Информационные системы бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:22, лекция

Краткое описание

В данном случае объектом управления будет являться бюджетный процесс, а основными его участниками будут бюджетополучатели, бюджетораспорядители, местные органы исполнительной власти и финансовые органы.
Для автоматизации бюджетного процесса в РФ создается автоматизированная информационная система управления, предусматривающая взаимодействия бюджетов трех уровней: федерального, регионального и местного.

Оглавление

1.Основы управления бюджетным процессом.
2. Консолидированный бюджет РФ.
3. Структура системы автоматизации работы отдельных участков бюджетного процесса.
4. Структура автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом.
5. Автоматизированные технологии бюджетного процесса в территориальных и региональных финансовых системах.
6. Информационные технологии местных финансов или муниципальных образований.
7. Применение автоматизированных информационных технологий в бюджетных учреждениях.
8. Информационные технологии пенсионного фонда.

Файлы: 1 файл

Лекция_ИС бюджетного процесса.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Налоговые органы обеспечивают контроль за формированием доходов бюджета. С этой целью в органах государственной налоговой службы используется автоматизированная информационная система "Налог", обеспечивающая автоматический контроль и анализ сбора налогов и других обязательных поступлений в бюджет и внебюджетные фонды. Налогоплательщики формируют доходную часть бюджетов всех уровней за счет уплаты разного рода налогов, устанавливаемых федеральным, территориальным и местным законодательством.

Для автоматизации  управления финансами на предприятиях налогоплательщиков, устанавливают автоматизированную информационную систему учета соответствующую размерам данного предприятия. Налоговый учет входит в виде модуля в состав этих информационных систем.

Органы  казначейства контролируют движение денежных средств по бюджетным счетам и статьи расходов бюджетов разных уровней.

 

В состав автоматизированной информационной системы  казначейства входят два программных  комплекса:

  1. "Казна" - этот комплекс предназначен для учета доходов федерального бюджета и распределения регулирующих налогов между бюджетами разных уровней.
  2. Модули "Смета-W" и "Смета-F" учитывают расходы из федерального бюджета и финансирование бюджетополучателей органами федерального казначейства.

 

Для автоматизации  процессов формирования бюджетов городских  поселений и его исполнения, в подразделениях комитета финансов и территориальных финансовых управлений, отраслевых и территориальных органов управления администрации города, используется автоматизированная информационная система бюджетного процесса "Электронное казначейство" (АИССБП-ЭК).

 

Бюджетные органы осуществляют расходование бюджетных средств согласно заложенным в бюджете статьям и утвержденным сметам.

Для автоматизации  финансового учета бюджетные  организации используют автоматизированные информационные системы, предназначенные для ведения бухгалтерского и финансового учета в бюджетных организациях.

 

4. Структура автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом

Управление  бюджетным процессом осуществляется в масштабах распределенной инфраструктуры, основным элементом которой является бюджетная статья.

Эта распределенная структура технически представляет собой распределенную сеть. Поэтому  возникает серьезная задача объединения  информационных систем всех участников бюджетного процесса на некоторых уровнях бюджетной сферы и по территориям.

Все участники  бюджетного процесса должны быть обеспечены программными системами, соответствующими их перечню выполняемых функций  и обеспечивающих электронный обмен  данными в соответствии со схемой взаимодействия участников бюджетного процесса между собой. Поэтому автоматизированная информационная система бюджетного процесса должна быть выполнена на единой технологической базе и иметь шлюзы и каналы обмена данными между собой для формирования единого программного комплекса, который может быть использован в составе единой многоуровневой распределенной системы управления финансами.

Исходя из этого, большинство программных продуктов, используемых для комплексной автоматизации  управления бюджетным процессом, строятся с использованием модульного принципа.

Каждый отдельный  модуль разрабатывается для решения  конкретной задачи, однако в каждом модуле предусматривается интерфейс, позволяющий организовать обмен  данными между модулями и из таких  модулей можно построить программный  комплекс для решения любых задач определенного экономического работника структурного подразделения предприятия, отрасли и т.д.

 

Обобщенная  структурная схема управления финансами  в РФ может быть изображена следующим образом.

