Информационная система казначейского исполнения бюджета и его модернизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:48, реферат

Краткое описание

Важным этапом формирования системы государственных финансов республики стал выход в свет первого Закона «О бюджетной системе», который был принят 17 декабря 1991 года, на следующий день после принятия Конституционного Закона «О государственной независимости Республики Казахстан». Этот Закон определил основные принципы формирования бюджетов страны, взаимоотношения между республиканским бюджетом и местными бюджетами, взаимоотношения бюджетов с юридическими и физическими лицами по уплате налогов, другим платежам и бюджетным ассигнованиям.
Основным предназначением национального Казначейства является содействие оптимальному финансовому управлению государственными ресурсами путем обеспечения своевременного получения бюджетными учреждениями необходимых ресурсов для упорядоченного функционирования государственных служб при одновременном сведении к минимуму расходов на государственное финансирование. Казначейство также обычно отвечает за управление государственными активами и обязательствами.
Поэтому роль Казначейства тесно связана с исполнением национального бюджета.

Оглавление

Введение
Интегрированная информационная система казначейского исполнения бюджета.
Модернизация казначейства и ее основные элементы.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Интегрированная информационная система казначейского исполнения бюджета.docx

— 30.95 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

  1. Интегрированная информационная система казначейского исполнения бюджета.
  2. Модернизация казначейства и ее основные элементы.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важным  этапом формирования системы государственных  финансов республики стал выход в  свет первого Закона «О бюджетной  системе», который был принят 17 декабря 1991 года, на следующий день после  принятия Конституционного Закона «О государственной независимости  Республики Казахстан». Этот Закон определил основные принципы формирования бюджетов страны, взаимоотношения между республиканским бюджетом и местными бюджетами, взаимоотношения бюджетов с юридическими и физическими лицами по уплате налогов, другим платежам и бюджетным ассигнованиям.

Основным  предназначением  национального  Казначейства является  содействие  оптимальному  финансовому управлению государственными ресурсами путем обеспечения своевременного получения бюджетными учреждениями необходимых ресурсов для упорядоченного функционирования государственных служб при    одновременном    сведении    к    минимуму   расходов    на государственное финансирование. Казначейство также обычно отвечает    за    управление    государственными     активами     и обязательствами.

Поэтому роль Казначейства тесно связана с исполнением  национального    бюджета.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Интегрированная информационная система казначейского исполнения бюджета.

Единственной  частью Системы информационного  управления государственными финансами, внедрение которой протекало  медленнее, чем ожидалось, была фаза закупок. Три года ушло с момента  объявления тендера до этапа, когда  началось внедрение. Основной причиной задержки была необходимость проведения переговоров с отобранным поставщиком, на которые ушло около двух лет. Это  произошло по причине изменений  в спецификациях основного проекта, сделанных правительством, включая  то влияние, которое оказал перенос  столицы Казахстана в Астану, что  потребовало больших дополнительных расходов. Необходимость получения  одобрения Всемирного Банка на различных этапах и изменений первоначальных требований тендерных документов, неизбежных при таких обстоятельствах, также объясняют задержки.

В принципе, фаза закупок могла бы быть на один-два  года короче. Однако влияние этого  на общий план реализации проекта  был бы возможно намного скромнее. В то время как шли переговоры по Системе информационного управления государственными финансами, был разработан и довольно быстро внедрен ряд  других реформ.

В итоге, представляется, что общий проектный  период до 9 лет является реалистическим для такого широкого процесса реформ. В то же время важно помнить, что  многие положительные стороны проекта  могут быть реализованы в процессе его осуществления намного раньше. Внедрение новой Системы информационного  управления государственными финансами, на которое уходит очень много  времени, служит в качестве якоря  для реформ и дает, в конце концов, выгоды для модернизации процесса, но основную ценность представляют усовершенствования процедур, что можно осуществить  в самом начале процесса реформ, до внедрения Системы информационного  управления государственными финансами.

