Информационные системы бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:22, лекция

Краткое описание

В данном случае объектом управления будет являться бюджетный процесс, а основными его участниками будут бюджетополучатели, бюджетораспорядители, местные органы исполнительной власти и финансовые органы.
Для автоматизации бюджетного процесса в РФ создается автоматизированная информационная система управления, предусматривающая взаимодействия бюджетов трех уровней: федерального, регионального и местного.

Оглавление

1.Основы управления бюджетным процессом.
2. Консолидированный бюджет РФ.
3. Структура системы автоматизации работы отдельных участков бюджетного процесса.
4. Структура автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом.
5. Автоматизированные технологии бюджетного процесса в территориальных и региональных финансовых системах.
6. Информационные технологии местных финансов или муниципальных образований.
7. Применение автоматизированных информационных технологий в бюджетных учреждениях.
8. Информационные технологии пенсионного фонда.

Файлы: 1 файл

Лекция_ИС бюджетного процесса.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

 

В свою очередь автоматизированное рабочее  место (АРМ) бюджетного работника включает в себя следующие основные модули:

  1. Прогноз используется для решения вопросов прогнозирования с возможностью выбора сценария развития событий. Программа позволяет анализировать и решать результаты разных вариантов прогнозирования и использовать их для получения выходных документов.
  2. Составление и свод бюджетов. Этот модуль предназначен для автоматизации процессов по составлению и своду доходной и расходной частей бюджета, распределению доходов по кварталам, учету уведомлений об изменении и формировании уточненного бюджета.
  3. Сеть, штаты и контингенты автоматизируют процесс планирования очередности бюджетов разных уровней в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
  4. Исполнение бюджетов - это основной модуль автоматизированных рабочих мест, он настраивается на ведение учета, исполнение бюджета для решения различных этапов:
    1. Формирование плана счетов;
    2. Ведение карточек лицевых счетов и договоров.
  5. Расчет процентов и доходов в разрезе плательщиков документов или других объектов, обмен информацией с банками на уровне файлов, учет и контроль бюджетных средств, выданных в кредит - этот модуль автоматизирует процессы учета кредитных средств, ведение карточек лицевых счетов и договоров, расчеты процентов и пеней, учета платежей, состояния расчетов с бюджетом.
  6. Учет векселей - используется для составления и ведения реестра векселей.
  7. Социальные конституционные выплаты - автоматизирует процессы расчета, планирования, бухгалтерского учета и отчета по компенсационным выплатам из бюджета. Он обеспечивает составление годового плана по выплате пособий и контроль наличия остатков средств на расчетных счетах финансового органа.
  8. Отчет об исполнении бюджетов используется для составления и свода доходной и расходной частей бюджета, подготовки отчетов о недостатках и хищениях, справок об основных средствах, материалах и сведений о кредиторской задолженности.

 

В настоящее  время в большинстве регионов РФ внедрена автоматизированная система составления и исполнения бюджета (АССИБ). Она позволяет автоматизировать обработку информации и в отдельно взятом финансовом органе, и во всей финансовой системе региона. При этом автоматизируется ежедневная работа специалистов, оперативно анализируется ход исполнения бюджета, ведется учет исполнения бюджетов всех уровней, осуществляется информационный обмен с другими системами и т.д.

 

АССИБ состоит из трех функциональных подсистем, в каждой из которых реализован ряд следующих технологических задач:

  1. Сводно-группировочные расчеты по бюджету региона. Эта функциональная подсистема предусматривает ввод информации с технических носителей, контроль и печать информации по утвержденному плану и видам отчетов, ведение учета всех документов, уточняющих план и роспись бюджета, с возможностью их получения за любой период.
  2. Составление и исполнение собственного бюджета позволяет вести оперативный учет операций по доходам, расходам и взаимным расчетам. Содержит все выходные формы строгой отчетности, а также дополнительные формы для более детального анализа исполнения бюджета. Использование этой подсистемы упрощает контроль за остатками средств.
  3. Функциональная подсистема "Аналитические расчеты" предназначена для проведения анализа показателей бюджетной классификации, распорядителей кредитов и плательщиков.

