Планирование и прогнозирование бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 06:59, курсовая работа

Краткое описание

Первый в России бюджет — смета государственных доходов и расходов — был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов.
Особую роль в формировании бюджетной системы занимает послереволюционная деятельность правительства СССР. Здесь наблюдается прямая зависимость от существования успешного нового строя и состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Всероссийский съезд представителей финансовых отделов Советов, на котором глава правительства В. И. Ленин, выступая с докладом, подчеркнул: « Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике. »

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
1.1. ТЕОРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.3. ПРИНЦИПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2.1. АНАЛИЗ ЗАТРАТНОГО И РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ПОДХОДОВ К БЮДЖЕТНОМУ
ПЛАНИРОВАНИЮ
2.2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ В ФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА И
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЕЁ ПРИМЕНИМОСТИ 109
3.1. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА, оРИЕНТИРОВАННАЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 109
3.2. МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА 136
3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГОПЛАНИРОВАНИЯ В ФИНАНСОВЫХ ОРГАНАХ СВЕРДЛОВСКОЙ, КУРГАНСКОЙ ИКИРОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
ЛИТЕРАТУРА 165

Файлы: 1 файл

диссер ворд.docx

— 138.84 Кб (Скачать)

35 Ковалёва Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Т.М. Ковалёва,

С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2005. – С. 60.

36 Н.П. Грацианова Совершенствование механизмов формирования эффективной бюджетной политики

региона // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов России и стран

Северной Европы: Материалы Пятой ежегодной международной научно-практической конференции. Кн. 1. –

Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. – С. 52.

37 Там же. – С. 52.

21

3. Бюджетный механизм распределен между различными уровнями бюджет-

ной системы.

4. Бюджетный механизм  характеризуется связями управления между подраз-

делениями бюджетного аппарата, т.е. сложившимися способами взаимодействия

между подразделениями бюджетного аппарата и внутри этих подразделений, сущест-

вующими регламентами работы (определяющими области ответственности и сроки

выполнения работ), утвержденными процессами (подробным описанием выполнения

задач).

5. Функционирование бюджетного  механизма определяет набор методов

управления бюджетом, которые разрешается и/или требуется использовать для

достижения целей бюджетной политики.

6. Эффективность функционирования  бюджетного механизма определяется

состоянием внутренних и внешних факторов, среди которых можно выделить квали-

фикацию кадров бюджетного аппарата, применяемые инструменты (например, ин-

формационные системы), финансовую дисциплину и стабильность финансовой

политики государства.

Таким образом, мы приходим к следующему авторскому определению: бюд-

жетный механизм – это инструмент бюджетного аппарата по управлению бюд-

жетом в соответствии с целями бюджетной политики, состоящий из подсистем,

обеспечивающих выполнение различных этапов бюджетного процесса, распределен-

ный по всем уровням бюджетной системы, обеспечивающий выполнение задач

формирования доходов, осуществления расходов и межбюджетного распределения

ресурсов, характеризующийся связями управления между подразделениями бюджет-

ного аппарата. Функционирование бюджетного механизма определяется применяе-

мыми методами управления бюджетом и зависит от внутренних и внешних факто-

ров.

= ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Перед тем, как раскрыть авторскую позицию по экономической сущности

бюджетного планирования сначала приведем различные мнения ученых по этому

вопросу.

Г.К. Шеховцев утверждал, что «составление и исполнение бюджета… – две

стороны единого процесса бюджетного планирования»38. В соответствии с его мне-

38 Шеховцев Г.К. Сводное бюджетное планирование. М.: Финансы, 1974. – С. 37.

22

нием, «выделение вопросов исполнения бюджета в самостоятельный подраздел…

вряд ли оправдано»39.

С точки зрения А.М. Александрова и Э.А. Вознесенского «содержанием бюд-

жетного планирования является составление, рассмотрение и утверждение и испол-

нение бюджета»40.

В соответствии с определением Л.А. Дробозиной, «бюджетное планирование –

это планомерное распределение и перераспределение совокупного общественного

продукта и национального дохода в процессе составления, рассмотрения, утвержде-

ния и исполнения бюджета»41.

Мы считаем, что приведенные выше определения неоправданно расширяют

сферу бюджетного планирования на другие этапы бюджетного процесса (отражающе-

го этапы управленческого цикла), в частности, включают в состав бюджетного пла-

нирования исполнение бюджета.

