Бюджетный дефицит: регулирование, проблемы сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой курсовой работы заключается в попытке раскрыть сущность и значение бюджетного дефицита в Российской Федерации. Также необходимо указать действия наших многочисленных Правительств по преодолению бюджетного дефицита и методы его регулирования. При выборе темы мы руководствовались и чисто политическими мотивами (к сожалению, в России политика пока сильнее экономики по силе влияния друг на друга). Поэтому всегда интересно пронаблюдать столкновение множества политических утверждений и принятии бюджета в Государственной Думе и Совете Федераций – обеих палатах Федерального Собрания РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 5
1.1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА. 5
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 10
1.3. СУЩНОСТЬ ДЕФИЦИТА. 14
1.4. ДЕФИЦИТ, ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ДОЛГ. 19
2. АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА С 1985 И ПО НАШИ ДНИ. 21
2.1 БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ В ПЕРИОД ДО 1996 ГОДА. 21
2.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Файлы: 1 файл

135.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

      Внешние источники финансирования составили 47,4 млрд. рублей, или 103,2% к бюджету 1999 года.

      Изменение остатков на счетах федерального бюджета  Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации  за 1999 год (без учета остатков на счетах УФК) с учетом фактически произведенного финансирования составило - 38,8 млрд. рублей. Т.е. остатки увеличились с 12,87 млрд. рублей в начала года до 51,6 млрд. рублей на 1 января 2000 года.

      Необходимо  отметить, что при анализе исполнения федерального бюджета на кассовой основе (а не на основе финансирования) остатки средств на счетах органов федерального казначейства увеличатся на 9,3 млрд.рублей за счет остатков на лицевых счетах бюджетополучателей.

      Такой большой объем денежных остатков вызван в том числе поступлением средств на доходные счета в последние дни декабря, в то время как финансирование расходов федерального бюджета за 1999 год было завершено 29 декабря и оборотов по завершению операций 1999 года не проводилось (в прошлые годы заключительный период занимал весь январь, а в 1998 году длился до 15 марта 1999).

Государственный внутренний долг

      По  состоянию на 1 января 2000 года верхний  предел государственного внутреннего  долга составил 583,6 млрд. рублей, или 90% от верхнего предела, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" в сумме 648,3 млрд. рублей. Против фактического объема государственного внутреннего долга, составлявшего 767,4 млрд. рублей (по состоянию на 01.01.99 г.), госдолг сократился в 1999 году на 24% или на 183,8 млрд. рублей.

      Государственный внутренний долг по государственным  ценным бумагам составил 563,5 млрд. рублей, из них:

      по  ГКО/ОФЗ с учетом новации на отчетную дату - 522,1 млрд. рублей;

      по  облигациям государственного сберегательного  займа (ОГСЗ) - 4,9 млрд. рублей;

      по  облигациям государственных нерыночных займов (ОГНЗ) - 2,7 млрд. рублей;

задолженность организаций АПК и предприятий  отраслей промышленности, переоформленная  в векселя Минфина России - 28,1 млрд. рублей.

Привлечение и погашение государственного внутреннего долга

Доход от размещения государственных ценных бумаг фактически составил 256,9 млрд. рублей, что на 10,7 млрд.рублей выше задания  установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год".

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.99 № 687 "О внесении изменений в пункт 27 постановления Правительства Российской Федерации от 22.03.99 № 327" Минфин России дополнительно реализовал ОГСЗ выпуска 1998 года на 2,0 млрд. рублей по номинальной стоимости, что привело к увеличению внутренних источников финансирования дефицита бюджета на 2,4 млрд. рублей.

Привлечение средств  в сумме 256,9 млрд. рублей сложилось:

из  приобретения за счет денежных средств:

    • ОФЗ-ПД Банком России - на сумму 174,7 млрд. рублей;
    • ОФЗ-ПД Сбербанком России - на сумму 22,5 млрд. рублей;
    • ОФЗ-ПД Агентством по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) - на сумму 10,03 млрд. рублей;
    • ОФЗ-ПД Пенсионным фондом РФ- на сумму 6,5 млрд. рублей;

привлечения средств на фондовом рынке:

  • ОГСЗ - на сумму 2,4 млрд. рублей;
  • ОГНЗ - на сумму 15,0 млрд. рублей;
  • ГКО - на сумму 4,12 млрд. рублей;

привлечения кредитных  ресурсов:

    • Сбербанка России - на сумму 15,0 млрд. рублей;
    • Внешэкономбанка России - на сумму 6,6 млрд. рублей. На покрытие дефицита федерального бюджета с учетом погашения кредита ВЭБа в октябре-ноябре 1999 года направлено 15,0 млрд. рублей.

