Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 06:59, курсовая работа
Первый в России бюджет — смета государственных доходов и расходов — был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов.
Особую роль в формировании бюджетной системы занимает послереволюционная деятельность правительства СССР. Здесь наблюдается прямая зависимость от существования успешного нового строя и состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Всероссийский съезд представителей финансовых отделов Советов, на котором глава правительства В. И. Ленин, выступая с докладом, подчеркнул: « Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике. »
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
1.1. ТЕОРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.3. ПРИНЦИПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2.1. АНАЛИЗ ЗАТРАТНОГО И РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ПОДХОДОВ К БЮДЖЕТНОМУ
ПЛАНИРОВАНИЮ
2.2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ В ФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА И
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЕЁ ПРИМЕНИМОСТИ 109
3.1. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА, оРИЕНТИРОВАННАЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 109
3.2. МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА 136
3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГОПЛАНИРОВАНИЯ В ФИНАНСОВЫХ ОРГАНАХ СВЕРДЛОВСКОЙ, КУРГАНСКОЙ ИКИРОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
ЛИТЕРАТУРА 165
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
1.1. ТЕОРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.3. ПРИНЦИПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ
МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2.1. АНАЛИЗ ЗАТРАТНОГО И РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ПОДХОДОВ К БЮДЖЕТНОМУ
ПЛАНИРОВАНИЮ
2.2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ
ПЛАНИРОВАНИЯ
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ В ФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА И
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЕЁ ПРИМЕНИМОСТИ 109
3.1. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 109
3.2. МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ
ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО
3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ
ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
ЛИТЕРАТУРА 165
ПРИЛОЖЕНИЯ 176
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
В становлении и развитии любой системы обязательным условием является его контроль. Относительно экономической и социальной структуры общества эта роль отводится государственному регулированию. Для его реализации в стране создан огромный механизм - финансовая система, где центральное место занимает государственный бюджет.
По терминалогии, государственный бюджет — смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования средств1.
Первые упоминания о зарождении государственного бюджета уходят своими корнями в древнюю Русь. Так источником доходов была дань, имевшая натуральную форму, например, скот, мех, воск, мед, продовольствия. Так же имело место система сбора пошлины и штрафов, среди которых самыми распространенными были: судебные — виры, дорожные — мыт, пошлина с брака — выводная куница. Со временем дань приняля иную форму- подать, где уже не князь ездил по своим землям с целю сбора налогов, а устанавливалось место сбора и ответственные за ее сбор лица.
Более приблеженная система формирования государственных денежных средств начала складываться в XV в. В ее основе была двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из велико княжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.
Для содержания царской власти и его приближенных, занимающимися административными и судебными вопросами, в XV в. были установлены местные налоги:за продажу товара, за пользование торговым помещением и др.
Первый в России бюджет — смета государственных доходов и расходов — был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов.
Особую роль
в формировании бюджетной
В 1922г. начинает формироваться
государственный бюджет СССР, включающий
государственный бюджеты
Окончательное формирование
Тенденция
к централизации выразилась и
в Постановлении СНК СССР от
10 июля 1938 г., в соответствии с
которым в государственный
Рис 1. Бюджетная система СССР.
В зависимости
от степени централизации
Государственный бюджет СССР (расходы) |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
в том числе союзный бюджет |
60,7% |
72,2% |
79,5% |
42,5% |
56,9% |
Бюджеты союзных республик |
39,3% |
27,8% |
20,5% |
57,5% |
43,1% |
Параллельно с историческим становлением и трансформацией бюджета, его изучением занимались многие ученый, такие как
Уточним терминологию. Термин бюджет обозначает в экономической литера-
туре различные объекты. Проблему определения сущности бюджета сформулировали
М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти и другие: «Сложность выяснения
сущности бюджета прежде всего связана с тем, что данный термин используется для
обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокуп-
ность особой сферы финансовых отношений, обусловленной существованием основ-
ного централизованного денежного фонда страны. Другое же связано с формой
практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформле-
нием соответствующего финансового документа потому относится к надстроечным
отношениям»1.
Как указано О.В. Врублевской2, термин бюджет следует понимать как сово-
купность финансовых отношений; подразумевая под бюджетом документ (роспись
государственных доходов и расходов), его логичнее называть бюджетным планом;
если же под бюджетом понимается денежный фонд, его логичнее называть бюджет-
ным фондом (рис. 1). С целью конкретизации понятий далее мы будем придерживаться этой терминологии.
В соответствии с определением Б.М. Сабанти «государственный бюджет…
представляет систему денежных отношений, имеющих императивную форму, выражающих движение главным образом чистого дохода общества, в процессе которого образуется и используется централизованный фонд государства в целях выполнения им своих функций»3.
