Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 06:59, курсовая работа
Первый в России бюджет — смета государственных доходов и расходов — был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов.
Особую роль в формировании бюджетной системы занимает послереволюционная деятельность правительства СССР. Здесь наблюдается прямая зависимость от существования успешного нового строя и состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Всероссийский съезд представителей финансовых отделов Советов, на котором глава правительства В. И. Ленин, выступая с докладом, подчеркнул: « Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике. »
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
1.1. ТЕОРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.3. ПРИНЦИПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2.1. АНАЛИЗ ЗАТРАТНОГО И РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ПОДХОДОВ К БЮДЖЕТНОМУ
ПЛАНИРОВАНИЮ
2.2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ В ФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА И
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЕЁ ПРИМЕНИМОСТИ 109
3.1. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА, оРИЕНТИРОВАННАЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 109
3.2. МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА 136
3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГОПЛАНИРОВАНИЯ В ФИНАНСОВЫХ ОРГАНАХ СВЕРДЛОВСКОЙ, КУРГАНСКОЙ ИКИРОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
ЛИТЕРАТУРА 165
− обеспечение преемственности бюджетного процесса и повышения фискаль-
ной дисциплины;
− повышение прозрачности и эффективности бюджетного процесса;
− экономия времени и иных ресурсов, расходуемых на составление проектов
бюджетов.
50 В диссертации в сжатом
виде приводятся основные
среднесрочного финансового планирования в бюджетный процесс Российской Федерации – М.: Центр Фис-
кальной Политики, 2002.
51 Внедрение среднесрочного финансового планирования в бюджетный процесс Российской Федерации – М.:
Центр Фискальной Политики, 2002.
33
Недостаток этого метода – его определенная негибкость. Преодолеть этот не-
достаток можно следующим комплексом решений:
− создание стабилизационного фонда на случай непредвиденного ухудшения
обстоятельств, перспективное планирование формирования и средств этого фонда;
− возможность пересмотра показателей перспективных планов по мере при-
ближения будущих периодов (в частности, составление скользящих планов и сколь-
зящих бюджетов).
Отличительной особенностью многолетнего планирования (в частности, ис-
пользования многолетних финансовых планов и бюджетов) является возможность
пересмотра (коррекции) плана на последующие годы по мере их приближения.
Рассмотрим для примера процесс трехлетнего планирования. Он показан схе-
матически на рис. 7.
План 3
Плановые периоды
(будущее время)
0 1 2 3 4 5 6
1
2
3
План 1
План 2
Моменты планирования
(историческое время)
Рис. 7. Процесс трехлетнего планирования52
Вертикальная ось задает моменты планирования, сменяющие друг друга в ходе
исторического (физического, календарного) времени. Горизонтальная ость описывает
будущее время по отношению к моментам планирования, как оно представляется
планирующему субъекту (государству, фирме, отдельному человеку и т.д.).
Трехлетние планы на рис. 7 представлены полужирными непрерывными отрез-
ками. План 1 охватывает три плановых периода: {1-2}, {2-3}, {3-4}, иными словами,
52 Внедрение среднесрочного
финансового планирования в
Центр Фискальной Политики, 2002. – С. 11.
34
отрезок времени {1-4}. Отрезки, описывающие последующие трехлетние планы,
получаются сдвигом первого по диагонали вниз. Это обусловлено тем, что момент
планирования после окончания очередного года смещается вниз на одну единицу; при
этом прошедший год перестает быть плановым периодом, но справа (в удаленном
будущем) добавляется еще один плановый период.
Тонкими непрерывными стрелками показаны действия по пересмотру планов
на более удаленные (второй и третий) плановые периоды, а пунктирными стрелками
выполнение плана (например, исполнение бюджета) на ближайший (первый) плано-
вый период. Таким образом, планы, относящиеся ко всем плановым периодам, кроме
первых двух ({1-2} и {2-3}) подвергаются пересмотру дважды.
