Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 06:59, курсовая работа
Первый в России бюджет — смета государственных доходов и расходов — был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов.
Особую роль в формировании бюджетной системы занимает послереволюционная деятельность правительства СССР. Здесь наблюдается прямая зависимость от существования успешного нового строя и состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Всероссийский съезд представителей финансовых отделов Советов, на котором глава правительства В. И. Ленин, выступая с докладом, подчеркнул: « Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике. »
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
1.1. ТЕОРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.3. ПРИНЦИПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2.1. АНАЛИЗ ЗАТРАТНОГО И РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ПОДХОДОВ К БЮДЖЕТНОМУ
ПЛАНИРОВАНИЮ
2.2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ В ФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА И
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЕЁ ПРИМЕНИМОСТИ 109
3.1. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА, оРИЕНТИРОВАННАЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 109
3.2. МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА 136
3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГОПЛАНИРОВАНИЯ В ФИНАНСОВЫХ ОРГАНАХ СВЕРДЛОВСКОЙ, КУРГАНСКОЙ ИКИРОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
ЛИТЕРАТУРА 165
перейдем на региональный уровень и рассмотрим содержание понятия «система
регионального бюджетного планирования».
В качестве отступления сначала приведем несколько определений управления
бюджетом (или бюджетирования) зарубежных ученых.
А. Вилдавский13 дает следующее определение бюджетирования: «разработка
бюджета (budgeting) – это перевод финансовых средств на язык человеческих целей».
Для Дж. Майкселла14: бюджетирование – это «формализованный процесс, ох-
ватывающий как законодательную, так и исполнительную власть», который ведет к
определению того, какие общественные услуги будут предоставляться, кто будет их
получателем, и каким образом эти услуги будут предоставляться.
Видно, что в определениях обнаруживается некоторая неоднозначность, кото-
рая в работах зарубежных авторов часто обусловлена контекстом и целью изложения.
Далее мы приведем некоторую систематизацию понятий и определений.
Определение управления в широком смысле приводят В.М. Родионова,
Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и другие, понимая под управлением «совокупность
12 Циммерманн Х. Муниципальные финансы: Учебник / Пер. с нем. – М.: Издательство «Дело и Сервис». –
2003. – С. 24.
13 Wildavsky A. Budgeting: a Comparative Theory of Budgetary Process, Little Brown and Company: Boston⎯
Toronto, 1975. – С. 3.
14 Mikessel J.L. Fiscal Administration: Analysis and Applications for the Public Sector, The Dorsey Press: Chicago,
1982. – С. 25.
13
приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения опре-
деленного результата»15.
Вне зависимости от уровня и направления воздействия процесс управления
любой системой может быть разделен на отдельные этапы, представленные и харак-
теризуемые определенными видом управленческой деятельности; условный цикл
осуществления управленческих действий состоит из следующих этапов процесса
управления: прогнозирование, планирование, регулирование, контроль и анализ16.
Перечисленные этапы характерны для любой системы управления. Тем не ме-
нее, следует заметить, что существует множество вариантов выделения этапов про-
цесса управления, которые часто обусловлены особенностями тех или иных систем
управления. В литературе можно встретить как более, так и менее детальное разбие-
ние процесса управления на этапы. Не вступая в терминологическую дискуссию по
вопросам, находящимся за границами теории финансов, рассмотрим специфику
управления бюджетом.
Управление бюджетом производится в соответствии с бюджетным процессом,
поэтому далее мы приведем варианты определения термина «бюджетный процесс».
Б.М. Сабанти предлагает следующее определение: «Бюджетный процесс пред-
ставляет регламентированную деятельность государственных органов по составле-
нию, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета»17.
В более свободной форме определение бюджетного процесса может иметь сле-
дующий вид: «Бюджетный процесс включает в себя деятельность по разработке,
внедрению и оценке плана по предоставлению услуг и основных средств»18.
Т.к. бюджетный __________процесс – это деятельность по управлению государственным
бюджетом, его этапы должны соответствовать этапам процесса управления в общем
смысле. Этапы стандартного процесса управления – прогнозирование, планирование,
регулирование, контроль и анализ.
Соответственно, бюджетный процесс мы считаем логичным представить сле-
дующими этапами, которые, как известно, накладываются друг на друга:
15 Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы
и статистика, 1993. – С. 68.
