Бюджетный дефицит и пути его сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и пути его преодоления.
Задачами данной работы являются
- анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь;
- определение оптимальных источников его финансирования;
- выявление возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса.

Оглавление

Введение
1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………….…5
1.1. Сущность бюджетного дефицита и его виды…………………………..5
1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита и его последствия…8
1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита……………………11
2. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………………..14
3.Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета….22
3.1. Способы финансирования дефицита государственного бюджета…..22
3.2. Источники финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь……………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

дефицит гос бюджета.doc

— 366.00 Кб (Скачать)

В экономической литературе этого периода бюджетный дефицит  рассматривается как явление, не свойственное социалистической системе хозяйства, и поэтому бюджет планировался с профицитом.

После распада СССР Беларуси досталась  практически разваленная постсоветская экономика, несовершенная система государственных финансов, в том числе и бюджетный дефицит, растущий из года в год. [9, с. 7-8]

 

Величина дефицита, не являлась постоянной, а изменялась под влиянием различных факторов экономики, которые были  рассмотрены в предыдущих разделах.

Можно лишь отметить, что  свою роль тут  сыграла инфляция, реальный темп прироста  валового внутреннего  продукта, средняя реальная и номинальная ставки процента, по которым обслуживается государственный долг.

Мировая практика показывает, в период депрессии, когда ВВП  низок, бюджет сводится с дефицитом, а в периоды подъема наблюдается  положительное сальдо бюджета. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие в доходной и расходной частях бюджета. Имеется в виду, что  во время спадов резко снижаются поступления прямых налогов в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находится в противофазе с циклом. Как правило, правительства в периоды спада принимают меры по увеличению расходов на социальную защиту населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, а также пособий по безработице и других социальных расходов.

Необходимо помнить  также, что в республике существуют проблемы в сфере внешнего долга  страны. В связи с неплатежеспособностью  некоторых предприятий, получивших иностранные кредиты  под гарантии правительства, бюджет несет значительные дополнительные расходы. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг, увеличивающий размер дефицита.

Характерным для бюджетного дефицита Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Это связано с установившейся практикой частых корректировок закона о бюджете.

Одна из основных проблем  в данной области – эффективность  использования средств, так как их основная часть направляется на оказание  финансовой помощи отраслям и предприятиям страны, находящимся на грани выживания, и реального возврата этих средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой,  в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Что касается проблемы финансирования дефицита бюджета за счет низкоинфляционных источников, то она является весьма актуальной.

Как уже было отмечено выше, финансирование расходов, превышающих реальные доходы, может осуществляться за счет внешних и внутренних источников. Последние в свою очередь подразделяются на инфляционные (выпуск денежных знаков в обращение) и неинфляционные (кредиты национального банка и выпуск государственных ценных бумаг).

Большинство развитых стран  для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску государственных ценных бумаг, как безинфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита.

В Республике Беларусь источники  финансирования дефицита республиканского бюджета, как уже упоминалось, утверждаются законом о бюджете на очередной финансовый год.

При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таким статьям относят выплату заработной платы и других выплат населению, строительство социально значимых объектов и поддержка агропромышленного комплекса.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.

Структура источников покрытия бюджетного дефицита в Республике Беларусь за 1993-1999  представлена в таблице 1. Это делается для того, чтобы более детально изучить к каким мерам прибегало государство для покрытия бюджетного дефицита. В данный период времени просматривается определенная тенденция в выборе источников финансирования. Разберемся какие.

 

Таблица 1. Динамика и структура источников покрытия бюджетного  дефицита, млрд. руб.

