Бюджетный дефицит: регулирование, проблемы сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой курсовой работы заключается в попытке раскрыть сущность и значение бюджетного дефицита в Российской Федерации. Также необходимо указать действия наших многочисленных Правительств по преодолению бюджетного дефицита и методы его регулирования. При выборе темы мы руководствовались и чисто политическими мотивами (к сожалению, в России политика пока сильнее экономики по силе влияния друг на друга). Поэтому всегда интересно пронаблюдать столкновение множества политических утверждений и принятии бюджета в Государственной Думе и Совете Федераций – обеих палатах Федерального Собрания РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 5
1.1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА. 5
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 10
1.3. СУЩНОСТЬ ДЕФИЦИТА. 14
1.4. ДЕФИЦИТ, ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ДОЛГ. 19
2. АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА С 1985 И ПО НАШИ ДНИ. 21
2.1 БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ В ПЕРИОД ДО 1996 ГОДА. 21
2.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Файлы: 1 файл

135.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

      В 1999 году необходимо было обеспечить погашение  облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) III серии. Объем  эмиссии этих ценных бумаг составляет 1,32 млрд. долларов США. В связи с  фактически сложившейся финансовой ситуацией, непредоставлением МВФ кредитов, указанные облигации погашены не были и Правительством Российской Федерации было принято решение о реструктуризации возникшей задолженности перед юридическими и физическими лицами путем проведения новации (обмена) по этим ценным бумагам.

      Порядок и условия проведения новации  ОВГВЗ III серии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации  от 29 ноября 1999 года № 1306 "О новации  облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии".

      Платежи по обслуживанию внешнего долга

      В 1999 году платежи по обслуживанию внешнего долга составили 88,7 млрд.рублей (эквивалент 3,6 млрд. долл. США).Из них:

  1. 957 млн. долл. США (план 1200 млн. долл.) - платежи процентов по кредитам от международных финансовых организаций. Из них:
    • МВФ - 572 млн. долларов;
    • МБРР- 370 млн. долларов;
    • ЕБРР- 15 млн. долларов;

    Отклонение  от плана объясняется колебаниями  процентных ставок по займам МФО и  курса СДР к доллару (поскольку  подавляющая часть платежей приходится на МВФ). Кроме того, объем привлечения новых кредитов, и, соответственно, объем задолженности на которую начисляются проценты, оказались существенно ниже ожидаемого;

  1. 2,66 млрд. долл. США - платежи, причитающиеся по новому российскому долгу и платежи по погашению купонных процентов по ОВГВЗ, исключая международные финансовые организации.

    26 марта 2000 года состоялись выборы  Президента РФ, на которых победу  одержал названный ранее В.В.Путин.  Правительство под председательством  М.М.Касьянова было сформировано лишь к 20-м числам мая. Пока реальной программы оно не имеет, поэтому говорить что-либо об отношении Правительства и Президента к чрезвычайно актуальной проблеме бюджетного дефицита слишком рано. Однако хорошо известные способности нового Премьера по переговорам с западными финансовыми кругами позволяет надеяться на реструктуризацию внешней задолженности, что должно положительно сказаться на состоянии бюджетного дефицита. Проблему же внутренней задолженности должно решить доверие народа к действующей власти. Уже известны некоторые положительные итоги деятельности М.М.Касьянова на посту главы исполнительной власти: в январе совершенно неожиданно мы получили профицит бюджета. Если говорить о структурных преобразованиях, то пока программа Правительства не известна. Существуют разработки Центра стратегических программ под руководством небезызвестного Германа Грефа, который в нынешнем Правительстве возглавил новое Министерство экономического развития и торговли. В нем предложены совершенно неожиданные подходы к решению экономических проблем, но какие конкретно пока неизвестно. Итак, исходя из вышесказанного,  современное состояние бюджетного дефицита можно охарактеризовать как неопределенное. Нам все еще приходится платить по долгам огромные суммы, проблема с ГКО еще не решена, но надежда на благоприятное развитие есть.

 

Заключение

    Итак, в заключении можно сделать следующие  выводы.

Бюджетная система Российской Федерации строится на принципах федерализма. Состоит  из трех уровней: федерального, республиканского (субъектов РФ) и местного. Совокупность этих трех уровней представляет  собой консолидированный бюджет. Бюджет – это основной финансовый документ в жизни любой страны. Его основу составляет свод расходов и доходов. Разница, возникающая между доходами и расходами, называется дефицитом (в случае превышения расходов над доходами) и профицитом (соответственно, наоборот). В основном в мировой практике финансовой деятельности имеет место дефицит бюджета.

    Существует  несколько путей преодоления  бюджетного дефицита. Основных два: монетарный и немонетарный. К монетарным относится эмиссия денежных знаков. К немонетарным – различные виды заимствований (внешние и внутренние). 

    Дефицит может возникать по различным  причинам. Одной из них  являются структурные преобразования в экономике. Другой – чрезмерные заимствования (как внешние, так и внутренние). В России на современном этапе бюджетный дефицит имеет под собой совокупность вышеназванных  причин.

    Активно бороться с вышеназванной проблемой  в России начали только в период проведения перестройки. Начиная с 1985 года  и по наши дни государство борется с проблемой бюджетного дефицита. Однако, как уже констатировалось ранее, меры чисто экономического характера в России не всегда применимы. В нашей стране политика пока еще сильнее экономики и поэтому регулирование экономики нужно начинать с решения политических проблем. В ряду подобных проблем можно, также выделить и чрезмерное присутствие криминала во власти. Те кредиты, которые российское государство брало до последнего времени, шли в основном не на реструктуризацию экономики, а на нужды частного характера (чиновников).

      Тем не менее, благоприятный  прогноз на ситуацию с макроэкономическими  показателями многие аналитики  все-таки дают. Будем надеяться  и мы, тем более что ничего  другого нам не остается.  
 
 

 

Список  литературы

 
  1. Белова  В.Л. Введение в макроэкономику: бюджетный  дефицит// Социально-политический журнал – 1998г. - №6.
  2. Бюджетная система РФ/ под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской – Москва: Юрайт,1999г.М. И.
  3. Бюджетный кодекс РФ.
  4. Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов /под ред. Проф. Г.Б. Поляка.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1999 г.
  5. Бюджетный процесс в РФ/ Институт финансового менеджмента; А.Г.Баранова, О.В.Врублевская, Т.Е.Косарева и др. – Москва: Перспектива – ИНФРА-М, 1998г.
  6. Орлов Д. Бюджетный эксцесс// Новое время – 1999г. - №44.
  7. Павлова Л.И. Источники формирования бюджетного дефицита: проблемы и тенденции// Экономист – 1998г. - №1.
  8. Ходорович М. И. «Бюджет и бюджетная система»: Учебное пособие /ВЗФЭИ-М.: Экономическое образование, 1993 г

Информация о работе Бюджетный дефицит: регулирование, проблемы сокращения