политике; 
  • Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;  
     Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/ccf_agripnatmgt/ 
  • Комитет Совета Федерации по социальной политике; 
     Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/ccf_socpolicy/ 
  • Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике;  
     Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/ccf_educ/ 
  • Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

Комиссии, действующие  в Совете Федерации:

  • Комиссия Совета Федерации по информационной политике;
  • Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации;
  • Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике;
  • Комиссия Совета Федерации по культуре;
  • Комиссия Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству;
  • Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества;
  • Комиссия Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения.

Временные комиссии, функционирующие  в Совете Федерации на начало ноября 2012 года:

  • Временная комиссия Совета Федерации по анализу правоприменительной практики в сфере законодательства Российской Федерации по вопросам собственности;
  • Временная комиссия Совета Федерации по анализу правоприменительной практики в сфере законодательства Российской Федерации по вопросам собственности; 
  • Временная комиссия Совета Федерации по подготовке законодательных предложений по противодействию терроризму; 
  • Временная комиссия Совета Федерации по подготовке законодательных предложений по вопросам выполнения столичных функций;

 

 Временная комиссия Совета Федерации по мониторингу формирования нормативной правовой базы, обеспечивающей 
вступление в силу Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты  
Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений, и практики его применения.

Также при Совете Федерации  функционирую следующие органы:

  • Межрегиональный банковский совет
  • Объединенная комиссия
  • Палата молодых законодателей

Совет Федерации – это один из основополагающих и ключевых органов государственной  власти в РФ, ибо он выступает  гарантом стабильности существующего  государственного устройства. На нем лежит определяющая ответственность за современный государственный строй, потому что в отличие от всех других органов власти Российской Федерации, Совет Федерации никогда и ни в каких условиях не прекращает своих полномочий. Согласно действующему в РФ законодательству и Конституции существует возможность и основания для досрочного отрешения от должности Президента России, Правительство также может уйти в отставку, Государственную Думу можно распустить досрочно, но только не Совет Федерации, который исполняет свои полномочия несмотря ни на какие обстоятельства до последнего дня.

1.3. Порядок формирования  Государственной Думы и ее  структура

 

Нижняя  палата парламента - Государственная Дума Российской Федерации состоит из 450 депутатов. Правовой статус, а также общие положения о Государственной Думе определены и прописаны в главе №5 Конституции Российской Федерации.

До 2007 года Государственная Дума избиралась по смешанной системе: 225 членов избирались по партийным спискам в результате всенародного голосования по пропорциональной избирательной системе, а вторая половина  Думы избиралась по одномандатным округам по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. Однако с 2007 года в результате реформирования избирательной системы РФ Государственная Дума избирается только по пропорциональной системе, то есть все политические партии выдвигают свои партийные списки на выборы, голосование на которых проходит по общефедеральному многомандатному избирательному округу. Партии, набравшие больше 7% голосов, проходят в Государственную Думу, и допускается к распределению депутатских мест пропорционально числу полученных голосов. С 2016 года проходной барьер будет снижен до 5%.

В соответствии с переходными положениями Конституции  РФ от 12 декабря 1993 года первая Государственная Дума избиралась вместе с Советом Федерации на 2 года. Срок полномочий Государственной Думы 2 – 5 созывов составлял 4 года, однако ввиду поправок к Конституции РФ в 2008 году срок полномочий депутатов Государственной Думы начиная с 6 (нынешнего) созыва составляет 5 лет.

Государственная Дума Российской Федерации избиралась в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и в 2011 годах. Сравнительный анализ результатов голосования за основные партии на выборах в Государственную Думу в 2003, 2007 и в 2011 годах можно увидеть на графике в приложении №1. Результаты голосования на выборах в Государственную Думу в 2011 году можно увидеть в приложении № 2. В настоящее время в Государственной Думе представлены 4 партии (Единая Россия, Либерально-демократическая партия России, Коммунистическая партия Российской Федерации, Справедливая Россия). Распределение депутатских мест между партиями можно увидеть в приложении № 3.

Государственная Дума  также может быть распущена  Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями № 111 и  № 117 Конституции РФ:

  • после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства РФ;
  • в случае отказа в доверии или повторного выражения недоверия Государственной Думой Правительству РФ.

В этих случаях Президент назначает  новые выборы в Госдуму. ПРО 9 СЛАЙД ЗАКОНЧЕНО!!!!

Согласно существующему  в РФ законодательству, депутатом  Государственной Думы может быть избран гражданин РФ старше  21 года и имеющий право участвовать в выборах. В тоже время одно лицо не имеет права являться одновременно членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. По переходным положениям Конституции РФ депутатом Государственной Думы 1 созыва мог являться член Правительства РФ. Федеральный закон № 51 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 года (с изменениями и дополнениями) устанавливает следующие принципы, по которым формируется Государственная Дума: депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по федеральному избирательному округу

Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом  Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва. Государственная Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю - с 12 января по 20 июня; осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря.

Государственная Дума РФ имеет следующую структуру:

  • председатель Думы и его заместители, которые руководят работой нижней палаты парламента;
  • совет Государственной Думы;
  • фракции, таблицу распределения мест в Государственной Думе между фракциями можно увидеть в приложении № 4;
  • комитеты и комиссии Государственной Думы, полный список которых можно увидеть в приложении №5 и № 6;

аппарат Государственной  Думы – это постоянно действующий орган, который осуществляет правовое, организационное, документационное, аналитическое, материально-техническое, финансовое обеспечение деятельности всех элементов входящих в структуру Государственной Думы.

Председатель  является главой Государственной Думы. Все фракции и депутатские  объединения в нижней палате вправе выдвигать свои кандидатуры на эту  должность, а также на должности  заместителей председателя, число которых принимается общим голосованием в Государственной Думе. Более того, на общем голосовании большинством голосов может быть также принято решение об освобождении от занимаемой должности Председателя и / или его заместителей.

Наиболее значимым руководящим органом Государственной  Думы является ее Совет, основной целью  которого является подготовка и предварительное  рассмотрение организационных вопросов работы нижней палаты. В состав Совета по должности входят Председатель и руководители депутатских фракций и объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя и председатели комитетов и комиссий Государственной Думы также представлены в Совете, но с правом совещательного голоса. Заседания Совета открытые для всех депутатов.

Информация о работе Федеральное собрание: структура и функции