1 Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти.
2 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублевская и др.; Под ред. О.В. Врублевской,
М.В. Романовского_____. – 3-е изд., испр. и перераб. – С. 34.
3 Б.М. Сабанти. Теория финансов: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Издательство «Менеджер», 2000. – С. 99.
10
Рис. 1. Конкретизация термина «бюджет» в рамках единого методологического подхода4
О.В. Врублевская приводит следующее определение. «Бюджет – это система
императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется
бюджетный фонд»5.
Рассматривая бюджет как звено системы финансов и придерживаясь единого
методологического подхода, вносящего некоторые уточнения, автор диссертации
придерживается достаточно традиционного определения. Бюджет – это система
императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и использует-
ся централизованный денежный фонд государства (бюджетный фонд) с целью
выполнения государством своих функций.
Далее рассмотрим определение понятия бюджетная система, которое отража-
ет сложную организацию, обусловленную существованием большого количества
элементов и связей между ними в бюджете, как совокупности денежных отношений.
В.М. Родионова, например, считает, что бюджетная система – «это основанная
на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов
бюджетов страны»6.
М.В. Романовская, О.В. Врублевская и другие определяют бюджетную систему
как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве стра-
ны, регулируемую нормами права совокупность видов бюджетов и государственных
внебюджетных фондов7.
4 Адаптировано автором из источника: Бюджетная система Российской Федерации: Учебник /
О.В. Врублевская и др.; Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. – С. 34.
5 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублевская и др.; Под ред. О.В. Врублевской,
М.В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. – С. 32.
6 Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы
и статистика, 1993. – С. 278.
7 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник _____/ М.В. Романовский и др.; Под ред.
М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: ЮРАЙТ, 1999.
11
Т.М. Ковалёва дает следующее определение: «бюджетная система как органи-
зационно-финансовая категория – это организованная на определенных принципах и
управляемая органами законодательной и исполнительной власти страны система
бюджетов и государственных внебюджетных фондов, выражающая отношения их
формирования по расходами доходам, взаимодействия, исполнения и контроля,
закрепленные нормами бюджетно-налогового права»8.
А.Ю. Казак под бюджетной системой понимает «совокупность бюджетов раз-
ных уровней, основанную на социально-экономических взаимоотношениях и бюд-
жетном законодательстве»9.
Следуя логике единого методологического подхода, автор считает правильным
следующее определение: бюджетная система – это совокупность бюджетов
разных уровней.
В зависимости от государственного устройства у бюджетной системы может
быть различное количество уровней. Если у государства один уровень бюджетной
системы, оно является централизованным. Чем больше у государства автономно
действующих субнациональных элементов, тем в большей степени оно является
федеративным.
Х. Циммерманн приводит10 распространенное определение, в соответствии с
которым для федеративного государственного устройства характерно наличие авто-
номного среднего звена власти (федеральные земли, кантоны, штаты). Если это звено
отсутствует, то говорят об унитарных государствах.
Выделение различных уровней бюджетной системы позволяет реализовать
алокационную (размещения ограниченных ресурсов) цель государственной деятель-
ности. Х. Циммерманн указывает, что аллокационная цель (размещения ограничен-
ных ресурсов) реализуется тогда, когда для конечного результата (сумма произведен-
ных товаров и услуг) выполняются два условия11:
1. Результат соответствует предпочтениям потребителей. Иными словами,
предложение общественных благ соответствует ____________предпочтениям их потребителей.
8 Ковалёва Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Т.М. Ковалёва,
С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2005. – С. 53.
9 Финансы, денежное обращение и кредит: уч. пособие / А.Ю.Казак и др.; Под ред. А.Ю.Казака. – Екатерин-
бург: РИФ «Солярис», 2001. – С. 66.
10 Циммерманн Х. Муниципальные финансы: Учебник / Пер. с нем. – М.: Издательство «Дело и Сервис». –
2003. – С. 18.
11 Там же. – С. 19.
12
В рыночной системе в этом случае говорят о максимально возможном суверенитете
потребителей.
2. Товары и услуги
Х. Циммерманн доказывает, что «децентрализованная форма государственно-
го устройства, и в особенности ее ключевой элемент – муниципальный уровень
власти, в наиболее полной степени соответствует требованию о необходимости
реализации предпочтений граждан (говоря экономическим языком, принципу сувере-
нитета потребителей)»12.
Настоящая диссертация посвящена теме регионального бюджетного планиро-
вания, поэтому после рассмотрения экономической сущности понятий «система
управления государственным бюджетом» и «система бюджетного планирования» мы