Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение состава и структуры доходов государственного бюджета РФ.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть определение доходов бюджета, как одной из главных составляющих бюджетной системы РФ;
- изучить структуру доходов бюджета;
- подробно исследовать основные виды доходов;
- выяснить особенности доходной части бюджета за рубежом;
- проследить динамику доходов государственного бюджета в РФ;
введение
Глава 1. Основы формирования доходов государственного бюджета
1.1. Сущность и виды доходов
1.2. Состав и структура государственного бюджета в мировом проявлении
Глава 2. Современное состояние государственного бюджета России
Глава 3. Экономическая политика в области формирования доходов государственного бюджета: проблемы и перспективы
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… …..35
В период 2000-2007 год показатели доходов бюджетной системы колебались в диапазоне от 36,4 до 40,2% ВВП. Доходы федерального бюджета с 2000 года постепенно увеличивались год от года и в 2007 году составили 23,6% ВВП, что выше уровня 2000 года на 8,1 п.п. ВВП. Особенно сильный рост доходов бюджетной системы наблюдался в последние годы - в период с 2005 по 2007 год.
Интересно отметить, что в течение последних восьми лет существенно вырос удельный вес доходов федерального бюджета в общих доходах бюджетной системы. Если в 2000 году доля федерального бюджета составляла чуть более 40%, то в 2007 она выросла до 57%.
Основной причиной роста доходов, ровно как и усиления роли федерального бюджета являлось повышение мировых цен на энергоносители. Также, в 2005 и 2007 годах в бюджетную систему поступили дополнительные средства, связанные с погашением налоговой задолженности НК ЮКОС.
Как видно из таблицы выше, уровень расходов бюджетной системы снижался по отношению к ВВП в период с 2002 по 2006 год, однако в 2007 году уровень расходов практически вернулся на уровень начала двухтысячных годов в результате перечисления значительной части средств федерального бюджета в созданные институты развития. По этой причине и уровень расходов федерального бюджета был значительно выше в 2007 году по сравнению с предшествующими годами – он достиг 18,1% ВВП.
Отметим постепенный переход к профициту региональных бюджетов в рассматриваемый период, несмотря на некоторый рост уровня расходов в последние несколько лет.
Несмотря на высокий уровень доходов в 2007 году по сравнению с предыдущим периодом, профицит бюджетной системы в целом, а также консолидированного и федерального бюджета оказался на более низком уровне в связи с упомянутыми выше одноразовыми расходами федерального бюджета на капитализацию институтов развития.
Доходы бюджетной системы в последние годы лежат в пределах от 36,4 до 40,2 процентов ВВП. Это близко к среднему уровню по странам ОЭСР (равному 39% ВВП) и уступает средним по ЕС показателям, составляющим 47% ВВП.
В условиях 2007 года 57% всех доходов поступало в федеральный бюджет, 30% в региональные бюджеты и 13% - во внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского и социального страхования). Однако следует отметить, что это распределение существенно зависит от внешней конъюнктуры, поскольку в федеральном бюджете аккумулируются нефтегазовые доходы, существенно зависящие от мировых цен на нефть и газ.
Начиная с 2000 года в России было проведено существенное реформирование налоговой системы. Реформа затронула как институциональные аспекты отношений между налогоплательщиками и государством, так и принципы уплаты и ставки отдельных налогов. Радикальным изменениям подверглись все основные виды налогов. Из основных изменений в налоговом законодательстве необходимо выделить следующие:
-вместо отдельных взносов во внебюджетные фонды с 2001 года был введён Единый социальный налог (ЕСН), призванный упростить администрирование. Ставка первого диапазона налога изначально была установлена на уровне 35,6%, а с 2005 года снижена до 26%;
-унифицирована ставка налога на доходы физических лиц - 13%;
-в 2002 году вместо трех налоговых платежей (плата за пользование недрами при добыче полезных ископаемых; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат) был введён налог на добычу полезных ископаемых;
-с 2004 года снижена ставка НДС с 20% до 18%;
- с 2009 года снижена ставка налога на прибыль с 24% до 20%.
Снижение ставок ключевых налогов не привело к сокращению бюджетных доходов благодаря тому, что одновременно было повышено налогообложение нефтегазового сектора. Реформирование экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых в этом секторе позволило увеличить изъятие природной ренты, образующейся в результате роста мировых цен на энергоносители. Перенос налоговой нагрузки с обрабатывающего на сырьевой сектор позволил ослабить негативное влияние удорожания сырья на мировых рынках на конкурентоспособность российских товаропроизводителей.