Определение, более строго ограничивающее сферу бюджетного планирования

формулируют, например, Т.М. Ковалёва и С.В. Барулин: «бюджетное планирование –

это инструмент управления бюджетной системой и межбюджетными отношениями

при составлении бюджетов на основе принципов и методов, исходящих из бюджет-

ной политики государства»42.

Автор диссертации считает наиболее отражающим экономическую сущность

понятия следующее определение: бюджетное планирование – это один из элементов

системы управления бюджетом, предназначение которого состоит в составлении и

утверждении бюджетного плана на основании прогнозируемых данных и в соответ-

ствии с целями бюджетной политики.

= СИСТЕМА  БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Далее мы рассмотрим бюджетное планирование с позиций системного подхода,

анализируя состав системы бюджетного планирования. Схема системы бюджетного

планирования приведена на рис. 4.

39 Шеховцев Г.К. Сводное бюджетное планирование. М.: Финансы, 1974. – С. 37.

40 Александров А.М., Вознесенский  Э.А. Финансы социализма. М.: Финансы, 1974. – С. 186.

41 Дробозина Л.А. Финансы и кредит в СССР: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998. – С. 198.

42 Ковалёва Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Т.М. Ковалёва,

С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2005. – С. 166.

23

Субъект

управления

Инструмент

управления

Объект

управления

Конечная цель

управления

Система

бюджетного

планирования

Бюджетный план в

соответствии с

целями бюджетной

политики

Аппарат

бюджетного

планирования

Механизм

бюджетного

планирования

Бюджетная система

Законодательные

органы;

Правительство и

территориальные

органы

исполнительной

власти;

Министерство

финансов и его

территориальные

финансовые органы

Связи управления

между

подразделениями

бюджетного

аппарата;

Набор методов

бюджетного

планирования

Федеральный

бюджет;

Региональные

бюджеты;

Местные бюджеты

(в зависимости от

количества уровней

бюджетной

системы)

Бюджетный план,

соответствующий

приоритетам

бюджетной

политики в

отношении:

- сбора доходов;

- предоставления

обществу услуг;

- стабилизации

Рис. 4. Система бюджетного планирования

В соответствии с авторской позицией, система бюджетного планирования –

это система, обеспечивающая целенаправленное воздействие аппарата бюджетно-

го планирования на бюджетную систему (совокупность бюджетных отношений)

посредством функционирования механизма бюджетного планирования для формиро-

вания и утверждения бюджетного плана, реализующего достижение целей бюд-

жетной политики.

Под аппаратом бюджетного планирования мы понимаем совокупность всех

организационных структур, осуществляющих бюджетное планирование.

Аппарат бюджетного планирования имеет следующую структуру:

− Парламент и территориальные органы законодательной власти;

− Правительство, территориальные органы исполнительной власти;

− Министерство финансов и его территориальные финансовые органы.

Основываясь на авторском определении бюджетного механизма автор характе-

ризует механизм бюджетного планирования следующим образом.

1. Механизм бюджетного  планирования предназначен для  выполнения одного

из этапов бюджетного цикла – бюджетного планирования. Непосредственным

результатом бюджетного планирования является составленный исполнительными

органами и утвержденный законодательными органами бюджетный план, благодаря

выполнению которого реализуются цели бюджетной политики.

24

2. Механизм бюджетного  планирования состоит из звеньев в соответствии с

группами решаемых задач (формирование E5дu1076 оходовä, осуществление расходов, меж-

бюджетное распределение ресурсов).

3. Механизм бюджетного  планирования распределен между различными уров-

нями бюджетной системы.

4. Механизм бюджетного  планирования характеризуется связями управления

между подразделениями аппарата бюджетного планирования, т.е. сложившимися

способами взаимодействия между подразделениями аппарата бюджетного планиро-

вания и внутри этих подразделений, существующими регламентами работы (опреде-

ляющими области ответственности и сроки выполнения работ), утвержденными

процессами (подробным описанием выполнения задач).

5. Функционирование механизма  бюджетного планирования определяет набор

методов бюджетного планирования, которые разрешается и/или требуется использо-

вать для достижения целей бюджетной политики.

