Федеральное собрание: структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
• изучение историю российского парламентаризма;
• анализ статуса Федерального Собрания с правовой точки зрения, его положение и роль в системе органов государственной власти РФ;
• характеристика основным функциям Федерального Собрания;
• выявить и охарактеризовать структуру Федерального Собрания;
• вывод автора о роли, предназначении и статусе Федерального Собрания в современном российском государстве и обществе.

Оглавление

Введение
Глава 1. Определение, структура и порядок формирования Федерального собрания РФ
1.1. Краткий исторический очерк российского парламентаризма и определение Федерального собрания РФ с правовой точки зрения
1.2. Порядок формирования Совета Федерации и его структура
1.3. Порядок формирования Государственной Думы и ее структура
Глава 2. Функции и полномочия Федерального Собрания РФ
2.1. Характеристика основных функций Федерального Собрания РФ
2.2. Функции и полномочия Совета Федерации РФ
2.3. Функции и полномочия Государственной Думы РФ
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

МОЙ курсач Федеральное собрание РФ 2003.doc

— 694.00 Кб (Скачать)

Также Государственная Дума образует из числа своих депутатов комитеты и комиссии, определяя их численный состав (как правило, от 12 до 35 депутатов). Принцип пропорционального представительства различных депутатских фракций является базовым при их формировании. Все депутаты Думы обязаны являться членами одного из ее комитетов, за исключением Председателя Думы, его заместителей и руководителей депутатских объединений. Более того, депутат нижней палаты парламента имеет право принимать участие в работе только одного комитета или комиссии.

Комитеты Государственной  Думы учреждаются в соответствии с регламентом и продолжают осуществление своих полномочий в течение функционирования самой Думы конкретного созыва. Позиции Председателей комитетов распределяются по договоренности между ведущими политическими силами, прошедшими в Думу практически сразу после выборов, однако формально Председатели комитетов избираются палатой на голосовании.

Принципы свободы  обсуждения, плюрализма, гласности  и коллегиальности являются главными в деятельности комитетов и комиссий Государственной Думы. Более того, на всех заседаниях комитетов и комиссий имеют право присутствовать представители СМИ и общественных объединений. Полная схема структуры Государственной Думы РФ представлена в приложении № 7.

Также в заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации  принимают участие полномочные  представители Президента Российской Федерации, Правительства РФ, которые  обеспечивают представительство их интересов и способствуют реализации их конституционных полномочий.

Глава 2. Функции и полномочия Федерального Собрания РФ

2.1. Характеристика  основных функций Федерального  Собрания РФ

 

Безусловно, что  Федеральное Собрание РФ ведет свою деятельность с учетом общеизвестных  и общепринятых принципов функционирования для всех органов власти, а именно:

  • федерализм (то есть принятие во внимание основополагающего принципа федеративного устройства современной России);
  • демократизм (коллегиальность принятия решений и общедоступность Федерального Собрания для всех граждан страны, что означает отсутствие дискредитации граждан РФ в их праве быть избранными членами Федерального Собрания);
  • законность (признание и соблюдение действующего законодательства);
  • гуманизм, приоритет прав и свобод человека, личности, гражданина;
  • независимость в осуществлении собственных полномочий;
  • запрет на произвольное вмешательство и регламентацию деятельности других органов государственной власти;
  • сотрудничество и взаимодействие с другими госорганами;
  • компетентность и профессионализм.

Эти, а также  другие базовые принципы Федеральное  Собрание РФ строго соблюдает при  осуществлении своих функций.

Функции Федерального Собрания РФ — это главные направления и сферы деятельности законодательного органа государственной власти Российской Федерации. На практике выделяется 3 главные функции Федерального Собрания:

  • представительная (представление интересов многонационального народа России с учетом федеративного устройства нашего государства);
  • законотворческая (осуществление законодательной деятельности на федеральном уровне);
  • контрольная.

Раскроем суть и содержание каждой из функций Федерального Собрания.

Представительная  функция Федерального Собрания заключается в том, что российский парламент представляет прямо или косвенно интересы многонационального народа России, формирует и изъявляет его волю. Как единственный источник власти в РФ и носитель ее суверенитета, наш многонациональный народ посредством прямого или косвенного участия в выборах делегирует своим представителям в Федеральном Собрании часть своей власти, доверяя им от своего имени осуществлять государственную власть и управление.

Совет Федерации – палата парламента, представляющая интересы субъектов РФ. Государственная Дума – палата представительства всех граждан РФ. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами, упомянутыми в моей работе в подпунктах, посвященных формированию Совета Федерации и Государственной Думы в первой главе.

Характеристика  российского парламента как органа представительства народных интересов  с точки зрения Конституции предполагает, что представительный характер Федерального Собрания может быть подвержен сомнению, если неполнота состава палат значительная из – за непосещаемости пленарных слушаний и заседаний депутатами или из – за неравного доступа различных политических сил и движений к ключевым парламентским позициям и местам в парламенте вообще. Решения, принимаемые парламентом должны соответствовать интересам большинства российского общества, а не только парламентского большинства. К сожалению, данная проблема остается вполне актуальной в современной России, но я искренне надеюсь, что по мере развития и становления российского государства данному явлению придет конец.

В тоже время  «Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов Российской Федерации, так как в Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов Российской Федерации. Поэтому взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления ограничивается принятием законов в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Эти законы обязательны для применения указанными органами»11.

11 СЛАЙД!!!

