Бюджетный дефицит и пути его регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Итак, для того, чтобы понять актуальность проблемы нужно поставить некоторые задачи:
Изучить понятие бюджета и его функций.
Выявить причины возникновения бюджетного дефицита
Проанализировать дефицит бюджета
Рассмотреть на примере своей страны явление бюджетного дефицита.

Оглавление

Введение 3
Бюджет и бюджетный дефицит: теория вопроса 5
Бюджет как центральное звено финансовой системы, его структура 8
Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 17
Виды бюджетного дефицита, профицит бюджета 27
Анализ дефицита бюджета и пути его преодоления за рубежом и в РФ 31
Мировой опыт преодоления бюджетного дефицита 34
Финансирование дефицита федерального бюджета в России 39
Управление дефицитом бюджета субъекта РФ и местных бюджетов 44
Заключение 48
Литература 50

Файлы: 1 файл

курсовая экономика.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

в результате установления нулевой ставки по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей доходы федерального бюджета снизятся на 3,7 млрд. рублей;

в связи с введением  утилизационного сбора увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 40,3 млрд. рублей.

В связи с внесением  вышеуказанных изменений в законодательство Российской Федерации и нормативные  правовые акты Правительства Российской Федерации доходы федерального бюджета  в 2014 году снизятся на 277,8 млрд. рублей (0,38% к ВВП), в 2015 году - на 268,7 млрд. рублей (0,32% к ВВП).

Оценка влияния изменений  законодательства Российской Федерации  и нормативных правовых актов  Правительства Российской Федерации  на прогноз доходов федерального бюджета приведена в приложении N 4 (не приводится) к настоящей пояснительной записке.

Параметры доходов федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов с выделением дополнительных нефтегазовых доходов, подлежащих зачислению в Резервный  фонд, прогноз поступления доходов по основным главным администраторам доходов, а также прогноз поступления доходов от управления имуществом приведены в приложениях N 5, 6 и 7 (не приводятся) к настоящей пояснительной записке.

В 2013 году доходы федерального бюджета прогнозируются в сумме 12 865,9 млрд. рублей (19,3% к ВВП).

Нефтегазовые доходы федерального бюджета прогнозируются в 2013 году в сумме 5 925,5 млрд. рублей (8,9% к ВВП). Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2013 году прогнозируются в  сумме 6 940,4 млрд. рублей (10,4% к ВВП).

В структуре доходов  федерального бюджета прогнозируется поступление налоговых доходов  в сумме 7 595,7 млрд. рублей (11,4% к ВВП), неналоговых доходов с учетом безвозмездных поступлений - в сумме 5 270,2 млрд. рублей (7,9% к ВВП).

По сравнению с оценкой 2012 года прогнозируемые в 2013 году доходы увеличатся на 183,2 млрд. рублей (таблица 3.1).

 

Управление дефицитом  бюджета субъекта РФ и местных  бюджетов

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих статей: доходной и расходной. 
В целях обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом их получения является государственный кредит. При осуществлении государственных кредитных операций внутри страны государство обычно является   заемщиком средств, а население , предприятия, организации- кредиторами. В сфере международных отношений государство может выступать как в роли заемщика, так и в роли кредитора. 
     Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга внутреннего и внешнего. Государственный долг полностью обеспечивается    всем    находящимся   в   федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. 
Государственный долг разделяют на капитальный и текущий. 
    Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. 
 
     Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствами по погашению обязательств, срок погашения которых наступил. 
     Также государственный долг подразделяют на: 
       Государственный долг Российской Федерации 
       Государственный долг субъекта РФ 
       Муниципальный долг 
Государственным   долгом   Российской   Федерации   являются долговые  обязательства  Российской  Федерации перед физическими и юридическими лицами,  иностранными  государствами,  международными организациями и иными субъектами международного права.     

Государственный  долг  субъекта   Российской   Федерации   - совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации, которая  обеспечивается  всем  находящимся в собственности субъекта  Российской  Федерации  имуществом,  составляющим его казну 
 
Муниципальный  долг  -  совокупность  долговых  обязательств муниципального образования,  обеспечиваемый всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. 

