Бюджетный дефицит и пути его сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и пути его преодоления.
Задачами данной работы являются
- анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь;
- определение оптимальных источников его финансирования;
- выявление возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса.

Оглавление

Введение
1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………….…5
1.1. Сущность бюджетного дефицита и его виды…………………………..5
1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита и его последствия…8
1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита……………………11
2. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………………..14
3.Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета….22
3.1. Способы финансирования дефицита государственного бюджета…..22
3.2. Источники финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь……………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

дефицит гос бюджета.doc

— 366.00 Кб (Скачать)

Законом предусмотрено  погашение дефицита бюджета за счет:

1. внутреннего финансирования - 386 303 760,0 тыс. руб., что составляет 42% от общей суммы дефицита;

2. внешнего финансирования - 523 696 240,0 тыс. руб. или 58%.

Согласно закону «О бюджете  Республики Беларусь на 2006 год» общее  финансирование бюджетного дефицита составляет 1 130 000 000,0 (тыс.р).

Внутреннее финансирование 404 230 909,0 (тыс.р):

-источники получаемые  от Национального Банка РБ - –890,0 (тыс.р);

-источники, получаемые  от банков, иных юридических и  физических   лиц-500 000 000,0 (тыс.р);

-прочие источники внутреннего финансирования- –10 000 000,0 (тыс.р);

-поступления от реализации  принадлежащего государству имущества-1 200 000,0 (тыс.р);

-изменение остатков  средств бюджета-13 781 399,0 (тыс.р).

Внешнее финансирование-725 769 091,0 (тыс.р):

-кредиты Международных финансовых организаций- 111 834,0(тыс.р);

-кредиты правительств  иностранных государств- –194 834 884,0 (тыс.р);

-прочие  источники внешнего финансирования-920 492 141,0 (тыс.р).

В 2007 году дефицит увеличился на 24% и составляет 1 400 000 000 тыс. руб. законом предусмотрено покрытие дефицита за счет внутренних источников на 30%:

- за счет средств,  получаемых от банков, иных юридических  и физических лиц на 36%;

- за счет средств  от операций с принадлежащим  государству имуществом  на – 8%;

- за счет прочих  источников на -1%;

За счет внешних источников на 70%-

- кредиты международных  организаций – -1%;

-кредиты иностранных  государств – -17%

- прочие источники  – 88%.

Начиная с 2008 года значительно  увеличивается дефицит государственного бюджета. В первую очередь это связано с финансовым кризисом, который сопровождался высокими темпами инфляции. Согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» бюджет планируется в размере 2 190 000 000 тыс. руб. что на 56% больше, чем в 2007 году. Причем дефицит в отличие от прошлых лет планируется покрывать главным образом за счет внутренних источников (71 %,). Основным источником покрытия становятся операции связанные с государственным имуществом ( 1 285 190 850 тыс.руб. – 59%).На 29% планируется покрыть дефицит за счет иностранных кредитов ( 621 176 988 тыс.руб.)

В соответствии с законом «О бюджете Республики Беларусь на 2009 год» дефицит планируется в размере 2 800 000 000 тыс. руб.

Внутреннее финансирование – 2437 753 375 ( 87%):

-  источники от операций с принадлежащим государству имущетвом – 1 412 288 200 тыс. руб. (50%);

- изменение остатков  средств бюджета – 1 035 258 300 тыс. руб. (37%)

Внешнее финансирование – 362 246 625 тыс. руб. (13%)

- кредиты международных  финансовых организаций – 87 745 500 тыс. руб.  (3%);

- кредиты иностранных  государств – 274 501 125 тыс. руб. (10%)

Эти данные  свидетельствуют  о том, что в Беларуси применяется  в основном неинфляционный источник покрытия дефицита. Данные лишний раз подтверждают неразвитость рынка государственных ценных бумаг, что обусловлено, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.

Это означает необходимость  в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа.

Необходимо также отметить, что ряд проблем остается и  в сфере внешнего долга страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на Правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета.

Для устранения отрицательных  последствий бюджетного дисбаланса необходимо разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться составной частью общей Концепции развития государственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики.

       При  разработке Программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт, который убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2—3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации. При определении источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать к эмиссии и использовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, должна рассматриваться как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе размещением на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использованием разнообразных форм государственного кредита. Рациональное сочетание безинфляционных источников позволит получить наибольший эффект.

           В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.

         Следует отметить, что в бюджетной  политике нашего государства реализуется пассивная форма дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает  возможность  дефицитного  финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу и по мере получения определенного эффекта.

              В перспективе, как уже отмечалось, целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.

           В перечень конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов.

          Итак, сокращение бюджетного дефицита  должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:

  1. повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов — основного источника увеличения доходов бюджета;
  2. дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;
  3. расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в повышении производительности труда, рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов;
  4. развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти.
  5. оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли экономики должны решать задачи структурной ее перестройки, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджетных средств, направляемых в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля. Изменение в политике бюджетного финансирования отраслей экономики в целом должны осуществляться по пути постепенного сокращения направления бюджетных ресурсов в сферу материального производства. Этот процесс должен осуществляться одновременно с развитием и укреплением хозяйственного расчета и самофинансирования предприятий. Высвободившиеся средства могут быть направлены на развитие социальной сферы, решение ряда задач, связанных с повышением жизненного уровня населения;
  6. в целях изыскания дополнительных источников финансирования<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-decorat

Информация о работе Бюджетный дефицит и пути его сокращения