 
(1) ЕМРСУФ - Единая Многоуровневая Распределенная Система Управления Финансами  
(2, 3) ФП - Функциональная подсистема  
(4, 5, 6) ТП (АРМ) - Технологический Процесс (Автоматизированное Рабочее Место)  
(7, 8) МРКЗ - Модули Реализации Конкретной Задачи

 

МРКЗ  
Модули реализации конкретной задачи - это программные продукты, решающие конкретную производственную задачу пользователя. Эти модули реализованы в виде автоматизированных рабочих мест специалистов.  
По своему назначению модули можно разделить на два вида:

  1. Основные, имеющие возможность функционировать отдельно и решать конкретные задачи управления бюджетным процессом;
  2. Вспомогательные, расширяющие возможности основного модуля и работающие под управлением его интерфейса. Например, формирование печатных форм документов или модуля конвертации данных.

ТП  
Технологические процесс представляет собой объединение модулей по технологии решения задач. На этом уровне формируются автоматические рабочие места специалистов в соответствии с их полномочиями и решаемыми функциями.  
Благодаря стыковке модулей и использованию единого интерфейса, возможна настройка автоматизированных рабочих мест, а также своевременная модификация и адаптация к меняющимся условиям.

ФП  
Функциональная подсистема представляет собой совокупность автоматизированных рабочих мест, объединенных между собой потоками передачи информации и предназначенных для решения определенной функциональной задачи бюджетного органа.  
Функциональные подсистемы работают на уровне отделов и подразделений. Программное обеспечение этого уровня позволяет формировать сводные результаты и отчеты по определенной задаче.

ЕМРСУФ  
Единая многоуровневая распределенная система управления финансами - это верхний уровень управления бюджетным процессом. Он представляет собой совокупность функциональных подсистем, связанных в единое целое. На этом уровне реализовано хранение данных в базе данных и имеется возможность формировать выходные статистические отчеты, проводить анализ и исследование исходных данных, а также осуществлять формирование массивов данных для передачи в другие органы государственного управления.

Приведенные структурные  элементы уже практически реализованы  на уровнях государственного управления. Проблема заключается в том, что  в большинстве случаев архитектура  программных модулей оказывается  закрытой. Если для программных продуктов низкого уровня желательно иметь закрытую архитектуру, то для продуктов второго уровня и выше желательно иметь открытую архитектуру и иметь возможность настраивать внешний интерфейс и каналы связи. Это позволяет объединить их с целью решения задач управления бюджетом.

 

Функциональная  подсистема "Бюджетный процесс" реализует планирование и прогнозирование по статьям бюджета на предыдущей год, подготавливает бюджетные статьи к рассмотрению и утверждению, обеспечивает текущее слежение за выполнением бюджетных показателей и формирует отчетные реестры об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ.

Функциональная  подсистема "Доходная часть бюджета" состоит из нескольких модулей:

  1. Автоматизированные рабочие места работников по бюджету региона используется сотрудниками бюджетного отдела для составления и получения выходных документов по учету средств полученных и преданных в федеральный бюджет за счет сверхпланового остатка.
  2. Автоматизированные рабочие места работников по районам и городам используется сотрудниками районной группы сводного отдела для формирования оточенных данных для учета бюджета по доходам и расходам.
  3. Свод бюджета. Это модуль для автоматизации процессов по составлению и своду расходной и доходной части бюджета.
  4. Исполнение бюджета. Он настроен на ведение учета использования бюджета для разных этапов:
    1. Формирование плана счётов;
    2. Ведение карточек лицевых счётов и договоров;
    3. Расчёт процентов и доходов в разрезе плательщиков документов или других объектов;
    4. Обмен информации с банками на уровне файлов.
  5. Учёт и контроль бюджетных средств, выданных в кредит. Этот модуль автоматизирует процессы учёта кредитных средств, ведение карточек лицевых счётов и договоров, расчёта процентов и пеней.
  6. Учёт векселей. Используется для составления и ведения реестра векселей.
  7. Специальные компенсационные выплаты. Автоматизирует процесс расчёта, планирование бухгалтерского учёта и отчётности по компенсационным выплатам из бюджета. Обеспечивает составление годового плана по выплате пособий и контроль наличия средств на наличных счетах финансового органа.
  8. Отчёт об исполнении бюджета используется для составления сводов расходной и доходной частей бюджета, подготовки отчёта о недостачах и …….., справок об основных средствах, материалах и сведений о кредиторской задолженности. Информационная технология местных финансовых или муниципальных образований.

Функциональная  подсистема "Расходная часть бюджета" реализует комплекс задач по исполнению федерального бюджета и распределению в установленных пропорциях доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.

