Бюджетный дефицит и пути его регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Итак, для того, чтобы понять актуальность проблемы нужно поставить некоторые задачи:
Изучить понятие бюджета и его функций.
Выявить причины возникновения бюджетного дефицита
Проанализировать дефицит бюджета
Рассмотреть на примере своей страны явление бюджетного дефицита.

Оглавление

Введение 3
Бюджет и бюджетный дефицит: теория вопроса 5
Бюджет как центральное звено финансовой системы, его структура 8
Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 17
Виды бюджетного дефицита, профицит бюджета 27
Анализ дефицита бюджета и пути его преодоления за рубежом и в РФ 31
Мировой опыт преодоления бюджетного дефицита 34
Финансирование дефицита федерального бюджета в России 39
Управление дефицитом бюджета субъекта РФ и местных бюджетов 44
Заключение 48
Литература 50

Файлы: 1 файл

курсовая экономика.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

разница между полученными и  погашенными РФ в иностранной  валюте кредитами кредитных организаций.

иные источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, в т.ч. объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу; разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; 
прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

Общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1 процент прогнозируемого валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. 
Указанное ограничение может быть превышено на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, не использованных в отчетном финансовом году. 
Остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года используются на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства; сокращение заимствований. 
Для финансирования бюджета субъекта РФ и местного бюджета можно привлекать только внутренние источники: 
• госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ; 
 
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; 
• кредиты банков; 
• поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; 
• изменение остатков на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ. 
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть: внутренние источники в следующих формах: 
• муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг; 
• кредиты банков; 
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; 
• поступления от продажи муниципального имущества; 
• изменение остатков на счетах по учету средств местного бюджета. 
Как видно из этих перечней наиболее распространенно: формой финансирования бюджетных дефицитов выступают все возможные заимствования, классификация которых приведена ниже: 
Государственные заимствования РФ - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, привлекаемые от:

физических и юридических лиц;

иностранных государств;

международных финансовых организаций

Внешние заимствования - займы и кредиты, по которым возникают  долговые обязательства РФ, выраженные в иностранной валюте Внутренние заимствования - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в рублях Заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта, выраженные в валюте обязательств. 
Займы могут привлекаться от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций. Впрочем, муниципальные займы привлекают только от юридических и физических лиц. 
Внешние займы привлекаются в иностранной валюте, внутренние — в рублях. 

Муниципальные займы могут быть только внутренними. При заимствовании  органы власти выступаю: как в роли заемщика, так и гаранта погашения займов другими заемщиками. 
Мировой финансовый опыт выработал ряд методов профилактики бюджетных дефицитов и способов их устранения. В настоящее время общепризнанным, считаются ниже перечисленные представления об этой форме бюджетной разбалансированности. 

Если бюджетный дефицит  — зло, то еще большим злом для  экономики и финансовой системы является мнимое его устранение путем чисто механических манипуляций. В этом случае болезнь приобретает скрытые формы, гораздо труднее поддающиеся лечению. 
Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемым свойством здоровой, динамично развивающиеся экономики. Временный дефицит бюджета вполне допустим. 
Величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера, составляющего по оценкам 2 —. 3% валового внутреннего продукта

 

Виды бюджетного дефицита, профицит бюджета

 

 Бюджетный дефицит можно разделить на следующие категории:

  • циклический;
  • структурный;
  • операционный;
  • первичный;
  • квазифискальный.

Дефицит бюджета, возникающий  в результате спада производства, называется циклическим дефицитом. Дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры. 
^ Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. 
Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов. 
Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу.

При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных  и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных  расходов может оказаться достаточно существенным. 
Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства. 
Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции. 
^ Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени. 
У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для, преимущественно, без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка. 
 
В то же время в таких странах, как, например Чехия, Словакия и т.д., где к началу переходного периода не наблюдалось значительного нарушения рыночного равновесия, а правительство имеет твердое намерение осуществлять рыночные реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого источника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларуси, России и других государствах бывшего СССР, где ощущался резкий недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних источников. 

Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы.5 
^ Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие: финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

Накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;

Отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках. 

Профицит бюджета [budget surplus] — превышение доходов бюджета над его расходами (положительное сальдо бюджета). Различается профицит первичный — когда текущие доходы бюджета покрывают его текущие расходы, и вторичный — когда доходы бюджета покрывают все расходы, включая выплату внутренних и внешних государственных долгов.

 

Анализ дефицита бюджета  и пути его преодоления за рубежом  и в РФ

Дефицит федерального бюджета  России за 2012 год составил 27 миллиардов рублей или достиг 0,04 процента ВВП. Об этом говорится на сайте Счетной палаты РФ.

Изначально же закладывался дефицит сумме 42,7 миллиардов рублей, или 0,1 процента ВВП.

Объем доходов казны  составил 12,84 триллиона рублей, что  на 1,5 триллиона рублей, или на 13  процентов, превышает уровень 2011 года, расходы - в сумме 12,87 триллионов рублей, или 99,3 процента законодательно утвержденных бюджетных ассигнований, превысив аналогичный показатель за последние 3 года.

В отчете также отмечается, что по-прежнему имеют место некоторые  проблемы, требующие особого внимания Правительства РФ.

Так, уровень инфляции в декабре 2012 года по сравнению с декабрем 2011 года составил 6,6 процента, что выше на 0,5 процентного пункта, чем в 2011 году (в декабре 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года - 6,1 процента), и на 0,6 процентного пункта предельного уровня, установленного на 2012 год (6 процентов).

Изменение инфляции на 1 процент изменяет бюджет на несколько миллиардов рублей, а от величины налогового бремени  зависит работа, зарплата и уровень  жизни граждан страны. Увеличение бюджетного дефицита на 1 процент соответственно увеличивает (должно увеличивать) уменьшение частных инвестиций, и, следовательно, это приводит к снижению темпов роста основных средств экономики.

Нельзя забывать, что рубль, инвестированный  государством, приносит прибыли (а значит и эффекта) в несколько раз меньше, чем тот же рубль, проинвестированный частным сектором. С другой стороны, фискальная политика, основанная на кейнсианстве, помогла правительству США выйти из жесточайшей депрессии, разразившейся в тридцатых годах двадцатого столетия.

Итак, уровень государственных расходов и налогов, несомненно, играет ведущую роль в определении объема выпуска продукции и занятости в экономике. Разница же между расходами и доходами правительства, а в частности способ покрытия этой разницы имеет не менее серьезные последствия для макроэкономики страны.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства  на федеральном, региональном (субъектов  федерации) и местном уровнях  с государственными, акционерными и  иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. Для обеспечения функций органов государственной власти.

Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств  Сосредоточение финансовых ресурсов в  бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято  называть бюджетным устройством.

 

Федеральные, региональные и местные  органы государственной власти и  управления посредством бюджетных  отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого  национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев: федеральный бюджет РФ; бюджеты национально-государственных  и административно-территориальных  образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

 

Мировой опыт преодоления  бюджетного дефицита

Для более глубокого  рассмотрения и понимания предмета исследования, необходимо ознакомиться с проявлениями бюджетного дефицита в других странах и в первую очередь, в странах с развитыми рыночными отношениями.

Информация о работе Бюджетный дефицит и пути его регулирования