Бюджетный дефицит и пути его регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Итак, для того, чтобы понять актуальность проблемы нужно поставить некоторые задачи:
Изучить понятие бюджета и его функций.
Выявить причины возникновения бюджетного дефицита
Проанализировать дефицит бюджета
Рассмотреть на примере своей страны явление бюджетного дефицита.

Оглавление

Введение 3
Бюджет и бюджетный дефицит: теория вопроса 5
Бюджет как центральное звено финансовой системы, его структура 8
Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 17
Виды бюджетного дефицита, профицит бюджета 27
Анализ дефицита бюджета и пути его преодоления за рубежом и в РФ 31
Мировой опыт преодоления бюджетного дефицита 34
Финансирование дефицита федерального бюджета в России 39
Управление дефицитом бюджета субъекта РФ и местных бюджетов 44
Заключение 48
Литература 50

Файлы: 1 файл

курсовая экономика.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

Специальность

Предмет: экономика

курсовая по теме:

«Бюджетный дефицит и пути его регулирования»

выполнила:

Студентка д/о

Преподаватель:

 

 

 

 

2013г.

 

Оглавление

 

 

 

Введение

Бюджетный дефицит важен  для  изучения в настоящее время, так как в силу действия различных  факторов часто возникает ситуация, когда доходы бюджета не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Основная цель бюджетного дефицита в его сокращении. Изучение данного экономического явления может повлиять на достижение, поставленной цели.

В настоящее время  данной проблемой, связанной с бюджетным дефицитом занимаются экономисты по финансам и кредиту.

Проблема бюджетного дефицита на сегодняшний день очень  актуальна, прежде всего, для нашей  страны.

Итак, для того, чтобы  понять актуальность проблемы нужно  поставить некоторые задачи:

  1. Изучить понятие бюджета и его функций.
  2. Выявить причины возникновения бюджетного дефицита
  3. Проанализировать дефицит бюджета
  4. Рассмотреть на примере своей страны явление бюджетного дефицита.

Для обширного понимания  поставленных задач можно взять одну из них и разобрать. К примеру, возьмём третью задачу. Для чего нужен анализ бюджета? Анализ территориальных бюджетов позволяет определить:

t Уровень финансовой самодостаточности территории;

t Уровень устойчивости территориального бюджета;

t Факторы, воздействующие на финансовое положение территории и степень влияния этих факторов на бюджет.

Без этой задачи в полном объёме не разобрать сущность проблемы. Также можно сказать и про  другие задачи.

Обратим внимание на то, что бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугубить циклические колебания экономики за счёт сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.

Таким образом, целью  работы будет изучение проблемы появления  бюджетного дефицита и методов управления им.

 

Бюджет и бюджетный  дефицит: теория вопроса

Бюджет - Слово это заимствовано из Англии, где в старину канцлер казначейства приносил ежегодно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая собственно и называлась старинным норманнским словом "Budget" (т. е. кожаный мешок). В России многие отождествляют бюджет с государственной росписью, но понятие его гораздо шире. Бюджет в собственном смысле вовсе не есть роспись доходов и расходов государства и, наоборот, роспись вовсе не есть бюджет. Под бюджетом, с государственной точки зрения, разумеется общий финансовый закон, на котором эта роспись основывается; во Франции он так и называется loi de finances, да и у нас, в России, он имеет значение закона, как основа для общегосударственной росписи, утверждаемой верховной властью, в отличие от смет отдельных ведомств.

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству, семье, бизнесу, организации для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций.

Дадим определение  понятию бюджет. Итак, БЮДЖЕТ —  имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год. Чаще всего Бюджет составляется для учета количества располагаемых и расходуемых денежных средств и их взаимного соответствия, но существуют и Бюджет времени, в которых сопоставляется располагаемое время и расходуемое. Бюджет является основным инструментом проверки сбалансированности соответствия прихода и расхода экономических ресурсов. В зависимости от экономического субъекта, применительно к денежным средствам, которого составляется Бюджет, различают государственный, региональный, местный (муниципальный), семейный (потребительский) Бюджет Правомерно говорить и о бюджете предприятия, фирмы, составленном в форме баланса доходов и расходов.

Понятие "бюджет" имеет  два толкования. С одной стороны, это совокупность финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, предприятие, семья. С другой стороны – это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступлений и расходований за определенный период, чаще всего за год. То есть бюджет определяет и содержимое "кошелька", наличие в нем денежных средств или их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

В тех случаях, когда  имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления расходов, говорят  о возникновении бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в виде процента от ВНП.

Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает рост валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен.

Бюджетный дефицит — превышение расходной части бюджета над доходной. В государственном бюджете допускается дефицит величиной до 20% от доходной части или 7—8% от величины валового национального продукта.

