Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение состава и структуры доходов государственного бюджета РФ.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть определение доходов бюджета, как одной из главных составляющих бюджетной системы РФ;
- изучить структуру доходов бюджета;
- подробно исследовать основные виды доходов;
- выяснить особенности доходной части бюджета за рубежом;
- проследить динамику доходов государственного бюджета в РФ;
введение
Глава 1. Основы формирования доходов государственного бюджета
1.1. Сущность и виды доходов
1.2. Состав и структура государственного бюджета в мировом проявлении
Глава 2. Современное состояние государственного бюджета России
Глава 3. Экономическая политика в области формирования доходов государственного бюджета: проблемы и перспективы
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… …..35
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. Основными доходами государственного бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ, за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
В период 2000-2007 год показатели доходов бюджетной системы колебались в диапазоне от 36,4 до 40,2% ВВП. Доходы федерального бюджета с 2000 года постепенно увеличивались год от года и в 2007 году составили 23,6% ВВП, что выше уровня 2000 года на 8,1 п.п. ВВП. Особенно сильный рост доходов бюджетной системы наблюдался в последние годы - в период с 2005 по 2007 год.
Интересно отметить, что в течение последних восьми лет существенно вырос удельный вес доходов федерального бюджета в общих доходах бюджетной системы. Если в 2000 году доля федерального бюджета составляла чуть более 40%, то в 2007 она выросла до 57%.
По данным Федерального казначейства, по итогам 2008 г. в федеральный бюджет поступили доходы в объеме 9274,1 млрд. руб., или 22,3% ВВП (в 2007 г. — 7781,1 млрд. руб., или 23,5% ВВП). По отношению к годовым бюджетным назначениям, утвержденным Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов”, доходы федерального бюджета по итогам 2008 г. составили 103,4% (в 2007 г. — 104,5%). В 2008 г. по сравнению с 2007 г. доля поступлений, администрируемых Федеральной налоговой службой России, в общем объеме доходов федерального бюджета уменьшилась с 48,2 до 44,0%, доля Федеральной таможенной службы России возросла с 41,8 до 50,6%.
По данным Казначейства России, за январь—сентябрь 2009 г. в федеральный бюджет поступили доходы в размере 18,0% ВВП (за первые три квартала 2008 г. — 23,3% ВВП). По отношению к годовым бюджетным назначениям доходы составили 76,2%.
Потенциальным резервом увеличения доходов федерального бюджета в 2010 году могли бы стать дополнительные доходы, полученные в результате активизации работы по сокращению совокупной задолженности по налоговым и таможенным платежам, санкциям и пеням в бюджетную систему Российской Федерации.
1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (ред. от 09.04.2009)
2. Налоговый Кодекс РФ часть 1–я от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ, часть 2-я от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ
3. Основные результаты и направления бюджетной политики на 2008 год и период до 2010 года. // www.minfin.ru
4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (Одобрено Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 г.). // www.minfin.ru
5. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. - 486 с.
6. Бабич A.M., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2008. — 687 с.
7. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 550с.
8. Бюджетная система РФ. / Под. ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 452с.
9. Бюджетная стратегия до 2023 года. // www.minfin.ru
10. Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал. - 2008. - № 10. – с.15-19
11. Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 612с.
12. Социально-экономическое положение России в 2008 году. // Вестник Банка России. – 2009. - № 18 (1109)
13. Финансы. / Под ред. Ковалева В.В. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби, Проспект, 2009. - 640 с.
14. Финансы. / Под ред. Романовского М.В., Врублевской А.В., Сабанти В.М. - М.: Юрайт-М, 2007. - 504 с.
Приложения.
Таблица 1.
Динамика основных показателей бюджетной системы в 2000-2007 годах
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
Доходы | 1 132 100 | 1 593 978 | 2 204 728 | 2 586 191 | 3 428 873 | 5 125 093 | 6 278 888 | 7 779 104 |
Расходы | 1 029 200 | 1 321 903 | 2 012 151 | 2 358 546 | 2 698 867 | 3 512 183 | 4 284 803 | 5 983 036 |
Баланс | 102 900 | 272 075 | 192 575 | 227 645 | 730 006 | 1 612 910 | 1 994 085 | 1 796 069 |
Первичный баланс | 0 | 503 180 | 422 242 | 448 534 | 934 736 | 1 821 277 | 2 162 233 | 1 939 154 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВВП | 7 302 | 9 039 | 10 863 | 13 285 | 17 048 | 21 625 | 26 781 | 32 987 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% ВВП | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
Доходы | 15.5% | 17.6% | 20.3% | 19.5% | 20.1% | 23.7% | 23.4% | 23.6% |
Расходы | 14.1% | 14.6% | 18.5% | 17.8% | 15.8% | 16.2% | 16.0% | 18.1% |
Баланс | 1.4% | 3.0% | 1.8% | 1.7% | 4.3% | 7.5% | 7.4% | 5.4% |
Первичный баланс | 0.0% | 5.6% | 3.9% | 3.4% | 5.5% | 8.4% | 8.1% | 5.9% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 1. Динамика налоговой нагрузки на экономику в целом и на ненефтегазовый сектор (%ВВП)[9]
Таблица 2.
