Информационные системы бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:22, лекция

Краткое описание

В данном случае объектом управления будет являться бюджетный процесс, а основными его участниками будут бюджетополучатели, бюджетораспорядители, местные органы исполнительной власти и финансовые органы.
Для автоматизации бюджетного процесса в РФ создается автоматизированная информационная система управления, предусматривающая взаимодействия бюджетов трех уровней: федерального, регионального и местного.

Оглавление

1.Основы управления бюджетным процессом.
2. Консолидированный бюджет РФ.
3. Структура системы автоматизации работы отдельных участков бюджетного процесса.
4. Структура автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом.
5. Автоматизированные технологии бюджетного процесса в территориальных и региональных финансовых системах.
6. Информационные технологии местных финансов или муниципальных образований.
7. Применение автоматизированных информационных технологий в бюджетных учреждениях.
8. Информационные технологии пенсионного фонда.

Файлы: 1 файл

Лекция_ИС бюджетного процесса.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Лекция. Информационные системы бюджетного процесса


План лекции:

1.Основы управления  бюджетным процессом. 

2. Консолидированный  бюджет РФ.

3. Структура  системы автоматизации работы  отдельных участков бюджетного  процесса.

4. Структура  автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом.

5. Автоматизированные  технологии бюджетного процесса  в территориальных и региональных  финансовых системах.

6. Информационные  технологии местных финансов  или муниципальных образований. 

7. Применение  автоматизированных информационных технологий в бюджетных учреждениях. 

8. Информационные  технологии пенсионного фонда.

1. Основы управления бюджетным процессом

В данном случае объектом управления будет являться бюджетный процесс, а основными его участниками будут бюджетополучатели, бюджетораспорядители, местные органы исполнительной власти и финансовые органы.

Для автоматизации бюджетного процесса в РФ создается автоматизированная информационная система управления, предусматривающая взаимодействия бюджетов трех уровней: федерального, регионального и местного.

Системы управления первого уровня решают задачи по одной  и той же методике, из одного и  того же набора и по одним и тем  же техническим методам.

Чем выше в бюджетной  системе стоит учреждение, тем  сложнее и шире перечень решаемых ими задач. На первом бюджетном уровне могут находиться бюджетные учреждения совершенно разного профиля.

Более того бюджеты  различных уровней по Российскому  законодательству являются независимыми относительно друг друга.

 

В общем виде структуру бюджетной системы РФ можно изобразить следующим образом:

 

Федеральный бюджет РФ формируется для осуществления  общегосударственных мероприятий, выполняемых государственными органами.

Через федеральный  бюджет происходит процесс распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и создание национального дохода страны. На федеральный бюджет возложено финансирование федеральных органов власти, местного самоуправления, обеспечение безопасности и обороноспособности государства, финансирования науки, образования и федеральных целевых программ.

 

В бюджетном  процессе федерального уровня принято  выделять следующие комплексы задач, решаемых с помощью информационных технологий:

  1. Сводное финансовое планирование на уровне государства в целом и на уровне территорий. Решение этой задачи обеспечивается разработкой системы финансовых планов, увязанных с балансами материальных и трудовых ресурсов, построенных как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Перспективный финансовый план строится на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета на мобилизации доходов и финансирования расходных статей.
  2. Со сводным финансовым планированием тесно связана вторая задача. Бюджетное прогнозирование, которое на основе сложившихся тенденций и конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок, предусматривает разработку и обоснование оптимальных направлений развития бюджета. При разработке прогноза бюджета используются экономико-математические методы, такие как: метод экстраполяции, метод наименьших квадратов, метод экспертных оценок.
  3. Разработка федерального бюджета РФ - разрабатывается Министерством Финансов РФ, в частности ее подразделением "Федеральная служба финансово-бюджетного надзора" по поручению РФ.  
    Федеральные службы и территориальные финансовые органы должны быть обеспечены необходимой информационной базой, содержащей прогноз социально-экономического развития страны, основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз сводного финансового баланса (система национальных счетов), нормативы финансовых затрат, планы развития государственного и муниципального секторов экономики и долгосрочные целевые программы.
  4. Исполнение федерального бюджета начинается после его утверждения органами представительной власти и президентом.  
    В финансовых органах разрабатывается организационный план мероприятий, в котором четко определяются задачи подразделений по исполнению федерального бюджета. При этом на основании показателей бюджета делается разноска доходов и расходов, которая утверждается органами исполнительной власти.
  5. Контроль за целевым использованием бюджетных средств. Осуществление этого контроля предусматривает использование различных форм бюджетной отчетности, в которой отражаются доходы, расходы, дефицит бюджета, а также наиболее крупные операции.

Все это находит  отражение в специальной системе  учета, организованной Министерством  Финансов РФ. Финансовые органы на основе первичной бюджетной отчетности формируют консолидированную отчетность, которую представляют правительству РФ в установленные сроки. После утверждения этих отчетов в Министерстве Финансов, они публикуются в открытой печати.

2. Консолидированный бюджет РФ

Консолидированный бюджет РФ представляет собой федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов федерации, которые в свою очередь включают в себя региональные и местные бюджеты.

Консолидированный бюджет представляет собой статистический свод бюджетных показателей, характеризующих данные по доходам, расходам, источникам поступления средств и основным направлениям их использования на территории РФ, как в целом, так и по отдельным субъектам.

 

Для уровня консолидированного бюджета  характерно выделения следующих  компонентов функциональных задач:

  1. Определение величины нормативных отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ и размеров дотаций с учетом объемов бюджетов административно-территориальных образований;
  2. Анализ формирования использования централизованного финансового фонда страны;
  3. Сводное финансовое планирование доходов и расходов государства;
  4. Разработка прогнозов социального и экономического развития страны и отдельных территорий;
  5. Расчет показателя обеспеченности жителей страны и отдельных территорий с целью проведения сопоставления уровня жизни на отдельных территориях РФ с показателями других государств.