Подсистема сопоставляет операции бухгалтерского учета со всеми  государственными федеральными ресурсами  и обеспечивает информационное сопровождение  этих процессов и создает возможность осуществления оперативной проверки соответствия каждой операции конкретному бюджетному ассигнованию.

Функциональная  подсистема "Государственное кредитование" реализует планирование государственного долга с учетом операций по его погашению и обеспечивает информационное сопровождение проблем, связанных с эмиссией ценных бумаг, разработкой кредитно-валютной политики и кредитных отношений.

Функциональная  подсистема "Финансовый контроль бюджета" автоматизирует процессы, связанные с информационно-аналитической экспертизой и оценкой подготавливаемых и принимаемых решений в области финансово-бюджетной деятельности, реализует контроль за расходованием рублевых и валютных финансовых ресурсов с проверкой соблюдения финансовой дисциплины.

Функциональная подсистема "Финансирование отраслей народного хозяйства" предназначена для планирования финансовых показателей на следующий период с учетом обеспечения выделенными средствами таких отраслей народного хозяйства, как социальное обеспечение, здравоохранение, физическая культура, государственный аппарат, оборонный комплекс, легкая промышленность и т.д.

Формализует сводные  отчеты для анализа по истекшему  финансовому долгу и подготовке рекомендаций на предстоящий бюджетный  год.

Отдельные функциональные подсистемы являются составными компонентами интегрированной информационной системы, отражающих целостную картину общей финансовой обстановки в стране, обеспечивающих ее комплексный анализ, помогающих в подготовке прогнозных оценок и поддерживающих процессы коллективного и индивидуального принятия решений.

Связь функциональных компонентов осуществляется с помощью единой телекоммуникационной сети, основным назначением которой является обеспечение внутриведомственной связи между центральным аппаратом службы и ее территориальными органами с целью повышения качества, защищенности и скорости передачи информации, эффективности функционирования центральных и территориальных органов службы и снижения расходов на информационную поддержку.

Более широкое назначение единой телекоммуникационной сети заключается в обеспечении межведомственной связи между объектами взаимодействия автоматизированной информационной системы "Финансы", включая администрацию президента РФ, законодательную, исполнительную и судебные власти, а также другие учреждения и организации федерального, регионального и местного бюджетов.

5. Автоматизированные технологии бюджетного процесса в территориальных и региональных финансовых системах

 

Административная реформа - (син. « реформа местного самоуправления») — это комплекс мер, направленный на оптимизацию государственного аппарата, снижение уровня бюрократии и уменьшение штата чиновников, равно как и на распределение обязанностей и ответственности властей по административным уровням (построение вертикали власти). 

В последнее  время в РФ осуществляется административная реформа, которая передает все большие полномочий субъектам РФ. Такие полномочия поддерживаются соответствующим бюджетным финансированием.

Бюджетное финансирование осуществляется территориальными финансовыми органами, которые являются весомой частью финансовой системы. В них протекает интенсивный документооборот и поэтому автоматизация данного органа финансовой системы очень важна.

Процесс планирования и исполнения территориального бюджета  состоит из тех же этапов, что  и процессы, протекающие в федеральном  бюджете. Отличия имеются в составе функциональных задач, связанных с особенностями структуры доходов и расходов территориальных бюджетов.

В территориальных  финансовых органах разработаны  и используются следующие программные продукты (разработка Регионального научно-исследовательского вычислительного центра, г. Нижний Новгород):

Автоматизированные  рабочие места (АРМ) работников по бюджету регионов используется сотрудниками бюджетного отдела для составления и получения выходных документов по учету средств полученных и переданных в федеральный бюджет, а также формирования уточненного бюджета за счет сверхплановых остатков.

Автоматизированные  рабочие места работников по бюджетам районов и городов используются сотрудниками районных групп сводного отдела для формирования уточненных бюджетов, учета изменений бюджетов по доходам и расходам, формирования справочных данных об отношениях районных бюджетов с региональным бюджетом и формирования данных об исполнении бюджетов.

Автоматизированные  рабочие места бухгалтерского учета. Используется бюджето-решающий комплекс бухгалтерских задач для получения выходных документов по учету исполнения бюджета, а также передачу и прием банковских документов, формирования документов в налоговых органах и органах казначейства РФ, а также формирования месячных и квартальных отчетов об исполнении собственного и консолидированного бюджета, а также прием и обработку отчетов об исполнении сметы расходов от нижестоящих организаций.

Информация о работе Информационные системы бюджетного процесса