Роль таможенных платежей в формировании доходной части

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление.
А. Смит (1723–1790) определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты. Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Но одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы.
«Налог – жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу» (Ж. Сисмонди). При этом «налог есть такая форма доходов государства, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются их односторонней жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента» (Я. Таргулов). В этих взглядах явственно прослеживается двойственная природа налогообложения.

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

     Зачет или возврат производится в течение  трех календарных лет со дня уплаты налога.

7.1.4. Требование об уплате налога и сбора

     Требование  об уплате налога – это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В случае привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и неуплаты им соответствующих налоговых санкций они также отражаются в предъявляемом требовании.

     В требовании указываются меры, которые будут приняты в случае его неисполнения налогоплательщиком.

     На  каждую сумму налога, подлежащую внесению в бюджеты всех уровней на основании  выставленного требования, обязательно  должна быть ссылка на действующее законодательство.

     Требование  об уплате налога и сбора вручается  представителю организации под  расписку, а в случае уклонения от получения требования оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

     Требование  об уплате налога и сбора должно быть направлено налогоплательщику  не позднее трех месяцев после  наступления срока уплаты налога и его неуплаты налогоплательщиком и не позднее десяти дней после вынесения решения о взыскании налога.

7.1.5. Взыскание налога, сбора, пени в принудительном порядке

     В случае неуплаты или неполной уплаты налога и (или) сбора в установленный срок эта обязанность исполняется принудительно за счет:

  • средств налогоплательщика в банках (ст.46 НК РФ);
  • имущества налогоплательщика (ст.47 и 48 НК РФ).

     В случае неуплаты налога, сбора, пени организацией в течение трех месяцев после  наступления срока их уплаты налоговый  орган выставляет ей требование об уплате налога, сбора, пени в соответствии со ст.69 НК РФ, согласно которому налогоплательщик обязан погасить имеющуюся задолженность в течение 10 дней. Если налогоплательщик проигнорирует полученное требование, то налоговый орган выносит решение о принудительном взыскании суммы налога со счета налогоплательщика (инкассовое поручение). Данное решение выносится в течение 60 дней после окончания срока действия требования.

     Взыскание налога, сбора, пени может производиться  с рублевых и валютных счетов, за исключением депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок его действия.

     Налоговый орган вправе произвести также взыскание  налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента как юридического, так и физического лица.

7.1.6. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов 
при реорганизации и ликвидации юридического лица

     Особым  является случай исполнения обязанности по уплате налогов при ликвидации или реорганизации юридического лица (ст.49 и 50 НК РФ).

     При ликвидации организации обязанность  по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов  исполняется ликвидационной комиссией. Если денежных средств, в том числе полученных от реализации имущества, недостаточно, то остающаяся задолженность погашается учредителями.

     В случае реорганизации юридического лица обязанность по уплате налогов, сборов, пени, а также штрафов за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации исполняется правопреемником.

     Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов и расчетов с другими кредиторами определяется Гражданским кодексом Российской Федерации.

7.1.7. Списание безнадежных долгов по налогам и сборам

     Недоимка, числящаяся за налогоплательщиком, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается:

  • по федеральным налогам и сборам – Правительством РФ;
  • по региональным и местным налогам – соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации, территориальными и местными исполнительными органами.

7.1.8. Способы обеспечения исполнения обязанностей 
по уплате налогов и сборов

     Законодательством предусмотрены следующие способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налоговых платежей:

  • залог имущества;
  • поручительство;
  • пеня;
  • приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке;
  • арест имущества.

     Залог имущества и поручительство обеспечивают исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов в случае изменения сроков по их уплате (предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового или инвестиционного налогового кредита).

     Договор залога и поручительства между налоговым органом и законодателем оформляется в соответствии с ГК РФ.

     Предметом залога может выступать имущество, не являющееся предметом залога по другому договору и находящееся в собственности налогоплательщика либо третьего лица.

     Пеня  – сумма, выраженная в денежном эквиваленте, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством. Сумма пени начисляется за каждый календарный день просрочки платежа в бюджет соответствующего уровня, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога (сбора).

     Плательщиками пени признаются:

  • налогоплательщики;
  • плательщики сборов;
  • налоговые агенты.

     Пеня  взимается за каждый день просрочки в процентах от суммы основного долга.