Схема, изображенная на рис. 7 ярко демонстрирует исключительную роль, ко-
торую играет процесс пересмотра планов по мере приближения соответствующих
плановых периодов. Именно коррекция придает процессу многолетнего планирова-
ния необходимую связность и согласованность во времени.
Конкретные процедуры пересмотра могут быть чрезвычайно разнообразными.
Можно представить себе два крайних (вырожденных) случая: полный отказ от кор-
рекции или полный пересмотр планов на весь горизонт планирования в каждый
новый момент планирования. На практике процедуры коррекции, используемые в
различных системах многолетнего финансового планирования, как правило, занима-
ют промежуточное положение между этими крайними случаями.
Как и однолетние, многолетние бюджеты должны порождать иерархические
отношения между субъектом (органом), принимающим их и контролирующим их
исполнение, и субъектами (органами), их исполняющими. Однако в многолетнем
случае эти отношения усложняются, так как помимо присутствующих в однолетнем
бюджетном процессе
институционально-
отношений53:
− временная иерархия – последствия решений принимающего органа, приня-
тых в предшествующие моменты планирования, для его же решений, принимаемых в
текущий момент планирования (то есть, вопрос о том, в какой степени прежние
решения принимающего органа ограничивают его же последующие решения).
− институционально-временная иерархия – последствия решений принимаю-
щего органа, принятых в предшествующие моменты планирования, для действий
53 Внедрение среднесрочного
финансового планирования в
Центр Фискальной Политики, 2002.
35
исполняющего органа в очередной плановый период (иными словами, вопрос о том, в
каких случаях исполняющий орган руководствуется решениями принимающего
органа, принятыми в ходе многолетнего планирования в предыдущие годы);
Структура иерархических отношений в бюджетном процессе в случае годового
и многолетнего бюджетного планирования схематически показана на рис. 8 и рис. 9
соответственно. Стрелками показаны иерархические отношения (обязательность
решений). Использованные в схеме наименования «парламент» и «правительство»
являются условными, замещающими соответственно выражения «орган, принимаю-
щий бюджет» и «орган, исполняющий бюджет».
Вопрос о том, в какой степени финансовые решения, принятые по поводу уда-
ленных плановых периодов, должны приниматься во внимание в ходе процедуры
пересмотра, является одним из ключевых в многолетнем бюджетном планировании.
Здесь возможны два крайних случая. Первый – когда ранее принятые решения никак
не связывают орган, утверждающий бюджет; соответствующие показатели юридиче-
ски не имеют никакого значения. Другой крайний случай – когда бюджетные назна-
чения, принятые в предыдущие моменты планирования, являются обязательными и
не подлежат пересмотру.
Рис. 8. Годовое бюджетное планирование54
54 Внедрение среднесрочного
финансового планирования в
Центр Фискальной Политики, 2002. – С. 15.
36
Парламент
Правительство
Парламент
Правительство
Парламент
Правительство
Историческое
время
1 2 3
Условные обозначения:
отношения институциональной иерархии
отношения временной иерархии
отношения институционально-временной иерархии
Рис. 9. Многолетнее бюджетное планирование55
Между этими крайними случаями находится все многообразие промежуточных
решений. Например, может действовать правило, согласно которому пересмотр
конкретных назначений в любую сторону допускается только в пределах определен-
ного отклонения, заданного в процентах, причем величина этого отклонения зафик-
сирована в рамочном законе о бюджетном процессе (бюджетном кодексе). Другой
гипотетический пример: орган принимающий бюджет, имеет право на любой пере-
смотр бюджетных назначений, но обязан в законе о бюджете формально обосновать
причины такого пересмотра.
= ZBB
Метод составления бюджета с нуля56 предполагает ежегодную верификацию
и необходимость защиты всех программ, осуществляемых органами самоуправления.
