Совершенствование системы финансового планирования и бюджетирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: целью данной работы является исследование теоретических и практических основ организации финансового планирования и бюджетирования, а также практика их применения для совершенствования подходов по организации финансового планирования и бюджетирования субъектами хозяйственной деятельности. За основу исследования взята финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Звезда» за 2009 – 2011г.г. Особое внимание в работе уделено: (а) понятийному аппарату и теоретическим основам финансового планирования и бюджетирования, (б) целям и задачам финансового планирования; (в) практическим шагам по обеспечению и организации эффективного планирования; (г) выбора оптимальной стратегии развития предприятия; (д) ключевым проблемам, с которыми сталкиваются предприятия при организации и осуществлении финансового планирования и бюджетирования (анализ существующей системы бюджетирования); (е) совершенствованию бюджетного процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . 6
1.2. Значение бюджетирования как инструмента финансового планирования.
Основные понятия системы бюджетирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.3. Методы и инструменты, используемые при осуществлении
стратегического анализа деятельности предприятия. . . . . . . . .. . . . . . . . 32
1.4. Методы и инструменты, используемые при осуществлении выбора
стратегии деятельности и развития предприятия. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
ГЛАВА 2. Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
2.2 Анализ факторов дальнего окружения (PEST анализ). . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3. Анализ сильных и слабых сторон ОАО «Звезда» (анализ ближнего
окружения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.4. Анализ продуктового портфеля компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
2.5. Анализ организационной структуры ОАО «Звезда» по осуществлению
финансового планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
2.6. SWOT анализ деятельности предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГЛАВА 3. Совершенствование системы финансового планирования и
бюджетирования в ОАО «Звезда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.1 Совершенствование организационной структуры финансового
планирования и бюджетирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3.2. Совершенствование внутренней системы бюджетов ОАО «Звезда». . . . 92
3.3. Совершенствование процессов автоматизаци системы
финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Звезда». . . . . . . . . 99
3.4 Совершенствование системы контроля за исполнением финансовых
планов и бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . 132

Файлы: 1 файл

ВКР_С_Николаенко_11_02_13.docx

— 2.90 Мб (Скачать)

Необходимость финансового  планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной  самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение  на процесс воспроизводства обусловливают  необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования  финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования4.

Что же представляет собой  финансовое планирование бюджетирование и зачем оно нужно предприятию?

В экономической литературе можно встретить множество определений  понятия «финансовое планирование». Приведем лишь некоторые из них: финансовое планирование - это процесс определения  будущих действий по формированию и  использованию финансовых ресурсов5; финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику6; финансовое планирование – это монетарный мир процессов товарообмена7; финансовое планирование формирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия; в целом, финансовый план – программа того, что должно быть сделано в будущем8; финансовое планирование (планирование ликвидности) состоит в расчете всех составляющих притоков и оттоков финансовых средств, исходя из обоснованных нормативов. Эти нормативы вырабатываются в ходе анализа как внешних факторов, так и внутренних условий хозяйствования и в совокупности образуют систему взаимосвязанных конечных и частных показателей деятельности9.

Как видно из вышеприведенных  определений, финансовое планирование – это перспективный взгляд субъектов  экономической деятельности в будущее  с целью:

а) эффективно самоорганизавать деятельность предприятий и иных организаций;

б) выстроить эффективную  внутреннюю и внешнюю стратегию;

в) установить ключевые показатели деятельности на определенный период;

г) расставить внутриорганизационные  приоритеты;

д) сделать качественную и всестороннюю оценку нужд предприятия на перспективный период;

е) произвести оценку рынка;

ж) выявить и оценить  как внутренние, так и внешние  риски;

з) разработать план управления выявленными рисками и путей их минимизации.

Очевидно, что вышеперечисленные  цели финансового планирования не являются исчерпывающими. Набор и количество целей, которые преследуются и решаются в ходе финансового планирования являются достаточно многообразным  и широким, и варьируются в  зависимости от конкретно  предприятия, его положения на рынке, рыночной конъюнктуры, поведения потребителей, конкурентов, государства и т.д. 

Почему же планирование жизненно важно для хозяйствующего субъекта? На наш взгляд планировать нужно  для того:

  • чтобы понимать, где, когда и для кого предприятия собираетесь производить и продавать продукцию;
  • чтобы знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;
  • чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;
  • чтобы предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению.

Тем не менее, если говорить о целях финансового планирования, со стратегической точки зрения развития предприятия, следует отметить, что  цели финансового планирования предприятия  зависят от выбранных критериев  принятия финансовых решений:

- максимизация продаж;

- максимизация прибыли;

- максимизация собственности  владельцев компании.

Важной частью рыночной активности предприятия являются первые два  критерия (максимизация продаж и максимизация прибыли). Однако главная цель, которая  упорядочивает соотношение других целей и гарантирует обеспечение  предприятия капиталом в длительной перспективе, - это максимизация будущей  выгоды владельцев компании. Эта цель состоит в увеличении богатства  за счет роста рыночной стоимости  активов.

 

Финансовое планирование и бюджетирование как часть общего процесса планирования

Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования на предприятии, использует информацию плана маркетинга, производственного  и других планов, подчиняется миссии и общей стратегии.

 

Схема № 1: Общая схема планирования.