     Ставка  пени равна 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

     Принудительное  взыскание пеней с юридических лиц производится в бесспорном порядке, с физических лиц – в судебном порядке.

     Пени  не начисляются:

  • на штрафные санкции;
  • на сумму уже начисленных пеней;
  • на сумму недоимки, которую налогоплательщик не смог погасить в случае приостановки налоговым органом операции по счетам налогоплательщика;
  • на сумму недоимки, которую налогоплательщик не смог погасить в случае наложения ареста на его имущество налогоплательщика по решению суда или налогового органа.

     Сумма пеней может быть взыскана в бесспорном порядке так же, как и сумма  неуплаченного налога в случаях, предусмотренных налоговым законодательством.

     Сумма пеней, превышающая неуплаченную сумму налога, может взыскиваться принудительно: с юридического лица – в бесспорном порядке, с физического лица – в судебном порядке.

     Пример:

     Налогоплательщик  должен был уплатить налог в сумме 1000 руб. 20 мая, однако уплатил его 29 мая. Ставка рефинансирования – 12%.

     Рассчитаем  сумму пени.

     Ставка  пени за каждый день просрочки платежа  – 0,04% (12% : 300).

     Количество  дней – 9.

     Сумма пени, подлежащая внесению в бюджет за несвоевременную уплату суммы налога – 3,6 руб. (1000 руб. × 0,04% × 9 дн.).

     Приостановление операций по счетам налогоплательщика  в банке  (кроме платежей в бюджет) применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, а также в случае непредставления отчетности.

     Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с ГК РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

     Рассматриваемая мера действует с момента получения  банком решения налогового органа о  приостановлении таких операций до его отмены в течение неограниченного времени.

     Арест имущества возможен только при наличии санкции прокурора. С момента наложения ареста на имущество и до перечисления в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) вырученных сумм пени за несвоевременное перечисление налогов не начисляются.

     При этом следует иметь в виду, что  лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения истекли три года (срок исковой давности), т.е. три налоговых периода.

     При наличии нарушений по уплате налоговых платежей, кроме сумм собственно неуплаченного налога и пеней, возмещению в бюджет подлежит сумма штрафа. Штраф является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. В случае отказа от его уплаты он не может быть взыскан в принудительном порядке.

7.1.9. Изменение срока уплаты налогов

     Изменением  срока уплаты налогов  и сборов признается перенос установленного законодательством срока на более поздний, что равнозначно предоставлению налогоплательщику кредита на сумму, в отношении которой принимается решение бюджетных организаций разных уровней или внебюджетных фондов. При этом за пользование таким своеобразным кредитом предусматривается уплата процентов, как правило, более льготных по сравнению с процентами за коммерческие банковские кредиты.

     Срок  уплаты может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов за неуплаченную в срок сумму.

     Срок  уплаты налога не может  быть изменен в случае:

  • возбуждения уголовного дела при наличии нарушений налогового законодательства;
  • рассмотрения дела о налоговом либо об административном правонарушении, связанном с несоблюдением законодательства о налогах;
  • достаточных оснований для предположений, что лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств либо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

     Изменение сроков уплаты налогов производится в виде:

  • отсрочки;
  • рассрочки;
  • налогового кредита;
  • инвестиционного налогового кредита.

 

      Таблица 7

Виды  изменения срока  уплаты и сроки  уплаты налогов 

Вид изменения срока  уплаты налога Срок  предоставления
Отсрочка От одного до шести месяцев
Рассрочка От одного до шести месяцев
Налоговый кредит От трех месяцев  до одного года
Инвестиционный налоговый кредит От одного года до пяти лет

 

     Решение о предоставлении изменения срока уплаты налога принимают органы государственной власти в зависимости от своей компетенции.

     Отсрочка  или рассрочка  по уплате налога может быть предоставлена налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • форсмажорные обстоятельства (причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы);
  • задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного налогоплательщиком государственного заказа;
  • угроза банкротства в случае единовременной выплаты налогоплательщиком налога;
  • имущественное положение налогоплательщика исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • производство носит сезонный характер.

     Если  отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена в связи  со стихийным бедствием или в результате задержки финансирования из бюджета, то на сумму задолженности проценты не начисляются.

     Если  рассрочка или отсрочка по налоговым платежам предоставлена в связи с угрозой банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога, а также в связи с его имущественным положением, исключающим возможность единовременной уплаты налога, то на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Информация о работе Роль таможенных платежей в формировании доходной части