Показатель

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Дефицит республиканского бюджета-всего

393,4

709,1

3250,5

3655,1

9253,7

12452

44249

В том числе  в % к  ВВП

-5,5

-3,5

-2,7

-1,9

-2,2

-1,4

-2,9

Финансирование дефицита, всего

393,4

709,1

3250,5

3655,1

9253,7

12452

44249

Внутреннее финансирование

В том числе:

11,2

57,4

2819,3

3877,6

7780,8

14200

64959

небанковское

   

318,9

-519,4

635,8

2150,0

800

государственные казначейские обязательства

 

9,6

485

1310,4

4615

10940

20145

Органы денежно кредитного регулирования

 

248,8

2015,4

3986,7

2530,0

1110

44014

Внешнее финансирование

382,1

451,7

431,2

-222,5

1472,9

-1748

- 20710




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. Источник: [19, c.254]

 

Как видно из таблицы 1, в 1993 – 1994 годах основным источником покрытия дефицита были внешние займы. В 1993 году за счет займов было профинансировано 97,1%  дефицита,  в 1994 г. – 63,7%. Однако в 1995 г. размер внешнего финансирования бюджетного дефицита снизился до 13,3%. В 1996г. было значительно увеличено внутреннее финансирование в связи с отсутствием дополнительных внешних источников. По этой причине, а так же в связи с  недостаточно развитым рынком ценных бумаг, правительство было вынуждено использовать эмиссионные кредиты Национального банка. Они составили в источниках финансирования в 1996 году 84,5 %.

В 1997 году были вновь привлечены внешние займы для финансирования бюджетного дефицита, при этом доля эмиссионных кредитов в источниках финансирования бюджетного дефицита резко снизилась и составила 27,3%, одновременно выросла доля государственных казначейских обязательств. [19, с. 255]

Так с 1993 года с целью  привлечения новых источников финансирования дефицита бюджета  правительством Республики Беларусь разрабатывались условия  тиражирования государственных ценных бумаг, первый выпуск которых состоялся в феврале 1994 года. В 1995 г. посредством размещения ГКО в бюджет привлечено около 15% его дефицита, в 1996 г - уже 35,9%. [17, с. 32]

В 1998 – 1999 гг. на покрытие дефицита бюджета направлялись только внутренние источники, которые обеспечили не только финансирование дефицита текущего года, а также погашение внешнего долга прошлых лет.

Следует отметить, что  при слабой заинтересованности субъектов  хозяйствования – участников финансового рынка  к инвестированию свободных денежных средств в государственные ценные бумаги, Национальный банк (в соответствие с предложениями Министерства финансов) вынужден приобретать у эмитента, правительства Республики Беларусь,  эти ценные бумаги на первичном рынке.

 В 1999 г. 31%  общего  объема дефицита был профинансирован  за счет выпуска государственных  казначейских обязательств. В то  же время 68% дефицита было покрыто эмиссионными кредитами Национального Банка. По отношению к чистому объему дефицита 1999г. ГКО составили 15,5%. [17, c.32]

Начиная с 2000 года источники  финансирования несколько изменились.

В 2000 г. республиканский  бюджет был утвержден по расходам в сумме 1 611 853 609 тыс. рублей при прогнозируемом объеме доходов в сумме 1 493 358 252 тыс. рублей. Предельный размер дефицита был запланирован в размере 118 495 357 тыс. рублей, что составило 7,9% от доходной части бюджета.

Согласно ст.1 закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2000 год", покрытие дефицита планировалось произвести с помощью:

  1. внутреннего финансирования – на 121%;
  2. внешнего финансирования – на -21%.

Таким образом, главным  источником покрытия дефицита бюджета  являлись внутренние ресурсы государства, в первую очередь это кредиты национального банка Республики Беларусь (64% дефицита бюджета), государственные краткосрочные облигации (51%), а также привлечение средств (103%). Из важнейших факторов, уменьшающих покрытие дефицита государственного бюджета, можно выделить следующие: погашение основной суммы внутренней задолженности (-54% дефицита государственного бюджета) и погашение основной суммы внешнего долга (-29%). [21]

В Законе "О бюджете  Республики Беларусь на 2001 год" были предусмотрены следующие показатели: расходы в сумме 3 471 000 778 тыс. рублей (что составляет 215% от расходов бюджета 2000 г.), доходы в сумме 3 233 171 615 тыс. рублей (217%), дефицит бюджета в размере 247 829 163 тыс. рублей (209%), что составляет 7,67% (то есть составляет долю меньше на 0,23% по сравнению с 2000 годом) от доходной части. При этом в 2001 году планировалось покрыть дефицит государственного бюджета за счет:

1.  внутреннего финансирования – на 85%;

2.  внешнего финансирования – на 15%.