      По  источникам финансирования дефицита федерального бюджета снижение от запланированных  бюджетных показателей по ГКО/ОФЗ  составило 2,0 млрд. рублей.

      Для привлечения необходимых денежных средств на покрытие кассовых разрывов и дефицита федерального бюджета  была осуществлена эмиссия ОФЗ-ПД, а  для привлечения денежных средств  нерезидентов со счетов "С" осуществлен  выпуск ГКО. Фактическое привлечение  по ОФЗ-ПД за 1999 г. составило 99,4 млрд. рублей, в том числе по Банку России 60,4 млрд. рублей. В связи с необходимостью выполнения показателей монетарного финансирования привлечение денежных средств внутри года проводилось с последующим выкупом размещаемых обязательств. Общие затраты на проведение операций "репо" составили 57,5 млрд. руб., в том числе по Банку России 28,0 млрд. рублей.

      В итоги по исполнению бюджета за 1999 год включены результаты по переоформлению портфеля Банка России соответственно по привлечению и погашению основной суммы долга по ОФЗ-ПД в 1999 году отражаются суммы в 114,4 и 103,0 млрд. рублей.

      По  ОГНЗ снижение источников финансирования дефицита бюджета на 1,052 млрд. рублей произошло за счет увеличения объемов  эмиссии до 15,0 млрд. рублей (против 5,0 млрд. рублей по плану), с последующим погашением внутри года в объеме 14,5 млрд. рублей.  

      В целях социальной поддержки граждан  старших возрастов до начала реализации положений Федерального закона "О  восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ в соответствии с Указами Президента России и постановлениями Правительства Российской Федерации, принятыми в 1996-1999 годах о выплате предварительной компенсации по гарантированным вкладам граждан Российской Федерации, было перечислено в 1999 году Сбербанку России 2,65 млрд. рублей в счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 1999 год в размере 3,0 млрд. рублей. Из перечисленных средств фактически выплачены за отчетный год компенсации по гарантированным сбережениям в размере 2,27 млрд. рублей. Средства на компенсацию перечислялись Сбербанку России исходя из фактической потребности для обеспечения бесперебойной выплаты сумм компенсации.

      По  данным Сбербанка России, представляемым Минфину России еженедельно, по состоянию на 25 декабря 1999 года фактически выплачена компенсация вкладчикам Сбербанка России до 1922 года рождения включительно - 1,38 млрд. рублей, наследникам первой очереди родившимся до 1922 года включительно - 0,08 млрд. рублей, инвалидам 1 группы - 0,22 млрд. рублей, наследникам владельца гарантированных сбережений на оплату ритуальных услуг - 0,57 млрд. рублей.

      Во  исполнение статьи 93 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" заключено Соглашение между  Банком России и Минфином России о погашении государственного внутреннего долга СССР в части, приходящейся на Российскую Федерацию, учитываемого в составе государственного внутреннего долга Российской Федерации, облигациями федерального займа с постоянным купонным доходом от 21 октября 1999 г. № 01-01-06/05-508 на сумму 0,19 млрд. рублей со сроком погашения 1 декабря 2015 года.

Обслуживание  государственного внутреннего  долга

      Суммарные расходы на обслуживание государственного внутреннего долга в 1999 году составили 73,9 млрд. рублей.

      Расходы на обслуживание по ГКО/ОФЗ за 1999 год  составили 50,1 млрд. рублей, что на 0,2 млрд. рублей больше предусмотренных  в бюджете. При этом превышение расходов по ОФЗ-ПД составило 0,85 млрд. рублей в  результате выпуска и размещения облигаций с последующим выкупом в 1999 году. Кроме того, в связи с увеличением числа инвесторов льготной категории, имеющих право на полное погашение в денежной форме, принадлежащих им обязательств, расходы по ГКО/ОФЗ превысили плановые на 0,36 млрд. рублей. Одновременно с этим, по ОФЗ-ФК купонные выплаты за указанный период снизились на 1,0 млрд. рублей по сравнению с запланированным объемом, что связано с отказом от проведения новации части инвесторов.

      В соответствии со статьей 96 Федерального закона " О федеральном бюджете на 1999 год" по Соглашению от 29 декабря 1999 г. между Министерством финансов Российской Федерации и Банком России был осуществлен обмен части портфеля ГКО/ОФЗ, принадлежащих Банку России по состоянию на 1 января 1999 г., и расходы по обслуживанию ОФЗ-ПД, подлежащих обмену, в сумме 4,5 млрд. рублей были отнесены на расходы 1999 года.