16 См., например, источник: Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублевская и др.;
Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – С. 234.
17 Б.М. Сабанти. Теория финансов: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Издательство «Менеджер», 2000. – С. 106.
18 Рекомендации по совершенствованию практики регионального и местного бюджетно-финансового управле-
ния. / Москва: Фонд социальных проектов, 1999. – С. 10.
14
− бюджетное прогнозирование (разрабатывается прогноз экономического раз-
вития государства);
− бюджетное планирование (составляется и утверждается бюджетный план);
− исполнение бюджетного плана (обеспечивается выполнение бюджетного
плана – собираются доходы и производятся расходы);
− контроль бюджета (финансовый аудит и аудит эффективности управления
бюджетом);
− анализ бюджета (сравнение бюджетного плана с отчетом об исполнении
бюджета, анализ полученных результатов).
Приведенного выше разделения бюджетного процесса на этапы мы будем при-
держиваться в настоящей работе, в частности, при раскрытии экономической сущно-
сти управления бюджетом и бюджетного планирования. Но анализ системы управле-
ния бюджетом следует начать с более общего понятия – системы управления финан-
сами.
В вопросах управления финансами мы разделяем позиции Уральской финансо-
вой школы, положения которой и будем использовать при раскрытии экономической
сущности системы управления бюджетом и системы бюджетного планирования.
В соответствии с формулировкой А.Ю. Казака, «управление финансами – это
целенаправленное воздействие финансовых органов – субъекта финансовой системы,
на ее объект – финансовые отношения. Сам процесс данного воздействия осуществ-
ляется посредством функционирования финансового механизма. …финансовая
политика – это конечная цель управления финансами, его конкретный результат»19.
Схема управления финансами, которую приводит А.Ю. Казак, представлена на
рис. 2.
При переходе к рассмотрению системы управления бюджетом, который явля-
ется одним из звеньев системы финансов, мы осуществляем декомпозицию системы
управления финансами и выделяем один из ее элементов – систему управления
бюджетом.
В системе управления бюджетом (рис. 3) в качестве субъекта управления мы
выделяем бюджетный аппарат, в качестве объекта управления – бюджетную систему,
в качестве инструмента воздействия – бюджетный механизм. Конечная цель системы
управления бюджетом – реализация бюджетной политики.
19 Финансы, денежное обращение и кредит: уч. пособие / А.Ю.Казак и др.; Под ред. А.Ю.Казака. – Екатерин-
бург: РИФ «Солярис», 2001. – С. 57.
15
Рис. 2. Управление финансами20
Рис. 3. Система управления бюджетом21
20 Финансы, денежное обращение и кредит: уч. пособие / А.Ю.Казак и др.; Под ред. А.Ю.Казака. – Екатерин-
бург: РИФ «Солярис», 2001. – С. 60.
21 Составлено автором.
16
Таким образом, с авторской позиции, система управления бюджетом – это
система, обеспечивающая целенаправленное воздействие бюджетного аппарата на
бюджетную систему (совокупность бюджетных отношений) посредством функ-
ционирования бюджетного механизма, реализующего достижение целей бюджетной
политики.
Остановимся более подробно на компонентах системы управления бюджетом.
= БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
Сначала мы рассмотрим экономическое содержание термина «бюджетная по-
литика» и предварительно приведем определение термина «политика» без привязки к
бюджету: «политика __________(от греч. politiko) – это управление государством или общест-
венная деятельность, направленная на защиту социальных или групповых интересов;
завоевание и укрепление государственной власти; задачи государства и средства,
пути их достижения»22.
Переформулируем это определение применительно к бюджету: бюджетная
политика – это деятельность по управлению бюджетом, направленная на дости-
жение государственных целей.
Здесь мы не конкретизируем цели государства, так как они в большой степени
зависят от политического строя государства. Цели тоталитарного государства совер-
шенно не совпадают с целями государства социального. Важно, что цели бюджетной
политики определяются целями государства.
Рассмотрим существующие альтернативные варианты определения термина
«бюджетная политика».
В соответствии с определением Н.П. Грациановой, «бюджетная политика – это
совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной
(представительной) и исполнительной власти, связанных с определением основных
направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их
использования в интересах граждан, общества и государства.»23.