 

Использование автоматизированной системы составления и исполнения бюджета позволяет избежать двойного ввода информации в различных подразделениях финансового органа, и использовать однажды веденные данные во всех подразделениях финансового органа.

 

Для создания интегрированной  информационной системы поддержки принятия решения по формированию бюджета, анализу и контролю его исполнения создана автоматизированная система "СЕ2-Бюджет". Система внедрена в Министерстве финансов Московской области (областной уровень), в финансовых управлениях Истринского и Клинского районов (муниципальный уровень). 

Эта система  автоматизирует организационно-административную деятельность сотрудников территориальных  финансовых органов.

Объектами автоматизации здесь являются этапы бюджетного процесса, т.е. исполнения бюджета, учет и отчетность об исполнении бюджета.

Внедрение автоматизированных информационных технологий в бюджетный  процесс на уровне региональных и  территориальных бюджетов позволяет  своевременно выявить возникающие  противоречия между формированием  доходов и ответственностью за финансирование жизнеобеспечивающих отраслей хозяйства и социальных расходов.

 

6. Информационные технологии местных или муниципальных финансовых системах

Местные бюджеты  являются финансовой базой местных органов власти. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаясь переданными в их ведение доходами.

Понятия местные бюджеты, бюджеты муниципальных образований, бюджеты органов местного самоуправления являются синонимами согласно федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года №131-ФЗ.

К уровню местных  финансов относят местных распорядителей бюджета и мелких бюджетополучателей, таких как: школы, детские сады, больницы, учреждения социальной защиты, культуры и муниципального транспорта.

В муниципальных финансовых системах развивается современный менеджмент, который требует разработки автоматизированной информационной технологии исполнения местного бюджета, позволяющей организовывать правовые возможности формирования собственных бюджетов и влияние на хозяйственные и социальные процессы своих территорий.

При создании такой технологии решение большого количества типовых проблем местного самоуправления становится стандартной процедурой и муниципальным менеджерам достаточно контролировать самые важные из них.

 

7. Применение автоматизированных информационных технологий в бюджетных учреждениях

Бюджетное учреждение - это организация, созданная органами государственной власти, субъектами РФ или органами местного самоуправления для осуществления управленческих социальных, культурных, образовательных, научных и иных функций коммерческого характера, финансируемых за счет бюджета.

Бюджетная организация обязана осуществлять целевое расходование бюджетных средств.

Размеры расходов определяются исходя из установленных норм. Утверждение сметы расходов бюджетной организации происходит после утверждения бюджета, из которого это учреждение финансируется.

Если в смету необходимо внести изменения (например, при изменении заработной платы или при изменении тарифов на жилищно-коммунальные услуги), то они оформляются специальной справкой, которая поступает от вышестоящего распорядителя средств.

В том случае, если бюджетная организация зарабатывает внебюджетные средства, то они должны расходоваться также исходя из требований бюджетной классификации. Учет по этим средствам ведется по определенному документу, который назевается "Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам" (форма №4).

Отчетность  бюджетного учреждения представляет собой  систему экономических показателей, характеризующих деятельность бюджетного учреждения. Она формируется на основе бухгалтерского, оперативного и статистического  учета. Это позволяет включить в отчетность не только стоимостные, но и натуральные показатели.

Для эффективного осуществления учета в бюджетных  организациях, используют современные  информационные технологии, как правило, интегрированные с бухгалтерским  учетом. Такого рода разработки встречаются у фирмы "1С", "Галактика", "Парус", "Интеллект-сервис" и т.д.

Конфигурация "1С Бухгалтерский учет для бюджетных организаций" предназначена для автоматизации бухгалтерского учета бюджетных организаций и организаций, финансируемых из федерального, регионального или местного бюджетов, а также из бюджетов государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов и ведущих бухгалтерский учет на основе плана счетов бюджетных организаций.

