Система доходов государственного бюджета. Налоги и налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:26, контрольная работа

Краткое описание

Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленных доходов. Кроме , нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестояшего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов.
Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.

Файлы: 1 файл

к.р .распечатка.doc

— 136.00 Кб (Скачать)


ФГБОУ ВПО

Тюменский государственный  университет

г.Шадринск

 

Контрольная работа Вариант 6 

По дисциплине         Государственные и муниципальные финансы

На тему   Система доходов государственного бюджета. Налоги и налоговая система.           

Фамилия   Яковлева       Имя Екатерина   Отчество   Владимировна               

Группа     «Государственное и муниципальное управление» 3 курс                              

_______________________________ Год рождения   1984

Образование     Высшее                                                                                               

Место работы  ОАО «СНГ» ЦТБ

Занимаемая должность     инженер по подготовке кадров отдела кадров

Домашний адрес _г.Сургут ул. Грибоедова 8/1 кв.66

 

 

 

 

Контрольная работа поступила на заочное отделение:

«____» ____________________ 2012 года                     № ________________

 

 

 

 

 

 

 

Заполняется преподавателем:

Дата рецензии: «___» ___________________ 2012 г.

Оценка _____________________________________

Фамилия преподавателя _______________________

Введение

     Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленных доходов. Кроме , нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестояшего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах.  Они получили название регулирующих доходов.

        Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.

       Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.

       Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства.

       Обеспечивая исполнение федерального бюджета , Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств , выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям . По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основы бюджетного и муниципального управления

 

Бюджет – это экономическая категория, денежный фонд и финансовый план. Рассмотрим каждое определение подробнее:

1. Экономическая категория –  система экономических отношений,  в процессе которых перераспределяется  национальный доход и образуются  и используются фонды денежных  средств, необходимые органам государственного управления и органам местного самоуправления; объектом выступает часть национального дохода, концентрируемая у государственной власти.

В этом качестве бюджет имеет особенность  – один из субъектов – государство или органы управления других уровней, а с другой стороны – отдельный юридические и физические лица, при этом бюджетные отношения могут быть односторонними и двусторонними.

2. Денежный фонд –  материальное содержание бюджета.  Этот фонд имеет свои особенности:

  • большой по объему фонд денежных средств;
  • мобильность ресурсов, проходящих через бюджет, при этом деньги носят транзитный характер;
  • бюджет выступает средством маневренного перераспределения ресурсов;
  • для бюджета всех уровней характерно наличие резервных фондов.

3. Финансовый план. Характерная  особенность бюджета: он утверждается  в законодательном порядке, потом  становится законом, обязательным  для исполнения всеми физическими  и юридическими лицами. Состав  групп, на которые делятся доходы и расходы бюджета являются едиными для всей страны и определяются единой бюджетной классификацией.

Бюджет как экономическая  категория выполняет функции, характерные  и для денежного фонда и  для финансового плана:

  1. Распределительная:
  • через бюджеты осуществляется не первичное распределение, а перераспределение;
  • через бюджеты осуществляется, в основном, многоканальное перераспределение: между производственной и непроизводственной сферой, между отраслями производственной сферы, между различными территориями, между различными социальными группами;
  • бюджет обеспечивает многоступенчатое перераспределение, т.к. бюджетная система представляет собой многоступенчатую совокупность бюджетов различных уровней, а между ними осуществляется движение средств.
  1. Контрольная – характеризуется тем, что бюджетный контроль наиболее опосредованный, удаленный от процесса материального производства. Бюджетные показатели только косвенно свидетельствуют о диспропорциях и нарушениях в сфере материального производства.
  1. Регулирующая – бюджет является наиболее комплексным и сильным инструментом воздействия, т.к. в нем заложены все рычаги и инструменты, которые рассматриваются в экономической теории: доходы (налоги), расходы, бюджетный дефицит.

Субвенция – это помощь строго целевого назначения.

Дотация – безвозвратная помощь нецелевого характера.

Бюджет строится на принципах (все принципы характерны для всех государств с демократической формой правления и публично-правовым характером финансов):

  1. Единства – все бюджеты построены на единых документах, единой правовой базе, единой денежной системе и на единстве принципов бюджетного процесса. Формы бухгалтерской отчетности едины для всех бюджетов.
  2. Полноты – в бюджете должны отражаться все доходы и расходы правительства и государства, чтобы можно было составить реальное представление о состоянии финансов в стране.
  3. Реальности (достоверности) – предусмотренных бюджетом доходных источников достаточно для выполнения всех обязательств правительства.
  4. Гласности – плановые и фактические данные должны быть доступны всему населению, публикуются в СМИ. Степень гласности, уровень и масштабы различны для всех государств.
  5. Бюджетного федерализма – соблюдение интересов государства и его составных частей. Не нашел отражения в Бюджетном Кодексе РФ. Вместо него записаны принципы, при которых принцип бюджетного федерализма может считаться выполненным:
  • самостоятельное осуществление бюджетного процесса органами власти на данной территории;
  • наличие собственных доходов у бюджета соответствующего уровня, а также закрепленных на долговременной основе и регулируемых источниках доходов;
  • самостоятельный выбор основных направлений расходования средств бюджета;
  • невозможность изъятия вышестоящими органами власти дополнительных доходов, полученных нижестоящими органами власти.