В целом уровень налоговой нагрузки в российской экономике, определяемый как отношение уплаченных налогов к ВВП, остается на уровне 35-37%. Однако необходимо отметить, что такая нагрузка сформировалась в условиях постоянно растущих цен на нефть. Если рассчитать налоговую нагрузку при неизменных ценах на нефть, то она имеет явную тенденцию к снижению. К аналогичному выводу приводит анализ динамики налоговой нагрузки на не-нефтегазовый сектор. Она снизилась с 32-33% добавленной стоимости в начале налоговой реформы до 28-29% в последние годы.
Рисунок 1. Динамика налоговой нагрузки на экономику в целом и на ненефтегазовый сектор (%ВВП)[4]
Таблица 2.
Налоговые доходы бюджетной системы, % в ВВП
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Налоговые доходы всего | 35.7 | 35.7 | 35.6 | 34.6 | 35.3 | 36.6 | 36.4 | 36.7 |
Налог на прибыль | 5.4 | 5.7 | 4.3 | 4.0 | 5.1 | 6.2 | 6.2 | 6.6 |
НДФЛ | 2.4 | 2.9 | 3.3 | 3.4 | 3.4 | 3.3 | 3.5 | 3.8 |
НДС | 6.2 | 7.2 | 7.0 | 6.7 | 6.3 | 6.8 | 5.6 | 6.9 |
Акцизы | 2.3 | 2.7 | 2.4 | 2.6 | 1.4 | 1.2 | 1.0 | 1.0 |
Таможенные пошлины | 3.1 | 3.7 | 3.0 | 3.4 | 5.0 | 7.5 | 8.3 | 7.0 |
НДПИ и налоги на природные ресурсы | 1.1 | 1.4 | 3.1 | 3.0 | 3.4 | 4.2 | 4.3 | 3.6 |
ЕСН | 7.3 | 7.2 | 6.9 | 6.6 | 6.3 | 5.4 | 5.4 | 5.6 |
Прочие налоги | 8.0 | 4.8 | 5.6 | 4.9 | 4.4 | 2.0 | 2.0 | 2.2 |
При сравнении налоговой нагрузки в России и других странах необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран можно выделить две группы: «социально-ориентированные» западноевропейские государства, где типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% ВВП (в Швеции и Дании она достигает 50% ВВП) и государства, в меньшей степени возлагающие на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие, как США и Япония), где нагрузка лежит в диапазоне 25-30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП.
Среди стран категории «развивающиеся рынки» также четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30-40% ВВП и остальные, для которых типична нагрузка 20-30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в не-нефтегазовом секторе наша страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).
Межстрановой анализ структуры налоговой нагрузки показывает, что для развитых стран Западной Европы характерен высокий уровень налогов на потребление и социальных платежей (в сумме они составляют от 18% до 28% ВВП), а также подоходного налога (8-10% ВВП). В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы уровень налогов этой группы еще выше (23-28% ВВП), однако подоходный налог не столь велик (3-7% ВВП). Среди государств с относительно легким налоговым бременем США отличаются высоким налогообложением физических лиц (9% ВВП), тогда как другие страны с относительно низкой налоговой нагрузкой (Мексика, Ю.Корея, Япония) имеют умеренные налоги как на потребление и социальные нужды (до 15% ВВП), так и на доходы граждан (3-5% ВВП).
В России налоги на потребление и социальные отчисления составляют в сумме 12,5% ВВП, а налог на доходы физических лиц – менее 4% ВВП. Это позволяет отнести ее к группе стран с невысокой нагрузкой в части налогообложения потребления и социальных отчислений, хотя общий уровень налоговой нагрузки составляет 35-37% ВВП. Это видимое противоречие объясняется значительной ролью, которую играют в российском бюджете налоги на международную торговлю - прежде всего экспортные пошлины - и ресурсные налоги, тогда как в большинстве других странах они полностью отсутствуют либо занимают незначительный удельный вес. В России на эти налоги приходится почти треть всех налоговых поступлений. Более 10,5% ВВП составляют таможенные пошлины и ресурсные налоги, фактически служащие средством изъятия природной ренты, т.е. доходов от использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности.
