Планирование и прогнозирование бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 06:59, курсовая работа

Краткое описание

Первый в России бюджет — смета государственных доходов и расходов — был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов.
Особую роль в формировании бюджетной системы занимает послереволюционная деятельность правительства СССР. Здесь наблюдается прямая зависимость от существования успешного нового строя и состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Всероссийский съезд представителей финансовых отделов Советов, на котором глава правительства В. И. Ленин, выступая с докладом, подчеркнул: « Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике. »

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
1.1. ТЕОРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.3. ПРИНЦИПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2.1. АНАЛИЗ ЗАТРАТНОГО И РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ПОДХОДОВ К БЮДЖЕТНОМУ
ПЛАНИРОВАНИЮ
2.2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ МЕТОДОЛОГИЙ БЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ В ФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА И
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЕЁ ПРИМЕНИМОСТИ 109
3.1. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА, оРИЕНТИРОВАННАЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 109
3.2. МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВФИНАНСОВОМ ОРГАНЕ РЕГИОНА 136
3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГОПЛАНИРОВАНИЯ В ФИНАНСОВЫХ ОРГАНАХ СВЕРДЛОВСКОЙ, КУРГАНСКОЙ ИКИРОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
ЛИТЕРАТУРА 165

Файлы: 1 файл

диссер ворд.docx

— 138.84 Кб (Скачать)

лениями аппарата бюджетного планирования. Функционирование механизма бюд-

жетного планирования определяется применяемыми методами бюджетного плани-

рования и зависит от внутренних и внешних факторов.

При переходе на региональный уровень мы уже рассматриваем систему регио-

нального бюджетного планирования, в которой субъектом управления выступает

аппарат регионального бюджетного планирования, объектом управления – региональ-

ный бюджет, инструментом управления – механизм регионального бюджетного

планирования, а конечной целью – реализация региональной бюджетной политики

(рис. 5).

25

Рис. 5. Региональная система бюджетного планирования

Таким образом, региональная система бюджетного планирования – это сис-

тема, обеспечивающая целенаправленное воздействие аппарата регионального

бюджетного планирования на региональный бюджет посредством функционирова-

ния механизма регионального бюджетного планирования для формирования и ут-

верждения бюджетного плана региона, реализующего достижение целей региональ-

ной бюджетной политики.

= РБ

В свою очередь, региональный бюджет – это система денежных отношений,

в процессе которых образуется и используется региональный бюджетный фонд с

целью выполнения регионом своих функций в соответствии с целями региональной

бюджетной политики.

Цели региональной бюджетной политики логично следуют из целей бюджет-

ной политики государства. В общем случае цели региональной бюджетной политики

складываются из подмножества целей государственной бюджетной политики, кон-

кретизированных на уровне региона, и специфических целей региона, которые, тем не

менее, не должны противоречить целям бюджетной политики государства.

Таким образом, региональная бюджетная политика – это деятельность по

управлению региональным бюджетом, направленная на достижение целей бюджет-

ной политики государства и не противоречащих им целей региона.

26

Под аппаратом регионального бюджетного планирования мы понимаем сово-

купность всех организационных структур, осуществляющих региональное бюджетное

планирование.

Аппарат регионального бюджетного планирования состоит из региональных

органов законодательной власти, Правительства „пяїюяыыяпрегиона и финансового органа ре-

гиона.

Основываясь на авторском определении механизма бюджетного планирования

автор характеризует механизм регионального бюджетного планирования следующим

образом.

1. Механизм регионального  бюджетного планирования предназначен  для осу-

ществления бюджетного планирования на уровне региона. Непосредственным ре-

зультатом регионального бюджетного планирования является составленный исполни-

тельными органами и утвержденный законодательными органами региона бюджет-

ный план региона, благодаря выполнению которого реализуются цели региональной

бюджетной политики.

2. Механизм регионального  бюджетного планирования состоит  из звеньев в

соответствии с группами решаемых задач (формирование доходов региона, осуще-

ствление расходов региона, межбюджетное распределение ресурсов региона).

3. Механизм регионального  бюджетного планирования характеризуется свя-

зями управления между подразделениями аппарата регионального бюджетного

планирования, т.е. сложившимися способами взаимодействия между подразделения-

ми регионального аппарата бюджетного планирования и внутри этих подразделений,

существующими регламентами работы (определяющими области ответственности и

сроки выполнения работ), утвержденными процессами (подробным описанием вы-

полнения задач).

