Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 06:59, курсовая работа
Первый в России бюджет — смета государственных доходов и расходов — был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов.
Особую роль в формировании бюджетной системы занимает послереволюционная деятельность правительства СССР. Здесь наблюдается прямая зависимость от существования успешного нового строя и состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Всероссийский съезд представителей финансовых отделов Советов, на котором глава правительства В. И. Ленин, выступая с докладом, подчеркнул: « Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике. »
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
1.1. ТЕОРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.3. ПРИНЦИПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2.1. АНАЛИЗ ЗАТРАТНОГО И РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ПОДХОДОВ К БЮДЖЕТНОМУ
ПЛАНИРОВАНИЮ
2.2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ В ФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА И
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЕЁ ПРИМЕНИМОСТИ 109
3.1. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА, оРИЕНТИРОВАННАЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 109
3.2. МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА 136
3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГОПЛАНИРОВАНИЯ В ФИНАНСОВЫХ ОРГАНАХ СВЕРДЛОВСКОЙ, КУРГАНСКОЙ ИКИРОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
ЛИТЕРАТУРА 165
лениями аппарата бюджетного планирования. Функционирование механизма бюд-
жетного планирования определяется применяемыми методами бюджетного плани-
рования и зависит от внутренних и внешних факторов.
При переходе на региональный уровень мы уже рассматриваем систему регио-
нального бюджетного планирования, в которой субъектом управления выступает
аппарат регионального бюджетного планирования, объектом управления – региональ-
ный бюджет, инструментом управления – механизм регионального бюджетного
планирования, а конечной целью – реализация региональной бюджетной политики
(рис. 5).
25
Рис. 5. Региональная система бюджетного планирования
Таким образом, региональная система бюджетного планирования – это сис-
тема, обеспечивающая целенаправленное воздействие аппарата регионального
бюджетного планирования на региональный бюджет посредством функционирова-
ния механизма регионального бюджетного планирования для формирования и ут-
верждения бюджетного плана региона, реализующего достижение целей региональ-
ной бюджетной политики.
= РБ
В свою очередь, региональный бюджет – это система денежных отношений,
в процессе которых образуется и используется региональный бюджетный фонд с
целью выполнения регионом своих функций в соответствии с целями региональной
бюджетной политики.
Цели региональной бюджетной политики логично следуют из целей бюджет-
ной политики государства. В общем случае цели региональной бюджетной политики
складываются из подмножества целей государственной бюджетной политики, кон-
кретизированных на уровне региона, и специфических целей региона, которые, тем не
менее, не должны противоречить целям бюджетной политики государства.
Таким образом, региональная бюджетная политика – это деятельность по
управлению региональным бюджетом, направленная на достижение целей бюджет-
ной политики государства и не противоречащих им целей региона.
26
Под аппаратом регионального бюджетного планирования мы понимаем сово-
купность всех организационных структур, осуществляющих региональное бюджетное
планирование.
Аппарат регионального бюджетного планирования состоит из региональных
органов законодательной власти, Правительства „пяїюяыыяпрегиона и финансового органа ре-
гиона.
Основываясь на авторском определении механизма бюджетного планирования
автор характеризует механизм регионального бюджетного планирования следующим
образом.
1. Механизм регионального
бюджетного планирования
ществления бюджетного планирования на уровне региона. Непосредственным ре-
зультатом регионального бюджетного планирования является составленный исполни-
тельными органами и утвержденный законодательными органами региона бюджет-
ный план региона, благодаря выполнению которого реализуются цели региональной
бюджетной политики.
2. Механизм регионального
бюджетного планирования
соответствии с группами решаемых задач (формирование доходов региона, осуще-
ствление расходов региона, межбюджетное распределение ресурсов региона).
3. Механизм регионального
бюджетного планирования
зями управления между подразделениями аппарата регионального бюджетного
планирования, т.е. сложившимися способами взаимодействия между подразделения-
ми регионального аппарата бюджетного планирования и внутри этих подразделений,
существующими регламентами работы (определяющими области ответственности и
сроки выполнения работ), утвержденными процессами (подробным описанием вы-
полнения задач).
4. Функционирование механизма
регионального бюджетного
определяет набор методов бюджетного планирования, которые разрешается и/или
требуется использовать для достижения целей региональной бюджетной политики.
5. Эффективность
планирования определяется состоянием внутренних и внешних факторов, среди
которых можно выделить квалификацию кадров аппарата регионального бюджетного
планирования, применяемые инструменты (например, информационные системы),
финансовую дисциплину и стабильность финансовой политики государства в целом и
региона в частности.
27
Таким образом, мы приходим к следующему авторскому определению: меха-
низм регионального бюджетного планирования – это инструмент аппарата регио-
нального бюджетного планирования по бюджетному планированию в соответствии
с целями региональной бюджетной политики, состоящий из подсистем, обеспечи-
вающих составление и утверждение бюджетного плана региона, обеспечивающий
выполнение задач формирования доходов, осуществления расходов и межбюджетно-
го распределения ресурсов региона, характеризующийся связями управления между
подразделениями аппарата регионального бюджетного планирования. Функциониро-
вание механизма регионального бюджетного планирования определяется применяе-
мыми методами бюджетного планирования и зависит от внутренних и внешних
факторов.
Итак, мы последовательно раскрыли термины бюджет (как звено системы фи-
нансов), бюджетная система, бюджетное планирование (как часть бюджетного про-
цесса) система бюджетного планирования, региональная система бюджетного плани-
рования (как система бюджетного планирования на уровне региона).
Система управления рассматривалась нами в классическом виде через понятия
субъект управления, инструмент воздействия, объект управления и конечная цель.
Изменение содержания этих элементов системы управления при движении от систе-
мы управления бюджетом к региональной системе бюджетного планирования приве-
дено на рис. 6
Рис. 6. Изменение содержания элементов системы управления при движении от системы__
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет.
Именно
через государственный бюджет
производится направленное
Бюджет
государства — это форма
С помощью
государственного бюджета
Государственный
бюджет, являясь основным финансовым
планом государства, дает органам
власти реальную экономическую
возможность осуществления
В то
же время бюджет правомерно
рассматривать как
Как экономическая
категория бюджетные отношения
являются составной частью
Бюджет выполняет следующие основные задачи:
• перераспределение ВВП;
• государственное регулирование и стимулирование экономики;
• финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
• контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Распределительная функция
Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:
1) образование доходов бюджета;
2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Доходы
бюджета — денежные средства,
поступающие в безвозмездном
и безвозвратном порядке в
соответствии с
В процессе
образования доходов бюджета
происходит принудительное
Доходы бюджета
имеют существенные различия
по их плательщикам, объектам
обложения, методам изъятия, срокам
уплаты и др. Но вместе с
тем они отличаются единством,
так как преследуют одну цель
— формирование доходной части
бюджетов разных уровней. Им свойственны
денежная форма и
Доходы бюджета
могут носить налоговый и
Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.
Структура
бюджетных доходов подвижна и
во многом определяется
Расходы
бюджета — денежные средства,
направляемые на финансовое
Через бюджетные
расходы финансируются бюджетоп
Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Бюджетное устройство. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Составляющей частью бюджетного
устройства является бюджетная система.
Бюджетная система — это совокупность
бюджетов государства, административно-
Бюджетная система — главное звено финансовой системы государства.
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.