Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 06:59, курсовая работа
Первый в России бюджет — смета государственных доходов и расходов — был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов.
Особую роль в формировании бюджетной системы занимает послереволюционная деятельность правительства СССР. Здесь наблюдается прямая зависимость от существования успешного нового строя и состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Всероссийский съезд представителей финансовых отделов Советов, на котором глава правительства В. И. Ленин, выступая с докладом, подчеркнул: « Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике. »
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
1.1. ТЕОРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.3. ПРИНЦИПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2.1. АНАЛИЗ ЗАТРАТНОГО И РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ПОДХОДОВ К БЮДЖЕТНОМУ
ПЛАНИРОВАНИЮ
2.2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ В ФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА И
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЕЁ ПРИМЕНИМОСТИ 109
3.1. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА, оРИЕНТИРОВАННАЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 109
3.2. МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА 136
3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГОПЛАНИРОВАНИЯ В ФИНАНСОВЫХ ОРГАНАХ СВЕРДЛОВСКОЙ, КУРГАНСКОЙ ИКИРОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
ЛИТЕРАТУРА 165
19
С помощью бюджетного механизма можно практически использовать бюджет в
качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования
производственных и социальных процессов»29.
По мнению Н.П. Грациановой, «бюджетный механизм – составная часть фи-
нансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации
бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования
бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов
осуществления финансового контроля»30.
Т.М. Ковалёва и С.В. Барулин считают, что «бюджетный механизм представля-
ет собой комплекс элементов управления, предназначенных для реализации бюджет-
ной политики»31. По их мнению «бюджетный механизм… конструируется и органи-
зуется… для решения трех групп задач»32:
− построения, функционирования и управления доходным механизмом
(включая налоговый);
− построения, функционирования и управления расходным механизмом;
− построения и реализации механизма межбюджетного взаимодействия.
Н.П. Грацианова в зависимости от экономического содержания разных групп
бюджетных отношений выделяет в структуре бюджетного механизма три звена33:
1) мобилизация денежных средств в федеральный, региональные и местные
бюджеты;
2) расходование бюджетных
средств путем их
физическим лицам;
3) межбюджетное распределение
и перераспределение
29 Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы
и статистика, 1993. – С. 236.
30 Н.П. Грацианова Совершенствование механизмов формирования эффективной бюджетной политики
региона // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов России и стран
Северной Европы: Материалы Пятой ежегодной международной научно-практической конференции. Кн. 1. –
Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. – С. 51.
31 Ковалёва Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Т.М. Ковалёва,
С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2005. – С. 59.
32 Там же. – С. 61.
33 Н.П. Грацианова Совершенствование механизмов формирования эффективной бюджетной политики
региона // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов России и стран
Северной Европы: Материалы Пятой ежегодной международной научно-практической конференции. Кн. 1. –
Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. – С. 51.
20
По мнению Н.П. Грациановой перечисленные выше звенья бюджетного меха-
низма функционируют с помощью методов, способов, условий, определяющих объем
и движение бюджетных ресурсов34.
Т.М. Ковалёва и С.В. Барулин выделяют в структуре бюджетного механизма
следующие элементы: «бюджетное планирование (прогнозирование), организацию
бюджетного процесса, бюджетное регулирование и бюджетный контроль»35.
Н.П. Грацианова выделяет в структуре бюджетного механизма следующие бло-
ки, обусловленные функциональными особенностями управления бюджетными
отношениями36:
а) бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования;
б) исполнения бюджета;
в) бюджетного контроля.
Н.П. Грацианова также указывает, что «каждому из блоков присущи специфи-
ческие методы, с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой
стадии бюджетного процесса»37.
Объединение существующих наработок и результаты настоящего исследования
позволили нам следующим образом охарактеризовать бюджетный механизм.
1. Бюджетный механизм состоит из элементов (блоков), которые обеспечива-
ют выполнение этапов бюджетного цикла. Таким образом, из бюджетного механиз-
ма можно выделить, например, механизм бюджетного планирования, который обла-
дает своим предназначением, организацией и методами.