Каждый орган власти имеет свои денежные ресурсы.

Бюджетная система –  основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов и уровней бюджетов.

Факторы, влияющие на построение бюджетной системы:

  • государственное устройство;
  • административно-территориальное деление – степень дробности, т.е. от первого уровня зависит количество уровней в бюджетной системе (федеральное – 3 уровня, унитарное – 2 (центральный и местный)), от второго уровня зависит количество бюджетов в системе.

 

Рис. 1.1. Бюджетная система РФ

 

Консолидированный бюджет – это бюджет, в котором объединены бюджеты различных уровней, к  такому относится федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ (бюджет субъектов РФ + бюджеты муниципальных образований).

Бюджетное устройство – организационные принципы построения бюджета или бюджетной системы, ее структура и взаимосвязь объединенных в ней бюджетов.

Этапы в политике доходов  бюджетной системы нашей страны до 1991 г.:

  1. 1922-1941 гг. – началось становление бюджетной системы - разработка и создание различных доходных статей, высокая доля налогов с населения.
  2. ВОВ – местное распределение доходов в промышленности, ужесточение налогов с населения.
  3. 1945-1965 гг. – большой акцент налогов на промышленность.
  4. С 1965 г. – разработана новая система распределения прибыли (фонд материального поощрения, развития производства, социально-культурных мероприятий), как следствие, многие предприятия стремились направить деньги в фонд материального поощрения, что вызвало тяжелое положение из-за устаревания фондов.
  5. Начало 70-х гг. – нормирование распределения прибыли, диспропорции в промышленности.
  6. 80-е гг. – хозрасчет, перестройка.

Бюджетная система РФ перенесла весь груз бюджета СССР – лишь последние 7-8 лет начал реализовываться принцип бюджетного федерализма.

Бюджетно-финансовая политика – это деятельность государства  или любого другого органа по формированию и целенаправленному использованию  финансовых и бюджетных ресурсов. Выражается в комплексе мероприятий  по линии формирований бюджетных расходов и доходов, использования бюджетных ресурсов с учетом программ социально-экономического развития страны и регулирования межбюджетных отношений.

Политика в области  бюджетных расходов выражается в  измерении общих темпов их роста, определении приоритетов, а также степени обеспеченности финансами отдельных экономических, социальных и других программ.

Политика в области  доходов охватывает темпы роста  доходов и соотношение между различными видами доходов.

Бюджетно-финансовая политика делится на стратегическую и тактическую:

Стратегия – более  общие комплексные мероприятия  без конкретных цифр. Разработана  до 2006 г.:

  1. Необходимость преодоления бюджетного кризиса, для этого нужно устранить причины кризиса – недостаток денежного потенциала и реструктуризацию в области расходов.

Основные мероприятия  в области налоговой политики до 2006 г.:

    • совершенствование налогового законодательства;
    • пересмотр и отмена налоговых льгот;
    • устранение противоречий налогового и гражданского законодательства;
    • установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства.
  1. Основные мероприятия в области бюджетных расходов:
    • реструктуризация бюджетных расходов, сохранение количества бюджетных получателей, реструктуризация расходов бюджетных учреждений;
    • установление приоритетов финансирования;
    • ужесточения контроля за исполнением бюджетов.

3. Бюджетная политика  в области межбюджетных отношений:

      • составление проектов бюджетов исходя из установленных лимитов финансирования;
      • изменение политики государственных взаимствований не в пользу бюджета, а в пользу государства;
      • разработка необходимой схемы секвестра с одновременным созданием определенного резерва.

Секвестр – это  пропорциональное сокращение статей бюджета.

      • осуществить полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения бюджета;
      • внедрение в практику распределение средств бюджетов на конкурсной основе и совершенствование государственного финансового контроля.

 

Рис. 1.2. Схема построения бюджетной политики РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Доходы бюджетов

 

2.1 Доходы бюджета РФ

Доходы бюджета –  это денежные средства, поступающие  в бюджет соответствующего уровня. Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством РФ. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисленные в бюджеты других уровней для целевого финансирования какого-либо мероприятия. В доходы бюджета могут поступать безвозмездные перечисления – штрафы, пеня, конфискованное имущество, другие материальные ресурсы.

В составе доходов  бюджета обособленно учитываются  доходы целевых бюджетных фондов (экологический). Налоговые доходы считаются уплаченными в бюджет с момента, определенного налоговым законодательством РФ. Неналоговые доходы считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика кредитной организацией.

Информация о работе Система доходов государственного бюджета. Налоги и налоговая система