Бюджетный дефицит и пути его сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и пути его преодоления.
Задачами данной работы являются
- анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь;
- определение оптимальных источников его финансирования;
- выявление возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса.

Оглавление

Введение
1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………….…5
1.1. Сущность бюджетного дефицита и его виды…………………………..5
1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита и его последствия…8
1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита……………………11
2. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………………..14
3.Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета….22
3.1. Способы финансирования дефицита государственного бюджета…..22
3.2. Источники финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь……………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

дефицит гос бюджета.doc

— 366.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра финансов и финансового  менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: Бюджетный дефицит и пути его сокращения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

ФФБД, 4 курс, РФК-2                                                                         А.Ю.Сергейчик

          

 

 

Руководитель                                                                                        

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………….…5

1.1. Сущность бюджетного  дефицита и его виды…………………………..5

1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита и его последствия…8

1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита……………………11 

2. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………………..14

3.Пути сокращения бюджетного  дефицита и сбалансированности  бюджета….22

3.1. Способы финансирования  дефицита государственного бюджета…..22

3.2. Источники финансирования  дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь……………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………………….36

Список использованных источников……………………………………………..38

Приложение………………………………………………………………………..40 
РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 43 с.,  1 рис., 1 табл., 22 источника, 1 прил.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, ПРИЧИНЫ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, КОНЦЕНЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ  БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, ИСТОЧНИКИ ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

Объектом и предметом  исследования является дефицит государственного бюджета.

Цель работы: определить причины возникновения бюджетного дефицита и выявить источники  его финансирования.

При выполнении работы использованы логический, математический и метод  группировки статистических данных.

В процессе работы были исследованы понятие бюджетного дефицита, причины его возникновения и экономические последствия, развитие бюджетного дефицита в бывшем СССР и Республике Беларусь, а также основные пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета.

Областью возможного практического применения является бюджетная политика страны.

Технико-экономическая  и социальная значимость работы заключается  в том, что рациональное планирование дефицита государственного бюджета и выявление источников его покрытия позволит обеспечить высокий уровень экономического развития страны.

 

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(подпись студента) 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая  система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.  

Одним из важнейших экономических  показателей любой страны является состояние государственных финансов. Как только государство стало  планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит, - превышение расходов над доходами государственного фонда, - стал характерен сегодня для большинства развитых стран.

В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита, и уже долгое время существует так называемая политика бюджетного дефицита.

Признание объективности  бюджетного дефицита в условиях рыночных отношений требует рассмотрения его как объективной экономической категории и изучения законов его развития. Поэтому в данной работе необходимо рассмотреть теоретические вопросы сущности бюджетного дефицита, его виды, а также  особенности бюджетного дефицита в Республики Беларусь.

Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и пути его преодоления.

Задачами данной работы являются

- анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь;

- определение оптимальных источников его финансирования;

- выявление возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса.

 

1.ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА  И ПРИЧИНЫ

ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

 

 

        1.1. Сущность бюджетного дефицита  и его виды

 

 

 

 Центральное место  в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия,  непроизводственная сфера, аппарат государственного управления, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого  положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости “помощь”. Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура  бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Состояние общегосударственных  финансов  является одним  из  важнейших  экономических  показателей  любой  страны. Как  только  государство  стало  планировать  свои  доходы и  расходы,  появилась  проблема  их  сбалансирования. Бюджетный  дефицит — превышение расходов  над  доходами государственного  бюджетного фонда — характерен   сегодня  для  большинства  развитых  стран.

В  условиях  функционирования   рыночных  отношений трудно  обеспечить  бюджетное  равновесие. Страны  развитого  рынка признали  объективность  бюджетного  дефицита  и  приняли  принципиально  новую политику—политику  бюджетного  дефицита.

 Признание объективности   бюджетного  дефицита  в  условиях  рыночной  экономики  требует  рассмотрения  ее как объективной  экономической  категории  и  изучения  законов  ее  развития. Являясь  финансовой  категорией,  бюджетный  дефицит выступает  производным  от  государственного бюджета  и  выражает  его  состояние,  при  котором  доходы  не  покрывают  всех  расходов  в  силу  роста  предельных  общественных  издержек  производства,  что  приводит  к  отрицательному  сальдо бюджета.  С  этих  позиций  дадим его определение.  Бюджетный  дефицит  представляет  собой систему экономических  отношений,  связанных с привлечением  дополнительных  доходов,  сверх  имеющихся  у  государства,  и  их  использованием  на  финансирование  расходов,  не  обеспеченных  собственными  доходами. [7, с. 269]

 Такие  дополнительные  доходы  образуются  главным   образом в  результате  эмиссии  денег,  выпуска  государственных  ценных  бумаг, осуществления  внутренних  и  внешних  займов. Это  требует  от  правительства   разработки  мероприятий  по  сокращению  бюджетного  дефицита,  поиска  эффективных  источников  покрытия.

Различают следующие  виды бюджетного дефицита:

  1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.
  2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
  3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
  4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
  5. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства. [6, с. 25]

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней  и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

  1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
  2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;
  3. отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).

В теории также выделяют активный (может быть связан с ростом инвестиций в новое производство) и пассивный (обусловлен снижением налоговых и прочих поступлений) дефицит государственного бюджета.

Информация о работе Бюджетный дефицит и пути его сокращения