4. Функционирование механизма  регионального бюджетного планирования

определяет набор методов бюджетного планирования, которые разрешается и/или

требуется использовать для достижения целей региональной бюджетной политики.

5. Эффективность функционирования  механизма регионального бюджетного

планирования определяется состоянием внутренних и внешних факторов, среди

которых можно выделить квалификацию кадров аппарата регионального бюджетного

планирования, применяемые инструменты (например, информационные системы),

финансовую дисциплину и стабильность финансовой политики государства в целом и

региона в частности.

27

Таким образом, мы приходим к следующему авторскому определению: меха-

низм регионального бюджетного планирования – это инструмент аппарата регио-

нального бюджетного планирования по бюджетному планированию в соответствии

с целями региональной бюджетной политики, состоящий из подсистем, обеспечи-

вающих составление и утверждение бюджетного плана региона, обеспечивающий

выполнение задач формирования доходов, осуществления расходов и межбюджетно-

го распределения ресурсов региона, характеризующийся связями управления между

подразделениями аппарата регионального бюджетного планирования. Функциониро-

вание механизма регионального бюджетного планирования определяется применяе-

мыми методами бюджетного планирования и зависит от внутренних и внешних

факторов.

Итак, мы последовательно раскрыли термины бюджет (как звено системы фи-

нансов), бюджетная система, бюджетное планирование (как часть бюджетного про-

цесса) система бюджетного планирования, региональная система бюджетного плани-

рования (как система бюджетного планирования на уровне региона).

Система управления рассматривалась нами в классическом виде через понятия

субъект управления, инструмент воздействия, объект управления и конечная цель.

Изменение содержания этих элементов системы управления при движении от систе-

мы управления бюджетом к региональной системе бюджетного планирования приве-

дено на рис. 6

Рис. 6. Изменение содержания элементов системы управления при движении от системы__

 

 

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет.

      Именно  через государственный бюджет  производится направленное воздействие  на образование и использование  централизованных и децентрализованных  фондов денежных средств.

      Бюджет  государства — это форма образования  и расходования фонда денежных  средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

     С помощью  государственного бюджета государственные  власти получают финансовые ресурсы  для содержания государственного  аппарата, армии, осуществления социальных  мероприятий, реализации экономических  задач, т. е. для выполнения государством  возложенных на него функций.

      Государственный  бюджет, являясь основным финансовым  планом государства, дает органам  власти реальную экономическую  возможность осуществления властных  полномочий. Бюджет отражает размеры  необходимых государству финансовых  ресурсов и определяет тем  самым налоговую политику в  стране. Бюджет фиксирует конкретные  направления расходования средств, перераспределение национального  дохода и внутреннего валового  продукта, что позволяет ему выступать  в качестве эффективного регулятора  экономики.

      В то  же время бюджет правомерно  рассматривать как экономическую  категорию, которая выражает определенные  экономические отношения. Бюджет  — категория свойственная различным  отношениям. Его возникновение и  развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

     Как экономическая  категория бюджетные отношения  являются составной частью финансовых  отношений, следовательно, им присуща  денежная форма и основные  функции финансов.

     Бюджет выполняет  следующие основные задачи:

• перераспределение ВВП;

• государственное регулирование и стимулирование экономики;

• финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

• контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

      Распределительная функция бюджета (основная) проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост  капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

      Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов бюджета;

2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

      Доходы  бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение  органов государственной власти  Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органов местного  самоуправления.

     В процессе  образования доходов бюджета  происходит принудительное изъятие  в пользу государства части  ВВП, созданного в процессе общественного  воспроизводства. На этой основе  возникают финансовые взаимоотношения  государства с налогоплательщиками.

     Доходы бюджета  имеют существенные различия  по их плательщикам, объектам  обложения, методам изъятия, срокам  уплаты и др. Но вместе с  тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель  — формирование доходной части  бюджетов разных уровней. Им свойственны  денежная форма и обезличенность.

     Доходы бюджета  могут носить налоговый и неналоговый  характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

     Неналоговые  доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

     Структура  бюджетных доходов подвижна и  во многом определяется конкретными  экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем  жизни основой налоговых доходов  являются доходы с физических  лиц, а в странах с низким  уровнем жизни — косвенные  налоги и налоги с юридических  лиц.

      Расходы  бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач и функций государства  и местного самоуправления.

     Через бюджетные  расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

      Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

      Бюджетное устройство. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система — главное звено финансовой системы государства.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Информация о работе Планирование и прогнозирование бюджета