Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:59, курсовая работа
Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и пути его преодоления.
Задачами данной работы являются
- анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь;
- определение оптимальных источников его финансирования;
- выявление возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса.
Введение
1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………….…5
1.1. Сущность бюджетного дефицита и его виды…………………………..5
1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита и его последствия…8
1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита……………………11
2. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………………..14
3.Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета….22
3.1. Способы финансирования дефицита государственного бюджета…..22
3.2. Источники финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь……………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра финансов и финансового менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Бюджетный дефицит и пути его сокращения
Студентка
ФФБД, 4 курс, РФК-2
Руководитель
МИНСК 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………….…5
1.1. Сущность бюджетного
дефицита и его виды………………………….
1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита и его последствия…8
1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита……………………11
2. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………………..14
3.Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета….22
3.1. Способы финансирования
дефицита государственного бюдж
3.2. Источники финансирования
дефицита государственного бюдж
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………..
Приложение……………………………………………………
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 43 с., 1 рис., 1 табл., 22 источника, 1 прил.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, ПРИЧИНЫ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, КОНЦЕНЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, ИСТОЧНИКИ ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Объектом и предметом исследования является дефицит государственного бюджета.
Цель работы: определить
причины возникновения
При выполнении работы использованы логический, математический и метод группировки статистических данных.
В процессе работы были исследованы понятие бюджетного дефицита, причины его возникновения и экономические последствия, развитие бюджетного дефицита в бывшем СССР и Республике Беларусь, а также основные пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета.
Областью возможного практического применения является бюджетная политика страны.
Технико-экономическая и социальная значимость работы заключается в том, что рациональное планирование дефицита государственного бюджета и выявление источников его покрытия позволит обеспечить высокий уровень экономического развития страны.
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней
(подпись студента)
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Одним из важнейших экономических
показателей любой страны является
состояние государственных
В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита, и уже долгое время существует так называемая политика бюджетного дефицита.
Признание объективности
бюджетного дефицита в условиях рыночных
отношений требует рассмотрения
его как объективной экономичес
Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и пути его преодоления.
Задачами данной работы являются
- анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь;
- определение оптимальных источников его финансирования;
- выявление возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса.
1.1. Сущность бюджетного дефицита и его виды
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, непроизводственная сфера, аппарат государственного управления, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого
положения государственный
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит — превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда — характерен сегодня для большинства развитых стран.
В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику—политику бюджетного дефицита.
Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночной экономики требует рассмотрения ее как объективной экономической категории и изучения законов ее развития. Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций дадим его определение. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. [7, с. 269]
Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников покрытия.
Различают следующие виды бюджетного дефицита:
Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
В теории также выделяют активный (может быть связан с ростом инвестиций в новое производство) и пассивный (обусловлен снижением налоговых и прочих поступлений) дефицит государственного бюджета.