Казахстанское Казначейство имеет широкий диапазон функций. Это является общепринятым подходом в странах с переходной экономикой и развивающихся странах. Многие страны Организации экономического сотрудничества и развития предпочли  дать казначейству более ограниченные полномочия, например, передачу функции  управления долгом и наличностью  другим органам.

Казначейство  Казахстана характеризуется высокой  степенью централизованного руководства. Степень централизации здесь  выше, чем в большинстве стран, даже чем в других странах с  переходной экономикой и развивающихся  странах. Казахстанское Казначейство занимает очень сильное положение  по отношению к исполняющим министерствам  и государственным учреждениям. Оно охватывает также местные  бюджеты. Как представляется, такой  уровень централизации отражает централизованную политическую традицию, которая сочетается с очень сильным  упором на задачи обеспечения агрегированного  финансового контроля и финансового  соответствия.

 

График внедрения Системы  информационного управления государственными финансами

 

Фаза

Начало

Окончание

Концептуальный дизайн

Ноябрь 1994 г.

Июнь 1995 г.

Спецификация финансовых требований

Июль 1995 г.

Сентябрь 1996 г.

Закупки

Октябрь 1996 г.

Сентябрь 1999г.

Реализация

Октябрь 1999 г.

Март 2001 г.

Тестирование и пилотирование

Апрель 2001 г.

Декабрь 2001 г.

Тиражирование

Январь 2002 г.

Июль 2003 г.


 

Это очень  крупное учреждение с подразделениями, как на областном, так и районном уровнях. Такая модель широко распространена в развивающихся странах и  странах с переходной экономикой. В странах Организации экономического сотрудничества и развития и некоторых  странах с переходной экономикой эти функции переданы исполняющим  министерствам и другим государственным  органам, либо их выполняет намного  меньшее количество подразделений  казначейства. Необходимость в областных  и районных подразделениях является до некоторой степени технологическим  вопросом. Развертывание современных  телекоммуникаций и компьютерного  оборудования, и существование современной  банковской системы, коренным образом  сокращает потребность в территориальных  подразделениях казначейства. Казахстанское  Казначейство должно будет решить, будет ли оно нуждаться в местных  подразделениях в будущем.

 Казначейство  в Казахстане осуществляет предварительный  контроль над всеми государственными  платежами. Обычно большой упор  делается на контроль и соответствие. Во многих странах Организации  экономического сотрудничества  и развития контроль над платежами  делегирован министерствам или  другим государственным органам  либо замещен систематическими  процедурами аудита, основанными  на анализе финансовых рисков. В этих странах упор в управлении  сдвинут с контроля и соответствия  на качество расходов.

Единый  казначейский счет будет включать все  государственные финансовые потоки, включая средства, относящиеся к  местным бюджетам. Большинство современных  казначейских систем имеют некоторый  вариант системы единого счета. Однако лишь немногие страны установили у себя такую систему, которая  является настолько законченной  как в Казахстане. Необычным является то, что средства местных бюджетов включены в объединенный единый счет для всех уровней бюджета.

Счета Казахстанского правительства ведутся на кассовой основе. Почти все страны Организации  экономического сотрудничества и развития предприняли шаги в направлении метода начисления. Лишь несколько стран продвинулись к полному методу начисления, в то время как большинство все еще находятся на стадии перехода к нему. Ожидается, что страны с переходной экономикой и развивающиеся страны постепенно будут продвигаться в том же направлении.

Система информационного управления государственными финансами сформирована на основе стандартного прикладного программного обеспечения. Программное обеспечение и базы данных находятся в центральном  кластере серверов, а пользователи имеют к ним доступ через браузеры. Большинство стран все еще  имеют более распределенные казначейские информационные системы, которые часто  включают свое программное обеспечение. Однако рынок ясно продвигается в  том направлении, которое принял Казахстан, и Казахстанская система  является ярким примером этого, особенно для стран с переходной экономикой.