 

При реализации задач каждого комплекса оказываются  задействованными различные участники  бюджетного процесса, что означает организационные и информационные сложности с точки зрения автоматизации бюджетного процесса.

Наиболее серьезные  вопросы автоматизации стоят  перед финансовыми органами - это  Министерство финансов и его управления, которые решают задачи планирования бюджета и контроля за исполнением  бюджета.

Более низким по иерархии, но также сложным с точки зрения автоматизации являются уровень главных распорядителей бюджета. Здесь решаются задачи, связанные с планированием, распределением и контролем за использованием бюджетных средств по учреждениям.

Как правило, учет ведется по уровням финансирования - федеральное, региональное, местное.

Помимо решения  закрепленных задач возникает проблема организации взаимосвязи между  распределителями различных уровней. Состав, структура и размеры доходов  различных уровней существенно различаются между собой. Также различаются и функциональные задачи, решаемые автоматизированной информационной технологией на различных уровнях бюджетной системы, но при этом можно выделить некоторые этапы и задачи, одинаковые для бюджетов различных уровней.

Среди всего  названного, этап "контроля за исполнением  бюджета" является самым главным.

Контроль за исполнением бюджета строится на основе бюджетного учета, который является составной частью хозяйственного и управленческого учета и включает в себя учет исполнения бюджетов в федеральном законодательстве, в финансовых и налоговых органах и учет исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений.

Объектами бюджетного учета являются:

  1. доходы и расходы бюджета;
  2. денежная наличность;
  3. средства, хранящиеся в банках;
  4. средства в расчетах между бюджетами, фондами, резервами, возникшими в бюджетах в процессе их исполнения;
  5. материальные ценности бюджетных организаций.

 

Единство и  взаимосвязанность бюджетного учета  достигается путем использования  бюджетной классификации, которая позволяет проводить анализ по отдельным счетам бюджетных учреждений, сводным сметам однотипных бюджетных учреждений и в разрезе по министерствам.

Бюджетный учет строится на основе трех видов  учета: оперативного, бухгалтерского и статистического.

Бухгалтерский учет в бюджетном учете играет роль упорядоченной системы регистрации, обработки и получения информации в денежном выражении об обязательствах, движении денежных средств в бюджетной организации в процессе исполнения бюджетов, путем сплошного, непрерывного и документированного учета. Тем не менее, одной автоматизации бухгалтерского учета для управления бюджетным процессом недостаточно.

Следует разрабатывать  комплексную систему управления бюджетным процессом, учитывая взаимодействие источников бюджетного процесса, как по вертикали, так и по горизонтали.

 

3. Структура системы автоматизации работы отдельных участков бюджетного процесса

Важной задачей  автоматизации органов бюджетной  сферы является не только возложение на компьютеры задач контроля за составлением и исполнением бюджета определенного уровня и формирования смет и форм отчетностей, но и создание автоматизированной системы обмена данными между различными уровнями бюджетной системы в пределах одного уровня, а также с учетом взаимодействия с другими внешними структурами, т.е. придется в комплексе автоматизировать как бюджетные, так и не бюджетные отношения.

Согласно указу  президента РФ "О системе структуры  федеральных органов исполнительной власти", координация информационных технологий в финансовой системе осуществляется Федеральной службой финансового бюджетного надзора, имеющей подразделение, занимающиеся информатизацией и автоматизацией территориальных, региональных и местных финансовых органов.

Благодаря такой  системе организации информационного и технологического взаимодействия между органами федерального казначейства, федеральной налоговой службы, службы страхового надзора и федеральной службы по финансовому мониторингу, предпринята попытка создать единое информационное пространство.

Между участниками  этой программы существует распределение  задач по организации взаимодействия между федеральными органами. Так  за создания фонда алгоритмов и программ отвечает федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Также в ее обязанности включено внедрение информационных технологий во все сферы деятельности финансовых органов:

  1. Определение стратегических направлений развития;
  2. Создание нормативно-правовой и методической базы решения задач межуровневого обмена информацией.

 

Сложность создания единой информационной системы финансовых органов заключается в том, что ее создание идет по традиционному пути создания сложных систем, т.е. сначала создаются информационные подсистемы отдельных участников бюджетного процесса с учетом специфики, а уже потом организуется взаимодействие между всеми этими системами.

 

Механизм взаимодействия информационных и финансовых потоков  различных участников бюджетного процесса может быть представлен следующей  схемой.

 

На приведенной  схеме основным источником дохода являются налоговые поступления. В 2003 году налоговые поступления сформировали 78,3% поступлений в бюджет. Неналоговые платежи, безвозмездные перечисления и целевые бюджетные доходы составили все остальное.

Согласно приведенной  схеме, органы государственной власти осуществляют планирование и управление государственным бюджетом РФ. Для планирования федерального бюджета, работники федеральной службы финансо-бюджетного надзора РФ используют автоматизированную информационную территориально-распределенную систему "Финансы", которая объединяет автоматизированные рабочие места специалистов, работников в центральном аппарате и территориальных органах.

Для формирования и исполнения региональных бюджетов используется автоматизированная система составления и исполнения бюджета, которая формирует сводно-группировочные расчеты по бюджетам региональных структур, составление и исполнение бюджетов региона, и аналитические расчеты.

Через банк России и кредитные организации осуществляется обслуживание счетов финансирование бюджетов федеральных, региональных и местных. Для этого используют банковские системы "А-софт", "Диал софт", "Интербанк сервис", а также программно-технический комплекс "клиент-банк".

Информация о работе Информационные системы бюджетного процесса