Конфигурация  разработана в соответствии с методическими указаниями Министерства Финансов РФ, на основе положений нормативных документов и действующего законодательства. Данная конфигурация предусматривает автоматизацию всех участников бухгалтерского учета и предоставляет возможность ведения синтетического (например, счет 10 «Материалы») и аналитического (например, субсчета счета 10) учета. При этом учет денежных средств имущества и обязательств может вестись как в рублях, так и в иностранной валюте. Предусмотрена возможность ведения учета в разрезе отдельных источников финансирования с получением различных балансов по каждому источнику функционирования.

Типовая конфигурация может быть адаптирована путем изменения  настроек с помощью стандартного интерфейса. Адаптация к изменению  действующего законодательства осуществляется за счет выпуска обновленных конфигураций или релизов. Установка новых релизов происходит без потери ранее введенных данных и пользовательских настроек.

Большую поддержку  руководителям и бухгалтерам  бюджетных организаций оказывают справочно-правовые информационные системы, содержащие законодательные и нормативные акты, инструктивные и методические материалы общегосударственного, территориального и местного значения, а также бланки действующих форм отчетных документов. Поэтому в данной конфигурации "1С" по желанию покупателя может присутствовать справочно-правовая система.

 

 

  1. Информационные технологии пенсионного фонда

 

Пенсионный  фонд в системе внебюджетных фондов РФ занимает особое положение. Фактически он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, однако свои средства может использовать только в строго оговоренных направлениях, посредством процедур, регламентированных государством. Государство определяет размеры пенсий, технологии ее начисления и выплат.

Другими словами пенсионный фонд аккумулирует денежные средства, размещает их определенным образом и осуществляет выплату, гарантированную государством.

Пенсионный  фонд как элемент бюджетной системы  выполняет распределительную функцию  и соответственно имеет все 3 уровня распределений: федеральный, региональный, местный.

Все отчисления фонда, принадлежащие первому уровню, решают один и тот же типовой набор  задач. Взаимодействие и обмен данными  между подразделениями пенсионного  фонда осуществляется с помощью  корпоративной вычислительной сети или при ее отсутствии с помощью сети Internet.

Основной  задачей пенсионного фонда является управление бюджетом пенсионного фонда, что означает управление доходами и управление расходами.

Доходы бюджета  складываются из поступления сумм единого социального налога, взносов на обязательные пенсионные страхования, средств размещения временно свободных средств, а также сумм страховых взносов в накопительную часть трудовой пенсии, сумм санкций, а также добровольных взносов юридических и физических лиц. Контроль за поступлением денежных средств ведут налоговые органы соответствующего уровня. Взыскание недоимок и пеней по страховым взносам органы пенсионного фонда осуществляют самостоятельно в судебном порядке.

Полный  учет пенсионных доходов и расходов пенсионного фонда в целом возможен только при наличии единой автоматизированной информационной системы. На данный момент идет активная разработка ее функциональных элементов.

Разработаны системы для пенсионных органов  местного самоуправления, которые решают следующие задачи:

  1. Сбор анкетных данных, т.е. регистр застрахованных лиц, выдача страховых свидетельств и их дубликатов.
  2. Ввод и обработка сведений о стаже и доходах застрахованного лица.
  3. Получение выписок из лицевого счета зарегистрированного лица.
  4. Обмен данными с базой данных регионального уровня.
  5. Ведение классификаторов, подразделений и сотрудников пенсионного фонда, а также реестров застрахованных в пенсионном фонде данного региона работодателем и формирование статистических отчетов.

Согласно федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании" от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ все страхователи должны быть зарегистрированы в базе данных территориальных органов пенсионного фонда, а все работодатели в свою очередь должны регулярно подавать сведения о своих работниках.

Информация о работе Информационные системы бюджетного процесса