 

 

  1. Модернизация казначейства и ее основные элементы.

       Для реализации проекта модернизации  казначейства в 1996 г. были выделены средства Международного банка реконструкции и развития на приобретение оборудования и программного продукта. Начался первый этап создания автоматизированной казначейской системы. Результатом внедрения данного проекта стало создание интегрированной компьютерной системы казначейского исполнения бюджета.

      Данная система базируется на  Едином казначейском счете, открытом  в Национальном банке РК, где  отражаются операции, связанные  с процедурными счетами, на  которых отражаются операции  за счет средств  от оказания  государственными учреждениями  платных услуг, благотворительной  и спонсорской помощи и депозитных  средств. 

    Функциональная схема работы казначейской системы соответствует стадиям исполнения бюджета, установленным Бюджетным кодексом РК:

  1. Принятие документа о реализации законодательных актов об утверждении бюджетов на финансовый год и утверждение паспортов бюджетных программ.
  2. Составление и утверждение детальных планов финансирования бюджетных программ и сводного плана финансирования бюджета.
  3. Выдача разрешений администраторам бюджетных программ и подведомственным государственным учреждениям.
  4. Принятие государственными учреждениями обязательств.
  5. Проведение платежей.
  6. Учет операций по исполнению  бюджета.
  7. Оценка бюджетных программ.

Функциональность  системы реализуется по централизованной технологической архитектуре обработки  данных. В связи с этим система  предусматривает функционирование разных модулей в различных подразделениях казначейства. Распределение функциональности казначейской системы выглядит следующим образом:

  1. В центральном казначействе функционирует модули:

-  Главная  Книга;

- Управление  поступлениями  в бюджет;

- Выдача  казначейских разрешений;

- Управление  наличностью;

- Интерфейс  между казначейской и платежной  системами;

- Учет  государственного долга и кредитования, гарантированного государством  долга;

2) в областном  казначействе:

- управление  поступлениями в бюджет

- Выдача  разрешений;

- Управление  и контроль обязательств;

- Учет  активов;

- Учет  государственного долга и кредитования;

3) в районном  казначействе:

- Выдача  разрешений;

- Управление  и контроль обязательств;

- Учет  активов;

- Учет  государственного долга и кредитования.

 

Функциональность  казначейской системы состоит из следующих модулей:

 

  1. Модуль Главной Книги, который функционирует в центральном казначействе, автоматически отражает все операции по исполнению бюджета и включает в себя:

А) структуру  плана счетов, состоящую из следующих  элементов:

- вид  бюджета – республиканский, областной,  районный;

- код  государственного учреждения, который  состоит из кодов администратора  бюджетной  программы и порядкового  номера его подведомственного  государственного учреждения;

- месторасположение  государственного учреждения;

- коды  бюджетных программ и подпрограмм  в соответствии с Единой бюджетной  классификацией;

Б) ведение  планов финансирования по обязательствам и платежам:

- в системе  ведутся сводные планы финансирования  администраторов бюджетных программ, планы финансирования по обязательствам  и платежам каждого государственного  учреждения. Они формируются в  соответствии с утвержденными  бюджетами в разрезе ведомственной  и экономической классификации  по месяцам финансового года, а также в соответствии с  утвержденными паспортами бюджетных  программ. В течение текущего  года есть возможность внесения  изменений в планы. Планы по  обязательствам используются для  принятия государственными учреждениями  обязательств по выполнению бюджетных  программ в пределах выданных  разрешений, а планы финансирования  по платежам – для проведения  платежей по принятым обязательствам.

 

2. Модуль  управления поступлениями в бюджет, который содержит:

А) учет и распределение поступлений  между республиканским бюджетом и бюджетами областей, который  ведется в центральном казначействе;

Б) учет и распределение поступлений  между областными и районный бюджетами, который ведется в областном  казначействе.

Информация о работе Информационная система казначейского исполнения бюджета и его модернизация