По-прежнему главным источником покрытия дефицита остались  долгосрочные кредиты Национального Банка РБ (65% от объема дефицита). Также одним из источников явились ГКО (24%), а также привлечение средств (56%). В 2001 году часть средств на погашение дефицита бюджета было привлечено с помощью векселей Правительства Республики Беларусь (66%). Также использовались кредиты международных финансовых организаций в размере 45% от суммы дефицита бюджета.

При этом дефицит бюджета  был увеличен вследствие погашения  основной суммы внутреннего долга по ГКО и векселям в размере соответственно -33% и -66% от объема дефицита бюджета. Также покрытие уменьшило погашение основной суммы долга по кредитам международных финансовых организаций (-26%) и по кредитам правительств (-21%). [21]

Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему оставался главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно превышало общую сумму дефицита, то в 2001 оно меньше, что потребовало привлечение внешнего финансирования в размере 15% от суммы дефицита.

В законе на 2002 год расходы (4,2 трлн. руб.) превышали доходы на 344,7 млрд. руб. В 2002 году планировалось покрыть дефицит государственного бюджета за счет:

1.   внутреннего  финансирования - на 64 %;

2.   внешнего  финансирования - на 36 %.

Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно еще превышало общую сумму дефицита, то в 2002 размер внутреннего финансирования сократился, что потребовало привлечения внешнего финансирования в размере почти третьей части от суммы дефицита. Намечается отрицательная тенденция: с каждым годом растут белорусские внешние заимствования, а кредиты с процентами можно будет отдать лишь добившись реального роста экономики.

Согласно закону Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год», республиканский бюджет на 2003 год был утвержден по расходам в сумме 6 598 593 841,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 6 104 593 841,0 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2003 год в сумме 494 000 000,0 тыс. рублей.

Законом предусмотрено  погашение дефицита бюджета за счет:

  1. внутреннего финансирования - 251 413 193,5 тыс. руб., что составляет 51% от общей суммы дефицита;
  2. внешнего финансирования - 242 586 806,5 тыс. руб. или 49%.

Причем, 31% дефицита был  покрыт за счет долгосрочных кредитов Национального Банка РБ и 20% посредством выпуска государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций.

Согласно отчету «Об  исполнении бюджета Республики Беларусь на 2004 год», республиканский бюджет на 2004 год был исполнен с профицитом в 21 млн.р.

Внутреннее финансирование -386 303 760,0(тыс.р):

-источники получаемые  от Национального Банка РБ - -915,0 (тыс.р);

-источники, получаемые  от банков, иных юридических и  физических   лиц - 278 000 000,0(тыс.р);

-прочие источники  внутреннего финансирования- -6 774 400,0(тыс.р);

-поступления от реализации  принадлежащего государству имущества -

100 000 000,0(тыс.р);

-изменение остатков средств бюджета - 15 079 075,0 (тыс.р).

Внешнее финансирование - 523 696 240,0(тыс.р):

-кредиты Международных  финансовых организаций -

- 30 673 440,0(тыс.р);

-кредиты правительств  иностранных государств - -157 509 699,0 (тыс.р);

-прочие  источники внешнего финансирования - 711 879 379,0 (тыс.р).

Структура источников покрытия дефицита Республики Беларусь на протяжении шести лет с 2004 по 2009 годов представлена в таблице 2 (приложение А).

Согласно закону Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год», республиканский бюджет на 2005 год был утвержден по расходам в сумме 19 166 916 005,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 18 256 916 005,0тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2005 год в сумме 910 000 000,0 тыс. рублей.

Информация о работе Бюджетный дефицит и пути его сокращения