2. Бюджетный механизм часто делится на звенья в соответствии с группами
решаемых задач (формирование доходов, осуществление расходов, межбюджетное
распределение ресурсов).
34 Н.П. Грацианова Совершенствование механизмов формирования эффективной бюджетной политики
региона // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов России и стран
Северной Европы: Материалы Пятой ежегодной международной научно-практической конференции. Кн. 1. –
Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. – С. 51.
35 Ковалёва Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Т.М. Ковалёва,
С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2005. – С. 60.
36 Н.П. Грацианова Совершенствование механизмов формирования эффективной бюджетной политики
региона // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов России и стран
Северной Европы: Материалы Пятой ежегодной международной научно-практической конференции. Кн. 1. –
Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. – С. 52.
37 Там же. – С. 52.
21
3. Бюджетный механизм распределен между различными уровнями бюджет-
ной системы.
4. Бюджетный механизм характеризуется связями управления между подраз-
делениями бюджетного аппарата, т.е. сложившимися способами взаимодействия
между подразделениями бюджетного аппарата и внутри этих подразделений, сущест-
вующими регламентами работы (определяющими области ответственности и сроки
выполнения работ), утвержденными процессами (подробным описанием выполнения
задач).
5. Функционирование бюджетного механизма определяет набор методов
управления бюджетом, которые разрешается и/или требуется использовать для
достижения целей бюджетной политики.
6. Эффективность
состоянием внутренних и внешних факторов, среди которых можно выделить квали-
фикацию кадров бюджетного аппарата, применяемые инструменты (например, ин-
формационные системы), финансовую дисциплину и стабильность финансовой
политики государства.
Таким образом, мы приходим к следующему авторскому определению: бюд-
жетный механизм – это инструмент бюджетного аппарата по управлению бюд-
жетом в соответствии с целями бюджетной политики, состоящий из подсистем,
обеспечивающих выполнение различных этапов бюджетного процесса, распределен-
ный по всем уровням бюджетной системы, обеспечивающий выполнение задач
формирования доходов, осуществления расходов и межбюджетного распределения
ресурсов, характеризующийся связями управления между подразделениями бюджет-
ного аппарата. Функционирование бюджетного механизма определяется применяе-
мыми методами управления бюджетом и зависит от внутренних и внешних факто-
ров.
= ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО
Перед тем, как раскрыть авторскую позицию по экономической сущности
бюджетного планирования сначала приведем различные мнения ученых по этому
вопросу.
Г.К. Шеховцев утверждал, что «составление и исполнение бюджета… – две
стороны единого процесса бюджетного планирования»38. В соответствии с его мне-
38 Шеховцев Г.К. Сводное бюджетное планирование. М.: Финансы, 1974. – С. 37.
22
нием, «выделение вопросов исполнения бюджета в самостоятельный подраздел…
вряд ли оправдано»39.
С точки зрения А.М. Александрова и Э.А. Вознесенского «содержанием бюд-
жетного планирования является составление, рассмотрение и утверждение и испол-
нение бюджета»40.
В соответствии с определением Л.А. Дробозиной, «бюджетное планирование –
это планомерное распределение и перераспределение совокупного общественного
продукта и национального дохода в процессе составления, рассмотрения, утвержде-
ния и исполнения бюджета»41.
Мы считаем, что приведенные выше определения неоправданно расширяют
сферу бюджетного планирования на другие этапы бюджетного процесса (отражающе-
го этапы управленческого цикла), в частности, включают в состав бюджетного пла-
нирования исполнение бюджета.
Определение, более строго ограничивающее сферу бюджетного планирования
формулируют, например, Т.М. Ковалёва и С.В. Барулин: «бюджетное планирование –
это инструмент управления бюджетной системой и межбюджетными отношениями
при составлении бюджетов на основе принципов и методов, исходящих из бюджет-
ной политики государства»42.
Автор диссертации считает наиболее отражающим экономическую сущность
понятия следующее определение: бюджетное планирование – это один из элементов
системы управления бюджетом, предназначение которого состоит в составлении и
утверждении бюджетного плана на основании прогнозируемых данных и в соответ-
ствии с целями бюджетной политики.