Процесс планирования начинается с описания «пакета решений», подготовленных
руководителями подразделений местной администрации. Это описание содержит
классификацию важности отдельных заданий, размер финансирования, описание
проводимой деятельности, обоснование связи осуществляемых действий с целями
организации. Оно содержит также анализ последствий возможного отказа от осуще-
ствления отдельных видов деятельности. Руководители отделов собирают описания
деятельности, ранжированные по степени важности, проводят их повторное ранжиро-
вание и передают необходимую информацию лицам, ответственным за подготовку
бюджета. Этот метод заставляет ясно формулировать иерархию приоритетов на
55 Внедрение среднесрочного
финансового планирования в
Центр Фискальной Политики, 2002. – С. 15.
56 Региональное
финансовое планирование: обзор
зарубежного и российского
вое планирование“». – СПб.: ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2003. – С. 27-28.
37
каждом уровне организационной структуры местной администрации; если он после-
довательно реализуется, то бюджет будет составляться по принципу «снизу вверх», а
не «сверху вниз» организационной иерархии.
= БЮДЖЕТ ЦЕЛЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
Бюджет, основанный на показателях эффективности («Бюджет целей и
эффективности»)57 – это финансовый план органа местного самоуправления, подго-
товленный таким образом, что, прежде чем в него будут внесены расходы, админист-
рация должна подготовить декларацию результатов программы и план оказания
услуг, содержащие цели, способы их достижения и объективные показатели, позво-
ляющие оценить ход реализации. Этот метод предполагает, что основным показате-
лем, характеризующим выполнение бюджета, является достижение заданных изме-
римых параметров. Таким образом, бюджет играет роль источника средств и форму-
лировки целей (показателей эффективности), что должно вести к повышению качест-
ва услуг при более низких ценах.
Данный метод тесно связан с методом управления, называющимся «управлени-
ем по задачам» (management by objectives).
= БЮДЖЕТ, ОСНОВАННЫЙ НА ЗАДАНИЯХ
Бюджет, основанный на заданиях58 – это финансовый план органа местного
самоуправления, подготовленный таким образом, что, прежде чем расходы будут
внесены в план, администрация должна подготовить в виде бюджетных заданий
подробные планы (в финансовом и натуральном выражении) того, что должны осу-
ществить получатели бюджетных средств. Форма бюджета, основанного на заданиях,
позволяет описать расходы с точки зрения их вклада в достижение целей, поставлен-
ных органами самоуправления.
При составлении бюджета основной акцент сделан на результаты, которые не-
обходимо достигнуть, а не на освоение бюджетных средств. Программы, ведущие к
сходным целям, расположены в таком бюджете рядом друг с другом, и конкуренция в
борьбе за получение бюджетных средств способствует тому, чтобы проанализировать
реально существующие альтернативы.
Осуществление отдельных программ часто требует более одного года, в связи с
чем планирование должно осуществляться на более длительную, чем один год, пер-
спективу.
57 Региональное
финансовое планирование: обзор
зарубежного и российского
вое планирование“». – СПб.: ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2003. – С. 26.
58 Там же. – С. 26-27.
38
= ПОДХОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО
Подход последовательного разделения текущего и инвестиционного бюд-
жетов имеет следующие достоинства59:
− задолженность может быть позитивным явлением, но она должна быть свя-
зана только с финансирование капиталовложений, а не текущей деятельности;
− степень соответствия текущих доходов текущим расходам становится более
прозрачной;
− улучшаются условия наблюдения за тенденциями изменений текущих рас-
ходов;
− инвестиционные программы становятся более ясными;
− все перечисленные выше преимущества облегчают осуществление долго-
срочного финансового планирования (прежде всего инвестиционного) и контроль за
реализацией инвестиционной программы.
= РЕЗУЛЬТАТЫ СРАВНЕНИЯ МЕТОДОВ
В настоящем разделе проанализированы различные методы бюджетного пла-
нирования. Результаты сравнения этих методов приведены в Приложении 1
в табл. 16, составленной автором на основании различных независимых исследова-
ний.
1.3. ПРИНЦИПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ
МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО
1Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М").