Налоговые доходы бюджетной системы, % в ВВП
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Налоговые доходы всего | 35.7 | 35.7 | 35.6 | 34.6 | 35.3 | 36.6 | 36.4 | 36.7 |
Налог на прибыль | 5.4 | 5.7 | 4.3 | 4.0 | 5.1 | 6.2 | 6.2 | 6.6 |
НДФЛ | 2.4 | 2.9 | 3.3 | 3.4 | 3.4 | 3.3 | 3.5 | 3.8 |
НДС | 6.2 | 7.2 | 7.0 | 6.7 | 6.3 | 6.8 | 5.6 | 6.9 |
Акцизы | 2.3 | 2.7 | 2.4 | 2.6 | 1.4 | 1.2 | 1.0 | 1.0 |
Таможенные пошлины | 3.1 | 3.7 | 3.0 | 3.4 | 5.0 | 7.5 | 8.3 | 7.0 |
НДПИ и налоги на природные ресурсы | 1.1 | 1.4 | 3.1 | 3.0 | 3.4 | 4.2 | 4.3 | 3.6 |
ЕСН | 7.3 | 7.2 | 6.9 | 6.6 | 6.3 | 5.4 | 5.4 | 5.6 |
Прочие налоги | 8.0 | 4.8 | 5.6 | 4.9 | 4.4 | 2.0 | 2.0 | 2.2 |
Рисунок 2. Динамика доходов, расходов и профицита федерального бюджета (нарастающим итогом, трлн. руб.)[10]
Рисунок 4. Поступления доходов в федеральный бюджет в 2009-2011 годах
Таблица 3.
Структура и динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета по видам доходов
Наименование налогов и платежей | Оценка 2008 года, млрд. рублей | Прогноз 2009 года, млрд. рублей | Прогноз 2010 года, млрд. рублей | Прогноз 2011 года, млрд. рублей | Темп роста к предыдущему году, % | Темп роста 2011 года к оценке 2008 года, % | ||
2009 год | 2010 год | 2011 год | ||||||
НДПИ при добыче нефти | 1 674,9 | 1 330,6 | 1 314,3 | 1 350,9 | 79,4 | 98,8 | 102,8 | 80,7 |
НДПИ при добыче природного газа | 91,3 | 92,7 | 93,8 | 94,7 | 101,5 | 101,2 | 101,0 | 103,7 |
НДПИ при добыче газового конденсата | 8,7 | 10,1 | 11,8 | 13,5 | 116,1 | 116,8 | 114,4 | 155,2 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую | 2 102,9 | 2 089,6 | 1 997,9 | 2 039,3 | 99,4 | 95,6 | 102,1 | 97,0 |
Вывозные таможенные пошлины на газ природный | 481,0 | 596,4 | 560,5 | 580,6 | 124,0 | 94,0 | 103,6 | 120,7 |
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти | 585,8 | 573,1 | 547,9 | 558,4 | 97,8 | 95,6 | 101,9 | 95,3 |
ИТОГО доходов | 4 944,6 | 4 692,5 | 4 526,2 | 4 637,5 | 94,9 | 96,5 | 102,5 | 93,8 |
Таблица 4.
Использование нефтегазовых доходов в 2009 - 2011 годах
Показатели проекта федерального бюджета | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
| |||
млрд. рублей | % ВВП | млрд. рублей | % ВВП | млрд. рублей | % ВВП | ||
Нефтегазовые доходы | 4 692,5 | 9,1 | 4 526,2 | 7,7 | 4 637,5 | 6,9 | |
Нефтегазовый трансферт | 2 531,1 | 4,9 | 2 661,6 | 4,5 | 2 501,6 | 3,7 | |
Пополнение Резервного фонда | 1 587,2 | 3,1 | 678,1 | 1,2 | 718,0 | 1,1 | |
Пополнение Фонда национального благосостояния | 197,8 | 0,4 | 809,6 | 1,4 | 1 027,3 | 1,5 | |
Остаток нефтегазовых доходов, поступивших в декабре | 376,4 | 0,7 | 376,9 | 0,6 | 390,6 | 0,6 |