Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:00, курсовая работа
Итак, для того, чтобы понять актуальность проблемы нужно поставить некоторые задачи:
Изучить понятие бюджета и его функций.
Выявить причины возникновения бюджетного дефицита
Проанализировать дефицит бюджета
Рассмотреть на примере своей страны явление бюджетного дефицита.
Введение 3
Бюджет и бюджетный дефицит: теория вопроса 5
Бюджет как центральное звено финансовой системы, его структура 8
Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 17
Виды бюджетного дефицита, профицит бюджета 27
Анализ дефицита бюджета и пути его преодоления за рубежом и в РФ 31
Мировой опыт преодоления бюджетного дефицита 34
Финансирование дефицита федерального бюджета в России 39
Управление дефицитом бюджета субъекта РФ и местных бюджетов 44
Заключение 48
Литература 50
По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можно разделить на налоговые и неналоговые. Особое значение на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов.
Неналоговые поступления
складываются из доходов от использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной
Кроме того, источники
доходов бюджета можно
Наибольшее практическое значение имеет классификация по порядку и условиям зачисления доходов. По этому основанию доходы бюджета можно разделить на собственные и регулирующие, дотации, субвенции и ссуды.
Собственные (закрепленные) доходы — это такие поступления, которые в полном объеме или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке зачисляются в соответствующие бюджеты.
Такой способ распределения
доходов между бюджетами
Вышестоящие бюджеты обладают правом передавать свои закрепленные доходы в бюджеты нижестоящего территориального уровня в целях обеспечения гарантированного уровня доходной части этих бюджетов.
Регулирующие доходы — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым в целях сбалансированности доходов и расходов устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Зачем нужны регулирующие доходы? Дело в том, что социально-экономическое развитие разных сфер народного хозяйства происходит достаточно неравномерно, так, что суммы, получаемые из одного и того же источника дохода, могут год от года существенно отличаться. Поэтому закрепление абсолютно всех источников доходов за определенными бюджетами вызвало бы диспропорции, несбалансированность бюджетов различных уровней. Регулирующие источники доходов позволяют избежать негативных последствий.
Представительные органы власти территорий вышестоящего уровня утверждают перечень регулирующих источников доходов. Само же распределение доходов от этих источников происходит при утверждении указанными органами бюджетов в форме определения нормативов отчисления от этих доходов.
Кроме того, бюджетное регулирование возможно и в форме закрепления за бюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе (не менее чем на три года).
Если распределение регулирующих источников доходов не привело к сбалансированности бюджета, то применяются такие формы бюджетного регулирования, как дотации и субвенции, а также бюджетные ссуды.
Дотация — это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, т.е. ее использование не имеет целевого назначения.
Субвенция — это денежная сумма, предоставляемая бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Другими словами, субвенции имеют строгое целевое назначение и должны быть использованы в определенный срок.
Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, представляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Расходы бюджета могут быть классифицированы по различным основаниям.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета (министерствам и ведомствам).
Экономическая классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию, в соответствии с которым выделяются две основных группы: текущие и капитальные расходы.
К текущим относятся
расходы, обеспечивающие функционирование
органов государственной
Капитальные расходы
бюджетов — это ассигнования на
финансирование инвестиционной и инновационной
деятельности и другие затраты, связанные
с расширенным
Практическое значение этой классификации заключается в следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
При составлении бюджета любого уровня важное внимание уделяется требованию сбалансированности бюджета. Как отмечается в законе, сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.
Превышение расходной части над доходной составляет дефицит бюджета. Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы. Однако в умеренных размерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением и имеется во многих высокоразвитых капиталистических странах.
В целях сбалансированности бюджета представительные органы, утверждающие бюджет, могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета.
Уже одно это является средством борьбы с бюджетным дефицитом, так как, будучи утвержденным чаще всего еще до окончательного утверждения бюджета, предельные размеры дефицита препятствуют принятию бюджета с существенным дефицитом.
Покрытие дефицита бюджета осуществляется за счет выпуска государственных займов или использования иных кредитных ресурсов, в том числе бюджетных ссуд. Средства, полученные от физических и юридических лиц, иностранных государств и международных организаций, включаются в государственный долг и подлежат возврату, чаще всего на возмездной основе. Поэтому использование таких источников из года в год представляется бессмысленным.
В том случае, если происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, вводится механизм секвестра расходов. Его суть заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т. д.) ежемесячно по всем статьям бюджета, кроме защищенных, в течение оставшегося времени текущего финансового года.
Решения органов исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной части бюджета, подлежат утверждению соответствующим представительным органом, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного уровня дефицита бюджета.
Возникновение бюджетного
дефицита обусловливается многими
причинами, среди которых можно
выделить следующие:
1. Экономический спад;
2. Рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег;
3. Неоправданно раздутые социальные программы;
4. Возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса;
5.Значительный оборот «теневого» капитала;
6. Непроизводительные расходы и потери и т.д.
В связи с этим говорят о различном качестве
самого дефицита:
• дефицит может быть связан с необходимостью
осуществления крупных государственных
вложений в развитие экономики;
• дефицит возникает в результате чрезвычайных
обстоятельств (война, крупное стихийное
бедствие и т.п.);
• дефицит может отражать кризисные явления
в экономике, неэффективность финансово-кредитных
связей, неспособность правительства
держать под контролем финансовую ситуацию
в стране. Только в последнем случае он
может рассматриваться как явление чрезвычайное,
требующее принятия срочных, действенных
экономических мер и соответствующих
политических решений.
Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм,
регламентирующих дефицит. Так, в случае
принятия бюджета очередной год с дефицитом
законом о бюджете одновременно утверждаются
и источники финансирования дефицита
бюджета. В случае же принятия бюджета
на очередной год без дефицита законом
о бюджете может быть предусмотрено привлечение
средств из источников финансирования
дефицита бюджета для финансирования
расходов бюджета в пределах расходов
на погашение долга.
Текущие расходы утвержденного бюджета
субъекта РФ или местного бюджета не могут
превышать объем доходов их бюджета.
Размер дефицита утвержденного федерального
бюджета не может превышать размер ненефтегазового
дефицита федерального бюджета.
Размер дефицита утвержденного бюджета
субъекта РФ не может превышать 15 % объема
доходов его бюджета без учета финансовой
помощи из федерального бюджета. Если
в законе субъекта РФ о бюджете утвержден
размер поступлений от продажи имущества,
предельный размер дефицита бюджета субъекта
РФ может превышать приведенное выше ограничение,
но не более чем на величину поступлений
от продажи имущества. Аналогичная норма
регулирует размер дефицита местного
бюджета, но здесь этот размер не может
превышать 10 % объема доходов местного
бюджета без учета финансовой помощи из
федерального и регионального бюджетов.
Из всего перечисленного можно сделать
два важных вывода:
во-первых, текущие расходы бюджета должны
быть обеспечены доходами;
во-вторых, привлеченные средства направляются
исключительно на инвестиционные цели
и на обслуживание государственного долга
РФ.
Но иногда само государство создаёт бюджетный
дефицит, это приводит к стимулированию
экономического роста, особенно в период
кризисов. Действительно, если государство
выплачивает денег больше, чем получает,
то это повышает покупательную способность
в обществе - люди больше покупают, предприятия
больше продают, увеличивая занятость
ресурсов. Поэтому дефицит полезен в период
безработицы, но в фазе подъема он опасен,
так как приводит к инфляции, поскольку
рост покупательной способности не сопровождается
адекватным увеличением производства
из-за исчерпания ресурсов.
Откуда государство может взять средства
для покрытия бюджетного дефицита?
Существуют традиционные способы покрытия
дефицита бюджета:
1) выпуск госзаймов,
2) ужесточение налогообложения,
3) эмиссия денег, или «сеньораж», т.е. печатание
денег,
4) внешние займы,
5) посредством займов у населения и у фирм.
Каждый из них имеет как положительные,
так и негативные последствия.
Так, выпуск государственных займов, при
определенных условиях, вытесняет часть
инвестиций из производственного процесса.
Возникает так называемый «эффект вытеснения»
частных инвестиций. Его суть состоит
в том, что выпуск государственных ценных
бумаг ведет к уменьшению денежных средств
населения, что, в свою очередь, приводит
к росту спроса на деньги. Денежный рынок
отреагирует на повышение спроса на деньги
ростом процентной ставки.
Но ее рост сократит инвестиционные возможности
частных лиц, вытесняя часть потенциальных
инвестиций. Однако «эффект вытеснения»
становится значительным и разрушительным
только при высоком уровне занятости и
ограниченности ресурсов. А в экономике
с недоиспользованными ресурсами подобная
политика в сочетании с соответствующей
денежной политикой скорее будет стимулировать,
а не вытеснять частные инвестиции.
Эмиссия денег, или «сеньораж», в настоящее
время не сводится просто к печатанию
денег, поскольку это еще больше усиливает
инфляцию, ухудшает состояние денежного
обращения, вызывает тяжелые последствия
в сфере экономики. Современный «сеньораж»
выражается в создании резервов коммерческих
банков, которые концентрируются в ЦБ
и могут быть использованы для покрытия
дефицита бюджета. Однако политика ЦБ,
направленная на рост величины резервов
денежных средств, поступающих к нему
из коммерческих банков, вызывает недовольство
последних, ослабляет их финансовое положение
и усиливает противоречия внутри финансовой
системы страны.7VII
В конечном итоге важно отметить следующее:
даже при том, что бюджетный дефицит сам
по себе не является катастрофичным явлением,
его увеличение может вести к серьезным
негативным последствиям не только экономического,
но и чисто политического характера. Ведь
доверие народа к бюджетной системе, к
бюджетному устройству страны определяет
доверие правительству, доверие проводимым
реформам. Это доверие невозможно в условиях
несбалансированного бюджета - главного
финансового документа страны, в условиях
растущего внутреннего и внешнего долга.
И это должно, наконец, привлечь пристальное
внимание правительства, и проявиться
в конкретных результатах.
Источники финансирования дефицита различаются,
по уровням бюджета.
Дефицит федерального бюджета финансируется
как из внутренних, так и из внешних источников.
В состав источников внутреннего финансирования
дефицита федерального бюджета включаются:
разница между средствами, поступившими
от размещения государственных ценных
бумаг РФ, номинальная стоимость которых
указана в валюте РФ, и средствами, направленными
на их погашение; разница между полученными
и погашенными РФ в валюте Российской
Федерации бюджетными кредитами, предоставленными
федеральному бюджету другими бюджетами
бюджетной системы Российской Федерации;разница
между полученными и погашенными РФ в
валюте Российской Федерации кредитами
кредитных организаций;
разница между полученными
и погашенными РФ в валюте Российской
Федерации кредитами
К внешним источникам финансирования
дефицита федерального бюджета относятся:
разница между средствами, поступившими
от размещения государственных займов,
которые осуществляются путем выпуска
государственных ценных бумаг от имени
Российской Федерации и номинальная стоимость
которых указана в иностранной валюте,
и средствами, направленными на их погашение;
разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
Информация о работе Бюджетный дефицит и пути его регулирования