      Что касается превышения расходов на обслуживание ОГНЗ, то оно объясняется увеличением  объема эмиссии до 15,0 млрд. рублей (в  соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.99 № 593). Кроме того, при расчете плановых бюджетных показателей среднегодовой курс долл. США принимался в размере 21,5 рубля за 1 долл. США, фактически же курс долл. США колебался в пределах от 20,65 руб. на 1 января 1999г. до 27,00 руб. за 1 долл. США на 31 декабря 1999 г., что привело к увеличению расходов на 2,3 млрд. рублей.

      Государственный внешний долг

Привлечение новых кредитов

      Общая сумма привлечения валютных кредитов в 1999 году составила 185,6 млрд.рублей (7,7 млрд.долларов США).

      В части получения кредитов от международных  финансовых организаций, Российской Федерацией в июле был получен 1-й транш  кредитной линии Stand-by Международного Валютного Фонда в размере 641,5 млн. долларов. Кроме того, в июле-августе в бюджет поступили средства 2-го угольного займа МБРР в размере 50 млн. долларов и третьего займа на структурную перестройку экономики в размере 100млн. долларов. В декабре были получены два транша 2-го угольного займа МБРР в размере 50 млн. долларов США каждый.

      По  инвестиционным кредитам международных  финансовых организаций получено 315 млн. долларов (7,8 млрд.рублей), из них  кредиты МБРР - 292 млн. долларов, ЕБРР - 22 млн.  долларов. В программе  государственных внешних заимствований  Российской Федерации на 1999 год было предусмотрено 0,75 млрд. долларов США.

      Иностранных связанных кредитов, получаемых от правительств иностранных государств, банков и фирм привлечено 1,198 млрд. долларов США (29,6 млрд.рублей). В Программе  государственных внешних заимствований Российской Федерации на 1999 год было предусмотрено 1,863 млрд. долларов США.

      6 сентября 1999 года был получен  кредит Банка Японии по соглашению  от 13.07.98 JEXIM Coal SECAL II to RUSSIA. в сумме  5.775,0 млн. японских йен, что  составляет эквивалент 50,0 млн. долл. США, а 29 ноября - в рамках кредитного соглашения JBIC SAL-3 to Russia на - сумму, 39.562,50 млн. японских йен, что составляет эквивалент 375,0 млн. долларов США.

      Также 1999 году согласно статье 102 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" о привлечении в I квартале 1999 года кредитов Внешэкономбанка и Внешторгбанка для расчетов по государственному внешнему долгу Российской Федерации в сумме до 2,1 млрд. долл. США, в I квартале 1999 года Минфином России было привлечено кредитов на сумму около 2 млрд. долл. США. Кроме того, из-за отсутствия притока валютных ресурсов, что создало серьезные проблемы с обслуживанием и погашением государственного внешнего долга, Минфин России счел необходимым внести поправку в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 год", обеспечивающую продолжение получения средств от Центрального Банка Российской Федерации для осуществления первоочередных платежей по обслуживанию государственного внешнего долга.

      В связи с этой поправкой в Федеральный  закон "О федеральном бюджете на 1999 год" Минфином России было привлечено во II квартале 1999 года кредитов на сумму 2,5 млрд. долл. США.

      Общая сумма кредитов, привлеченных Минфином России, составила 4,5 млрд. долл. США:

  • 1,9 млрд. долл. США были направлены на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации по кредитам от правительств иностранных государств и коммерческих банков;
  • 2,6 млрд. долл. США - по кредитам от Международных финансовых организаций.

Кроме того, в течение года предоставлялся краткосрочный кредит Внешэкономбанка и Сбербанка России в общей сумме 340 млн. долларов США, который был погашен пределах этого же года.

Платежи по погашению внешнего долга

В 1999 году платежи по погашению основного  внешнего долга составили 138,2 млрд.рублей, в том числе:

  • 85,3 млрд.рублей (3,5млрд.долларов США) - международным финансовым организациям (план - 3,6 млрд. долларов), в том числе:
    • МВФ - 3,3 млрд. долларов;
    • МБРР- 146 млн. долларов;
    • ЕБРР- 36 млн. долларов;
  • 1,58 млрд.долларов - платежи по новому российскому долгу, (исключая международные финансовые организации);
  • кроме того, с некоторыми странами подписаны соглашения о погашении задолженности поставками товаров и оказанием услуг. В соответствии с этими соглашениями в 1999 году расходы на финансирование российских предприятий и организаций, поставляющих свою продукцию в счет погашения долга перед иностранными государствами составили около 260 млн. долларов США;
  • 340 млн. долларов - погашение кредита Внешэкономбанку и Сбербанку по краткосрочным кредитам в пределах года;

Информация о работе Бюджетный дефицит: регулирование, проблемы сокращения