6. Эффективность функционирования  механизма бюджетного планирования

определяется состоянием внутренних и внешних факторов, среди которых можно

выделить квалификацию кадров аппарата бюджетного планирования, применяемые

инструменты (например, информационные системы), финансовую дисциплину и

стабильность финансовой политики государства.

Таким образом, мы приходим к следующему авторскому определению: меха-

низм бюджетного планирования – это инструмент аппарата бюджетного планиро-

вания по бюджетному планированию в соответствии с целями бюджетной полити-

ки, состоящий из подсистем, обеспечивающих составление и утверждение бюджет-

ного плана, распределенный по всем уровням бюджетной системы, обеспечивающий

выполнение задач формирования доходов, осуществления расходов и межбюджетно-

го распределения ресурсов, характеризующийся связями управления между подразде-

лениями аппарата бюджетного планирования. Функционирование механизма бюд-

жетного планирования определяется применяемыми методами бюджетного плани-

рования и зависит от внутренних и внешних факторов.

При переходе на региональный уровень мы уже рассматриваем систему регио-

нального бюджетного планирования, в которой субъектом управления выступает

аппарат регионального бюджетного планирования, объектом управления – региональ-

ный бюджет, инструментом управления – механизм регионального бюджетного

планирования, а конечной целью – реализация региональной бюджетной политики

(рис. 5).

25

Рис. 5. Региональная система бюджетного планирования

Таким образом, региональная система бюджетного планирования – это сис-

тема, обеспечивающая целенаправленное воздействие аппарата регионального

бюджетного планирования на региональный бюджет посредством функционирова-

ния механизма регионального бюджетного планирования для формирования и ут-

верждения бюджетного плана региона, реализующего достижение целей региональ-

ной бюджетной политики.

= РБ

В свою очередь, региональный бюджет – это система денежных отношений,

в процессе которых образуется и используется региональный бюджетный фонд с

целью выполнения регионом своих функций в соответствии с целями региональной

бюджетной политики.

Цели региональной бюджетной политики логично следуют из целей бюджет-

ной политики государства. В общем случае цели региональной бюджетной политики

складываются из подмножества целей государственной бюджетной политики, кон-

кретизированных на уровне региона, и специфических целей региона, которые, тем не

менее, не должны противоречить целям бюджетной политики государства.

Таким образом, региональная бюджетная политика – это деятельность по

управлению региональным бюджетом, направленная на достижение целей бюджет-

ной политики государства и не противоречащих им целей региона.

26

Под аппаратом регионального бюджетного планирования мы понимаем сово-

купность всех организационных структур, осуществляющих региональное бюджетное

планирование.

Аппарат регионального бюджетного планирования состоит из региональных

органов законодательной власти, Правительства „пяїюяыыяпрегиона и финансового органа ре-

гиона.

Основываясь на авторском определении механизма бюджетного планирования

автор характеризует механизм регионального бюджетного планирования следующим

образом.

1. Механизм регионального  бюджетного планирования предназначен  для осу-

ществления бюджетного планирования на уровне региона. Непосредственным ре-

зультатом регионального бюджетного планирования является составленный исполни-

тельными органами и утвержденный законодательными органами региона бюджет-

ный план региона, благодаря выполнению которого реализуются цели региональной

бюджетной политики.

2. Механизм регионального  бюджетного планирования состоит  из звеньев в

соответствии с группами решаемых задач (формирование доходов региона, осуще-

ствление расходов региона, межбюджетное распределение ресурсов региона).

3. Механизм регионального  бюджетного планирования характеризуется свя-

зями управления между подразделениями аппарата регионального бюджетного

планирования, т.е. сложившимися способами взаимодействия между подразделения-

ми регионального аппарата бюджетного планирования и внутри этих подразделений,

существующими регламентами работы (определяющими области ответственности и

сроки выполнения работ), утвержденными процессами (подробным описанием вы-

полнения задач).

4. Функционирование механизма  регионального бюджетного планирования

определяет набор методов бюджетного планирования, которые разрешается и/или

требуется использовать для достижения целей региональной бюджетной политики.

5. Эффективность функционирования  механизма регионального бюджетного

планирования определяется состоянием внутренних и внешних факторов, среди

которых можно выделить квалификацию кадров аппарата регионального бюджетного

планирования, применяемые инструменты (например, информационные системы),

Информация о работе Планирование и прогнозирование бюджета