По форме существования  государственный долг может быть в виде: 
 

кредитных соглашений  и   договоров,   заключенных   от   имени Российской  Федерации или ее субъектов с  кредитными  организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов; 
 
государственных ценных бумаг,  выпускаемых от имени  Российской Федерации или ее субъектов; 
 
договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров   поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; 
переоформления долговых     обязательств    третьих    лиц    в государственный  долг на  основе  принятых федеральных законов; 
соглашений и договоров,  в том числе международных, заключенных от  имени  Российской Федерации или ее субъектов,  о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. 
По временному критерию государственные долговые обязательства подразделяют на 
краткосрочные(до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). 
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые  определяются  конкретными  условиями  займа  и  не  могут превышать 30 лет. 
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторами погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуска новых государственных ценных бумаг 
Выплата доходов по займам и их погашению обычно проводится за счет бюджетных средств. Однако в условиях роста государственной задолженности правительство может прибегнуть к реструктуризации государственного долга. 
Под  реструктуризацией  долга  понимается   погашение   долговых   обязательств  с  одновременным осуществлением заимствований (принятием на  себя  других  долговых обязательств)   в   объемах  погашаемых  долговых  обязательств  с установлением иных условий обслуживания  долговых  обязательств  и сроков их погашения.

 

 

 Реструктуризация долга может быть осуществлена  с  частичным списанием (сокращением) суммы основного долга (сумма погашения основного  долга  за  счет  реструктуризации долга не включается в объем обслуживания долгового обязательства в текущем году) 
 
Законодательство устанавливает предельный объем государственного внутреннего  долга  и государственного внешнего  долга, а также пределы  внешних  заимствований Российской  Федерации  на  очередной  финансовый  год. Эти объемы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной  финансовый  год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Причем, предельный  объем государственных   внешних   заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию   и  погашению государственного   внешнего   долга Российской Федерации. Кроме того, законодательно устанавливаются  предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного или  муниципального долга. 
Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ. 
Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. 
Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

 

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на следующих аспектах:

1.  Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. Объем бюджетного дефицита зависит от большого количества макроэкономических факторов, которые с разных сторон характеризуют развитие экономики. Дефицит бюджета не может рассматриваться иначе, как в контексте макроэкономического развития и экономической политики государства в сфере доходов и расходов государственного бюджета.

2.  Состояние бюджетной системы можно назвать важнейшим критерием экономической ситуации в стране, а одной из важнейших функций бюджета есть регулирование экономики.

3.  Бюджетный дефицит сам по себе не является катастрофическим явлениями, его увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны. И это должно, наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах.

4.  Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:

1) за счет эмиссии  денег;

2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);

3) за счет займа  у других стран или международных  финансовых организаций (внешний  долг)

5.  Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.

 

Литература

1. http://do.gendocs.ru/docs/index-378079.html?page=21

2. Бюджетный кодекс  РФ.

3. Федеральный закон  от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О  федеральном бюджете на 2007 год».

4. Финансовый словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 276с.

5. Бюджетная система  Российской Федерации. Под ред.  О. В. Врублёвской и М. В.  Романовского. Москва: Изд-во «Юрайт», 2006 г.

6. Бюджетная система  российской Федерации. Нешитой А. С. Москва: «Дашков», 2006 г.

7. Государственные и  муниципальные финансы. Под ред.  Г.Б. Поляка. Москва: Изд-во «ЮНИТИ», 2007.

8. Общая теория финансов. Под ред. Л.А. Дробозиной. Москва: «ЮНИТИ», 2000 г.

9. Финансы и кредит. Под ред. М.В. Романовского. Москва: Изд-во «Юрайт», 2008 г.

10. Финансы, денежное  обращение и кредит. Под ред.  Казака А.Ю. Екатеринбург: «Солярис», 2004 г.

11. Современная бюджетная  реформа и государственные долги:  детерминизм целей и правового  регулирования / Право. Политика. Экономика. 2006 г.

12. Бюджетный дефицит  и государственный долг: проблемы  моделирования. // Теория и практика  управления. 2005 г.

13. http://www.rfbudgetse.ru/byudzhetnaya-sistema-dlya-professionalov/86-analizbyudjeta.html

14.http://www.coolreferat.com/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_18_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C=3

15. http://www.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/

16. http://5ballov.qip.ru/vkontakte/preview/85021

 

 


Информация о работе Бюджетный дефицит и пути его регулирования