Т.М. Ковалёва и С.В. Барулин считают, что бюджетная политика как организа-
ционно-финансовая категория «…представляет собой систему мер и действий орга-
нов власти в области управления бюджетным процессом на основе концепции разви-
22 Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов А.М. Макроэкономика, 2003.
23 Н.П. Грацианова Совершенствование механизмов формирования эффективной бюджетной политики
региона // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов России и стран
Северной Европы: Материалы Пятой ежегодной международной научно-практической конференции. Кн. 1. –
Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. – С. 48.
17
тия бюджетных отношений в составе общей экономической политики, направленную
на реализацию всех функций бюджета в целях достижения определенного на данном
этапе экономического и социального эффекта»24.
Приведенные выше определения несомненно более полно отражают содержа-
ние бюджетной политики, но, с другой стороны, носят оттенок нормативной теории,
так как отражают некоторый вариант целей бюджетной политики25. Поэтому мы и
предложили более строгую формулировку, которую, как и все авторские определе-
ния, мы постарались изложить в традиции позитивной теории.
Интересную классификацию типов бюджетной политики приводят
Т.М. Ковалёва и С.В. Барулин. В зависимости от приоритетов целевой направленно-
сти мер в области управления бюджетным процессом они выделяют следующие типы
бюджетной политики26:
− доходный (цель – максимально возможное увеличение любыми средствами
доходов бюджета);
− расходный (цель – «доставлять обществу максимум благ (услуг)»);
− контрольно-регулирующий (цель – «…поиск способов искусственного вме-
шательства в экономику для поддержания равновесия доходов и расходов»);
− комбинированный (цель – «…создание необходимых и достаточных усло-
вий для развития рыночной экономики, …увеличение количества и качества предос-
тавляемых государством (муниципалитетами) услуг, …обеспечение органов власти
всех уровней достаточными и стабильными собственными доходами на основе роста
легальных объемов производства, потребления и доходов субъектов, активизации
инвестиционной деятельности и повышения контрольно регулирующей эффективно-
сти бюджетного механизма»).
В зависимости от стратегической направленности Т.М. Ковалёва и
С.В. Барулин выделяют сдерживающую бюджетную политику (цель – предотвраще-
ние кризисов перепроизводства отдельных видов продукции, недопущение переинве-
24 Ковалёва Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Т.М. Ковалёва,
С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2005. – С. 91-92.
25 Это объясняется тем,
что авторы в данном случае
были заинтересованы в
формулировке наиболее приемлемых целей бюджетной политики для Российской Федерации.
26 Ковалёва Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Т.М. Ковалёва,
С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2005. – С. 94-97.
18
стирования отдельных отраслей экономики и т.д.) и стимулирующую бюджетную
политику27.
В соответствии с авторской позицией, цель бюджетной политики определяет
приоритеты государства в отношении:
− сбора доходов (вводимые налоги, процентные ставки и т.д.);
− предоставления обществу услуг (благ) и равномерности их распределения;
− стабилизации (обеспечения равномерного протекания экономического раз-
вития).
= БЮДЖЕТНЫЙ АППАРАТ
Под бюджетным аппаратом мы понимаем совокупность всех организацион-
ных структур, осуществляющих управление бюджетом.
Бюджетный аппарат имеет следующую структуру:
− Правительство, территориальные руководящие органы исполнительной вла-
сти;
− Министерство финансов и территориальные финансовые органы;
− Парламент и территориальные органы законодательной власти (как пред-
ставители интересов населения);
− Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые органы.
= БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ
Бюджетный аппарат осуществляет управление бюджетом посредством бюд-
жетного механизма, на котором мы остановимся подробнее. Приведем сначала
существующие определения бюджетного механизма.
Н.В. Гаретовский, например, считает, что бюджетный механизм создается го-
сударством «как совокупность конкретных форм бюджетных отношений, специфиче-
ских методов мобилизации и использования бюджетных средств,… является реаль-
ным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюд-
жетных отношений на решение экономических и социальных задач каждого этапа
развития страны»28.
В соответствии с формулировкой В.М. Родионовой, бюджетный механизм
«…является реальным воплощением бюджетной политики, отражает конкретную
нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
27 Ковалёва Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Т.М. Ковалёва,
С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2005. – С. 97.
28 Финансы социалистического общества: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Гаретовского. М.: Финансы и
статистика, 1985. – С. 217.