= СИСТЕМА БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Далее мы рассмотрим бюджетное планирование с позиций системного подхода,
анализируя состав системы бюджетного планирования. Схема системы бюджетного
планирования приведена на рис. 4.
39 Шеховцев Г.К. Сводное бюджетное планирование. М.: Финансы, 1974. – С. 37.
40 Александров А.М., Вознесенский Э.А. Финансы социализма. М.: Финансы, 1974. – С. 186.
41 Дробозина Л.А. Финансы и кредит в СССР: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998. – С. 198.
42 Ковалёва Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Т.М. Ковалёва,
С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2005. – С. 166.
23
Субъект
управления
Инструмент
управления
Объект
управления
Конечная цель
управления
Система
бюджетного
планирования
Бюджетный план в
соответствии с
целями бюджетной
политики
Аппарат
бюджетного
планирования
Механизм
бюджетного
планирования
Бюджетная система
Законодательные
органы;
Правительство и
территориальные
органы
исполнительной
власти;
Министерство
финансов и его
территориальные
финансовые органы
Связи управления
между
подразделениями
бюджетного
аппарата;
Набор методов
бюджетного
планирования
Федеральный
бюджет;
Региональные
бюджеты;
Местные бюджеты
(в зависимости от
количества уровней
бюджетной
системы)
Бюджетный план,
соответствующий
приоритетам
бюджетной
политики в
отношении:
- сбора доходов;
- предоставления
обществу услуг;
- стабилизации
Рис. 4. Система бюджетного планирования
В соответствии с авторской позицией, система бюджетного планирования –
это система, обеспечивающая целенаправленное воздействие аппарата бюджетно-
го планирования на бюджетную систему (совокупность бюджетных отношений)
посредством функционирования механизма бюджетного планирования для формиро-
вания и утверждения бюджетного плана, реализующего достижение целей бюд-
жетной политики.
Под аппаратом бюджетного планирования мы понимаем совокупность всех
организационных структур, осуществляющих бюджетное планирование.
Аппарат бюджетного планирования имеет следующую структуру:
− Парламент и территориальные органы законодательной власти;
− Правительство, территориальные органы исполнительной власти;
− Министерство финансов и его территориальные финансовые органы.
Основываясь на авторском определении бюджетного механизма автор характе-
ризует механизм бюджетного планирования следующим образом.
1. Механизм бюджетного планирования предназначен для выполнения одного
из этапов бюджетного цикла – бюджетного планирования. Непосредственным
результатом бюджетного планирования является составленный исполнительными
органами и утвержденный законодательными органами бюджетный план, благодаря
выполнению которого реализуются цели бюджетной политики.
24
2. Механизм бюджетного
планирования состоит из звенье
группами решаемых задач (формирование E5дu1076 оходовä, осуществление расходов, меж-
бюджетное распределение ресурсов).
3. Механизм бюджетного планирования распределен между различными уров-
нями бюджетной системы.
4. Механизм бюджетного
планирования характеризуется с
между подразделениями аппарата бюджетного планирования, т.е. сложившимися
способами взаимодействия между подразделениями аппарата бюджетного планиро-
вания и внутри этих подразделений, существующими регламентами работы (опреде-
ляющими области ответственности и сроки выполнения работ), утвержденными
процессами (подробным описанием выполнения задач).
5. Функционирование механизма
бюджетного планирования
методов бюджетного планирования, которые разрешается и/или требуется использо-
вать для достижения целей бюджетной политики.
6. Эффективность
определяется состоянием внутренних и внешних факторов, среди которых можно
выделить квалификацию кадров аппарата бюджетного планирования, применяемые
инструменты (например, информационные системы), финансовую дисциплину и
стабильность финансовой политики государства.
Таким образом, мы приходим к следующему авторскому определению: меха-
низм бюджетного планирования – это инструмент аппарата бюджетного планиро-
вания по бюджетному планированию в соответствии с целями бюджетной полити-
ки, состоящий из подсистем, обеспечивающих составление и утверждение бюджет-
ного плана, распределенный по всем уровням бюджетной системы, обеспечивающий
выполнение задач формирования доходов, осуществления расходов и межбюджетно-
го распределения ресурсов, характеризующийся связями управления между подразде-