Финансовое планирование (планирование ликвидности) состоит в расчете всех составляющих притоков и оттоков финансовых средств, исходя из обоснованных нормативов. Эти нормативы вырабатываются в ходе анализа как внешних факторов, так и внутренних условий хозяйствования и в совокупности образуют систему взаимосвязанных конечных и частных показателей деятельности. Качество планирования зависит от внешних и внутренних условий.

Внешние условия связаны с оценкой ситуации на товарных и финансовых рынках, с макроэкономической средой. Для финансового планирования необходима достоверная информация о следующих факторах:

· объем спроса и предложения товаров;

· цены на продукты и ресурсы;

· система расчетов;

· условия кредитования;

· порядок налогообложения;

· другие.

Внутренние условия связаны с управленческими решениями, касающимися следующих параметров.

1. Масштаб бизнеса —  производственная мощность предприятия,  которая

ограничивает объем выпуска  продукции.

2. Уровень технологии  и организации операционных процессов  — влияет на качество товаров  и эффективность использования  ресурсов, а, следовательно, на  себестоимость и цены на продукцию  предприятия.

3. Уровень менеджмента  — определяет результативность  деятельности.

Перечисленные внешние и  внутренние факторы влияют на доходы и расходы предприятия, на притоки и оттоки денежных средств10.

 

Стратегические  параметры финансового планирования

Долгосрочный финансовый план, по сути, воплощает решения  менеджеров об инвестициях, которые  необходимы для воплощения принятой стратегии, и о способах финансирования. В этих решениях как эталон сравнения  альтернатив используется средневзвешенная цена капитала WACC, которая применяется для оценки:

  • максимального уровня расходов, связанных с дополнительным привлечением капитала, при выборе схем финансирования, обосновании лизинга;
  • минимальной нормы операционной прибыли;
  • эффективности инвестиционных решений — как ставка дисконтирования;
  • рыночной стоимость предприятия в целом.

Так как WACC возрастает с увеличением  доли заемных средств, то задача менеджмента  состоит в выборе целевой структуры  капитала, которая зависит от многих факторов:

  • структура активов — более интенсивно используют займы предприятия, обладающие имуществом, подходящим для залога;
  • темпы роста — быстрорастущие предприятия более интенсивно используют внешнее финансирование; при этом, как правило, затраты на размещение акцийвыше, чем затраты на займы;
  • доходность — предприятия с высокой отдачей на вложенный капитал предпочитают ограничиваться собственными источниками, им хватает нераспределенной (накопленной) прибыли.

Планирование структуры  капитала предприятия относится  к области финансового рычага (левериджа), категории которого используют для принятия решений о том, брать или не брать кредиты — то есть о структуре источников финансирования.

 

Целевые параметры текущего планирования

Текущее финансовое планирование должно обеспечить эффективность деятельности, финансовую устойчивость, ликвидность  и платежеспособность при росте  рыночной стоимости предприятия.


 

Схема № 2:Параметры текущего финансового планирования

Уровень эффективности (рентабельность, оборачиваемость) зависит от качества продукции, от интенсивности использования  ресурсов, и, соответственно, от соблюдения нормативного уровня себестоимости.

В ходе текущего планирования эти главные параметры, определяемые по результатам прошлого года, служат заданием для следующего периода. Совокупность взаимосвязанных показателей образует систему, наиболее популярной, например, является пирамида (дерево) Du-Pont. Главным целевым показателем пирамиды Du-Pont является рентабельность собственного капитала, факторное разложение которой позволяет проследить взаимосвязь показателей в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

 

Схема № 3: Модель Du Pont.

 

Тактика текущего планирования вырабатывается как ответ на вопрос:

                   «Что нужно сделать для реализации стратегии?»

Задачей текущего финансового планирования является обеспечение финансового равновесия. Финансовое равновесие — это состояние, которое позволяет обеспечивать достижение поставленных целей в процессе развития предприятия. Это балансирование между стремлением к доходности и уклонением от риска, между рентабельностью и ликвидностью.

 

Схема № 4: Составляющие финансового равновесия.

Финансовое планирование (в зависимости от содержания, назначения и задач) можно классифицировать на:

  • Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии  предприятия и прогнозирование  финансовой деятельности.

  • Текущее финансовое планирование (бюджетирование) рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Текущий финансовый план составляется на год.
  • Оперативное планирование — разработка и доведение до исполнителей бюджетов платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности (месяц, квартал, до года).

Все подсистемы финансового  планирования на предприятии находятся  во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является перспективное финансовое планирование и прогнозирование основных направлений  финансовой деятельности организации.

Наличие лишь одного финансового плана в большинстве  случаев негативно сказывается  на эффективности финансового планирования в целом. Опыт известных зарубежных компаний свидетельствует о том, что наиболее разумным является применение всей системы финансовых планов, различающихся  по своим срокам и целям.

 

 

Перспективное финансовое планирование

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей организации. В процессе перспективного планирования получают свое экономическое обоснование и уточнение установки, сделанные в стратегическом планировании.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии  предприятия и прогнозирование  финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового  планирования, так как, являясь составной  частью общей стратегии экономического развития, она должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. В свою очередь финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия.

Другими словами, в  рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры  развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и  распределению ресурсов. Финансовая стратегия предполагает определение  долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных  способов их достижения.

Цели финансовой стратегии должны быть подчинены  общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости  предприятия.

Выработка стратегии  компании осуществляется на основе проведенных  прогнозов развития рынков выпускаемой  продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления.

Информация о работе Совершенствование системы финансового планирования и бюджетирования на предприятии