Бюджетный профицит — превышение доходной части бюджета над расходной.

Главным признаком правильности проводимой государством бюджетной (и  любой другой экономической) политики является устойчивый экономический  рост. Такой рост, однако, может оказаться несовместимым с достижением сбалансированности бюджета по доходам и расходам. Обязательная сбалансированность бюджета сводит на нет действия налога как автоматического стабилизатора (при спаде налоги уменьшаются, и наоборот). Сбалансированность, напротив, означает рост налогов в период спада (чтобы погасить бюджетный дефицит), и снижение налогов при подъеме (чтобы избавиться от избытка). В результате, как спад, так и инфляционный перегрев при подъеме только усилятся. В этой ситуации бюджетный дефицит, если он не ведет к росту цен, может оказаться полезным для стимулирования экономического роста.

 

Бюджет как  центральное звено финансовой системы, его структура

 

 Финансы — это экономические отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств. В экономической жизни общества постоянно возникают денежные отношения:

  • между государством и предприятиями (организациями) в форме уплаты налогов в бюджеты, отчислений в различные фонды, предоставления льгот, применения санкций;
  • предприятиями и организациями по поводу заключения хозяйственных договоров, уплаты пени, штрафов, неустоек, премий за выполнение особых требований заказчика;
  • предприятиями и работниками при начислении и выдаче заработной платы, премий, удержании налогов, уплаты профсоюзных взносов, получении льгот;
  • государством и отдельными членами общества при уплате налогов, квартплаты, страховых платежей;
  • отдельными звеньями бюджетной системы;
  • государствами при получении займов.

Иначе говоря, в каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из которых имеет свои специфические особенности, проявляющиеся, прежде всего, в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. Например, у предприятий реального сектора финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др.

 

Государственный бюджет образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Не одинаковы и каналы направления финансовых ресурсов у предприятий и государственного бюджета. Следовательно, каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы. Тем не менее, все звенья тесно взаимосвязаны между собой и составляют единую финансовую систему. Таким образом, финансовая система — это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений. Финансовая система Российской Федерации включает в себя следующие сферы: государственные финансы, муниципальные финансы, финансы предприятий (организаций), финансы граждан.

Важнейшими звеньями финансовой системы являются государственные  и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и  местного самоуправления денежными  средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Государственные и муниципальные финансы охватывают ту часть денежных отношений, касающуюся распределения и перераспределения ВНП, которая аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетами своих функций. Государственные финансы включают в себя федеральные финансы и финансы субъектов Федерации. 

Муниципальные финансы выделяются в самостоятельный структурный уровень, так как местное самоуправление отделено от государственной системы управления. В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают бюджеты — федеральные и территориальные.

Финансовые отношения центральной и территориальной властей в России строятся на принципе бюджетного федерализма, который означает финансовое самообеспечение административных единиц за счет соответствующих налогов.

Важным элементом в  системе государственных и муниципальных финансов являются государственные внебюджетные фонды социального и экономического назначения, которые используются для социальной защиты граждан и развития экономики. Выделение таких фондов в качестве отдельных звеньев финансовой системы обусловлено необходимостью обеспечения гарантий целевого использования денежных средств, формируемых главным образом за счет целевых обязательных отчислений.

В состав государственных  социальных внебюджетных фондов Российской Федерации входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Эти фонды аккумулируют средства для реализации социальных гарантий: государственного пенсионного  обеспечения, оказания бесплатной медицинской  помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и пр.

Специфическим элементом  государственных и муниципальных  финансов выступает государственный  и муниципальный кредит, который  является одним из источников покрытия дефицита бюджета в форме выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг.

Особое место в финансовой системе страны занимают финансы  предприятий (организаций).

Это совокупность денежных отношений, связанных с формированием  и распределением денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования и их использованием на различные цели: выполнение обязательств перед финансовой и банковской системами, финансирование затрат по социальному обслуживанию и материальному стимулированию работников, выплата дивидендов, оплата векселей, арендная плата и др. Финансы предприятий (организаций) являются ведущим звеном в финансовой системе, так как именно на уровне финансов предприятий происходит формирование источников финансовых ресурсов.

Следующей сферой финансовой системы страны являются финансы граждан, которые представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов между гражданами и другими субъектами рыночной экономики (государственными органами, банковской системой, финансовой системой, хозяйствующими субъектами, другими гражданами). Финансы граждан связаны с формированием доходов граждан и использованием их на текущие расходы, приобретение имущества, создание финансового портфеля.

Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета —  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

Источники доходов можно  классифицировать по различным основаниям.

По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить  на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, от банковской и страховой деятельности, от приватизации и т. д.

Информация о работе Бюджетный дефицит и пути его регулирования