Очевидно, что основная функция Федерального Собрания – это законотворческая функция, ибо законодательство – это гарантия и основа существования и функционирования самого государства. В осуществлении данной функции принимают участие обе палаты, однако ключевую роль играет Государственная Дума. В статье № 104 Конституции РФ перечислены и другие субъекту, участвующие в законодательном процессе. Также сама Конституция определяет Федеральное Собрание как законодательный орган, тем самым подчеркивая его основную функцию – законотворчество. Федеральные законы издавать имеет право исключительно Федеральное Собрание РФ. Эти законы имеют высшую юридическую силу и распространяются на всю территорию России.

Законотворческая  функция состоит в разработке и принятии законов, регулирующих основные стороны жизни государства и  общества. Она включает в себя не только процесс принятия закона, но и процесс его создания, оформления. Схема законодательного процесса представлена на схеме в приложении № 8.

Контрольная функция Федерального Собрания заключается в парламентском контроле. «Парламентский контроль – право представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать от них отчета о своей деятельности и отправлять в отставку министров или правительства в целом в случае признания их деятельности неудовлетворительной (вотум недоверия)»12.

Несмотря на то, что Конституция РФ не учреждает  Федеральное Собрание в качестве контролирующего органа, однако полномочия в сфере собственных компетенций  позволяют российскому парламенту осуществлять целый ряд контрольный функций за органами исполнительной и судебной власти.

Среди полномочий Совета Федерации в контрольной  сфере выделяют:

  • решение вопроса об отрешении Президента РФ от должности;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Среди контрольных полномочий Государственной Думы наиболее существенными являются следующие:

  • утверждение в должности кандидатур на пост Председателя Правительства РФ, предлагаемых Президентом РФ;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека. Схема осуществления контрольных функций Федеральным Собранием в кадровой политике государства представлена в приложении №9;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (процедура импичмента).

Федеральное Собрание вправе проводить собственное парламентское  расследование по фактам, которые  имеют крайне негативные последствия для государства и общества, а именно:

  • факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина;
  • возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При проведении процедуры парламентского расследования палаты Федерального Собрания на паритетных началах формируют комиссию, которая состоит как из членов Совета Федерации, так и депутатов Государственной Думы, избирают ее сопредседателей, обозначают цели, задачи, временные рамки и прочие основные положения работы комиссии.

Более того, Совет Федерации, Государственная Дума, а также их члены вправе направлять парламентские и депутатские запросы должностным лицам или органам власти по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.

Контрольная функция  Федерального Собрания, заключающаяся в вмешательстве в деятельность других органов  власти – это базовый принцип разделения власти и проявление системы так называемых «сдержек и противовесов», призванных не допустить излишнего усиления влияния какого – либо элемента системы госаппарата.

 

2.2. Функции и полномочия Совета Федерации РФ

12 СЛАЙД

Статья  № 102 Конституции РФ, а также действующее  законодательство РФ определяют следующий  круг полномочий Совета Федерации:

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения или комендантского часа;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • определение и назначение даты выборов Президента Российской Федерации (по первым трем пунктам Совет Федерации имеет полное право не утвердить решения других государственных органов);
  • отрешение Президента РФ от занимаемой должности в соответствии с процедурой  импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходима поддержка не менее двух третей  от состава палаты);
  • решение вопроса об отрешении Президента РФ от должности;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда;
  • назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и 1/2 от состава ее аудиторов.

На основании круга  вопросов, входящих в предмет ведения  Совета Федерации, верхняя палата парламента принимает решения – постановления, которые принимаются коллегиально, то есть большинством голосов в тех случаях, если Конституция РФ или конституционные законы не предусматривают усложненного процесса принятия постановлений.

В сфере  законотворчества Совет Федерации имеет второстепенное, подчиненное значение по отношению к Государственной Думе. Это означает, что все законы сначала вносятся на рассмотрение в нижнюю палату парламента, и только после ее одобрения законопроекты поступают на рассмотрение Совета Федерации.

В то время как весь Совет Федерации в целом и отдельные сенаторы имеют право законодательной инициативы, законы о поправках и изменениях в действующую Конституцию Российской Федерации могут быть внесены или Советом Федерации как коллегиальным органом, или группой, численность которой составляет не менее одной пятой от общего состава верхней палаты парламента.

Полномочия Совета Федерации  в законодательном процессе также  весьма ограничены, ибо он не имеет  право внесения поправок в законы, принятые Думой, а может только одобрить, или отклонить тот, или иной законопроект. Одобрение Федеральных Законов Советом Федерации считается принятым, если за него проголосовало относительное большинство членов Совета Федерации (более 50% от общего числа его членов) или закон не был рассмотрен верхней палатой парламента в течение 14 календарных дней после его внесения. Если же Совет Федерации отклоняет Федеральный закон, то в таком случае палаты парламента имеют право создать комиссию на паритетных началах для урегулирования существующих разногласий и согласования совместной позиции, после чего Государственная Дума повторно рассматривает данный закон. Однако, если Дума не согласна с отклонением закона Советом Федерации закон может быть принят повторным голосованием в Государственной Думе, если за него проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов нижней палаты парламента.

Для принятия федеральных  конституционных законов необходимо, чтобы за его одобрение было отдано не менее 3/4 голосов Совета Федерации, в случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, Государственная Дума не имеет права преодолеть данное вето.

2.3. Функции и полномочия Государственной Думы РФ

13 СЛАЙД!!!!!

Согласно  современному российскому законодательству, Государственная Дума самостоятельно принимает решения по вопросам, относящимся к ее ведению. К ведению Государственной Думы относят следующий список полномочий:

Информация о работе Федеральное собрание: структура и функции