Наибольший вес в налоговых доходах бюджетной системы по итогам 2007 года занимали таможенные пошлины (19,2%), НДС (18,7%), налог на прибыль организаций (17,9%), ЕСН (15,3%).[5]
По данным Федерального казначейства, по итогам 2008 г. в федеральный бюджет поступили доходы в объеме 9274,1 млрд. руб., или 22,3% ВВП (в 2007 г. — 7781,1 млрд. руб., или 23,5% ВВП). По отношению к годовым бюджетным назначениям, утвержденным Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов”, доходы федерального бюджета по итогам 2008 г. составили 103,4% (в 2007 г. — 104,5%). В 2008 г. по сравнению с 2007 г. доля поступлений, администрируемых Федеральной налоговой службой России, в общем объеме доходов федерального бюджета уменьшилась с 48,2 до 44,0%, доля Федеральной таможенной службы России возросла с 41,8 до 50,6%.
Рисунок 2. Динамика доходов, расходов и профицита федерального бюджета (нарастающим итогом, трлн. руб.)[6]
По данным Казначейства России, за январь—сентябрь 2009 г. в федеральный бюджет поступили доходы в размере 18,0% ВВП (за первые три квартала 2008 г. — 23,3% ВВП). По отношению к годовым бюджетным назначениям доходы составили 76,2%.
Рисунок 3. Динамика основных показателей федерального бюджета (нарастающим итогом, трлн. руб.)
Как видно из рисунка с мая месяца 2009 года наблюдается дефицит бюджета, что может негативно сказываться на экономике России. Дефицит бюджета вызван, прежде всего, финансовым кризисом.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т. к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.[7]
За 2009 - 2011 годы прогнозируется увеличение общего объема доходов в реальном выражении на 2,0 %, или на 0,7 % в среднем за год (за 2006 - 2008 годы увеличение общего объема доходов в реальном выражении составило 18,5 %, или на 5,8 % в среднем за год).
Динамика поступления доходов в федеральный бюджет в 2009 – 2011 годах представлена на следующей диаграмме.
Рисунок 4. Поступления доходов в федеральный бюджет в 2009-2011 годах
Основную долю доходов федерального бюджета в 2011 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС – 35 % (оценка 2008 года - 23,6 %), таможенных пошлин - 33,4 % (39,4 %), НДПИ – 11,5 % (18 %), налога на прибыль организаций – 7,3 % (6,9 %), акцизов – 2,0 % (1,5 %).
Нормативы распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, установленные частью первой статьи 2 законопроекта, соответствуют статьям 50, 51, 56 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В 2010 – 2011 годах предусмотрено снижение до 60 % доли доходов от акцизов на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, распределяемой между бюджетами субъектов Российской Федерации (частью второй статьи 2 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 и плановый период 2009 и 2010 годов» от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ указанная доля доходов на 2010 была установлена в размере 80 %).
Структура и динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета по видам доходов приведена в следующей таблице 3.
Таблица 3.
Структура и динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета по видам доходов
Наименование налогов и платежей | Оценка 2008 года, млрд. рублей | Прогноз 2009 года, млрд. рублей | Прогноз 2010 года, млрд. рублей | Прогноз 2011 года, млрд. рублей | Темп роста к предыдущему году, % | Темп роста 2011 года к оценке 2008 года, % | ||
2009 год | 2010 год | 2011 год | ||||||
НДПИ при добыче нефти | 1 674,9 | 1 330,6 | 1 314,3 | 1 350,9 | 79,4 | 98,8 | 102,8 | 80,7 |
НДПИ при добыче природного газа | 91,3 | 92,7 | 93,8 | 94,7 | 101,5 | 101,2 | 101,0 | 103,7 |
НДПИ при добыче газового конденсата | 8,7 | 10,1 | 11,8 | 13,5 | 116,1 | 116,8 | 114,4 | 155,2 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую | 2 102,9 | 2 089,6 | 1 997,9 | 2 039,3 | 99,4 | 95,6 | 102,1 | 97,0 |
Вывозные таможенные пошлины на газ природный | 481,0 | 596,4 | 560,5 | 580,6 | 124,0 | 94,0 | 103,6 | 120,7 |
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти | 585,8 | 573,1 | 547,9 | 558,4 | 97,8 | 95,6 | 101,9 | 95,3 |
ИТОГО доходов | 4 944,6 | 4 692,5 | 4 526,2 | 4 637,5 | 94,9 | 96,5 | 102,5 | 93,8 |