Бюджетный дефицит: регулирование, проблемы сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой курсовой работы заключается в попытке раскрыть сущность и значение бюджетного дефицита в Российской Федерации. Также необходимо указать действия наших многочисленных Правительств по преодолению бюджетного дефицита и методы его регулирования. При выборе темы мы руководствовались и чисто политическими мотивами (к сожалению, в России политика пока сильнее экономики по силе влияния друг на друга). Поэтому всегда интересно пронаблюдать столкновение множества политических утверждений и принятии бюджета в Государственной Думе и Совете Федераций – обеих палатах Федерального Собрания РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 5
1.1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА. 5
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 10
1.3. СУЩНОСТЬ ДЕФИЦИТА. 14
1.4. ДЕФИЦИТ, ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ДОЛГ. 19
2. АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА С 1985 И ПО НАШИ ДНИ. 21
2.1 БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ В ПЕРИОД ДО 1996 ГОДА. 21
2.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Файлы: 1 файл

135.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

  1.2 Основные причины возникновения бюджетного дефицита.

 

      Кейнсианская  теория нестабильности прямо предполагает необходимость проведения государственной  экономической политики. С точки зрения кейнсианства недостаточность валовых расходов приводит к увеличению безработицы, избыточность же валовых расходов порождает инфляцию. Таким образом, правительству необходимо уменьшать совокупные расходы в экономике, когда они слишком велики и наоборот, увеличивать эти расходы, когда они слишком низки.

      Итак, фискальная политика базируется на двух основных выводах экономической  науки.

  • Во-первых, рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции и уровня занятости.
  • Во-вторых, увеличение суммы налогов сокращает личный располагаемый доход домашних хозяйств и, следовательно, приводит к сокращению расходов, объема выпуска продукции и занятости.

      Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Если правительство использует меры фискальной и/или денежной политики, пытаясь приблизить объем выпуска продукции к его потенциальному уровню и поддержать стабильность цен, это называется политикой стабилизации.

    Политика  стабилизации представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем ВНП к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции. Целью политики экономического роста является увеличение фактических объемов ВНП. Политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. [Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. “Экономика” М.: Дело, 1997. стр 541] Бюджет — это подробное описание расходов, а также финансовых планов отдельных людей, компаний или правительства. Бюджетный дефицит — это превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений. Когда правительство имеет дефицит бюджета, то его расходы больше его доходов. Немаловажен вопрос о влиянии величины и динамики бюджетного дефицита на развитие всей экономики в целом и отдельных ее показателей в частности. Для начала следует отметить, что бюджетный дефицит нуждается в финансировании, и, как правило, это финансирование проводится при помощи заимствований, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Несомненно, иногда правительства прибегают и к прочим методам финансирования, среди которых наиболее губительным для экономики в целом является инфляционное финансирование. 

Фискальная  политика государства

      Для начала кратко рассмотрим теоретический  механизм функционирования фискальной политики, а конкретно – как налоги, трансферты и государственные закупки влияют на экономическую ситуацию в стране.

      В качестве модели возьмем классическую математическую модель, в которой 

ВНП (Y)  = расходам на потребление (C)+ расходам на инвестиции (I)  + государственные закупки (G) [Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. “Экономика” М.: Дело, 1997. стр 552].  

      Можно сказать, что государственные расходы состоят из государственных закупок (спрос правительства на товары и услуги), а так же из трансфертов (платежей, осуществляемых без соответствующего предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг). В идеальной ситуации величина налогов, составляющая доходы бюджета, должна равняться государственным расходам, то есть величине государственных закупок + трансферты. Но поскольку трансферты представляют собой лишь перераспределительные отношения, то есть в конечном итоге доходы частного (в противоположность государственному) сектора в размере трансфертов возвращаются частному же сектору, следует использовать такое понятие, как чистые налоги. Чистые налоги – это сумма, которую частный сектор уплачивает правительству после учета величины всех трансфертов, получаемых им от правительства. В данном случае нас интересует совокупный доход, а трансферты на его размер не влияю [Арешонков В.Г “Экономика” 1996 М.: Инфра-М стр 86].

    Заслуживает внимания вопрос о  влиянии на экономическую  ситуацию увеличения налогов и увеличения правительственных расходов. Очевидно, что рост объема государственных закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции, причем прирост этот равен величине государственных закупок, умноженной на  величину мультипликатора. Налогообложение в свою очередь сокращает размер потребительских доходов и соответственно расходов. Так как мультипликатор равен 1/(1- Предельная склонность к потреблению), то совокупный спрос при увеличении налогов уменьшится на величину, равную произведению предельной склонности к потреблению и суммы сокращения располагаемого дохода. Таким образом мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.  

      Мультипликатор  сбалансированного  бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, имеет своим результатом увеличение выпуска продукции. То есть сбережения, являющиеся главным источником финансирования увеличения расходов правительства через механизм внутреннего госдолга, пускаются в оборот и тем самым увеличивают совокупный спрос. [Арешонков В.Г “Экономика” 1996 М.: Инфра-М стр 86]

Как уже  было отмечено, величина валовых расходов в экономике полной занятости не всегда совпадает с объемом произведенной в экономике полной занятости продукции (товаров и услуг). Если валовые расходы меньше объема выпущенной в стране продукции, то возникает так называемый “рецессионный разрыв” (recessionary gap).  Такая ситуация возникает из-за существования “предельной склонности к сбережению” - определенную часть своих доходов люди тратят на сбережения, и именно они, сбережения, и являются источником финансирования увеличения государственных затрат.

      Итак, у государства есть 2 варианта –  либо срочно увеличивать объем выпускаемой  продукции, либо срочно увеличивать  валовые расходы. Именно последнее  и достигается при помощи увеличения государственных расходов. А так  как государственные закупки эффективнее государственных трансфертов, именно первое и должно применяться. Таким образом, увеличение государственных расходов уравновешивает потери величины валовых расходов, вызванных сбережениями, налогами или импортом.

      Может сложиться и обратная ситуация – возникновение “инфляционного разрыва” (inflationary gap)1 – когда валовые расходы экономики полной занятости превышают валовой объем выпускаемой продукции экономики полной занятости. Для недопущения инфляции государству приходится уменьшить валовые расходы как раз на величину этого инфляционного разрыва. Это можно проделать несколькими способами. Можно уменьшить государственные расходы (трансферты или затраты на товары и услуги), или потребительские затраты при помощи увеличения налогов. Однако надо помнить, что увеличение налогов на рубль приведет к уменьшению расходов меньше, чем на рубль.

      Итак, составим сводную таблицу всего  вышесказанного касательно фискальной политики 

Таблица 1

Источники уменьшения валовых  расходов
Сбережения, налоги, импорт
Источники увеличения валовых  расходов Инвестиции, государственные  расходы, экспорт
Равновесный уровень ВНП Уровень выпуска  продукции, при котором желаемый уровень валовых расходов равняется  уровню производства. В условиях равновесия сумма величин, увеличивающих валовые расходы, равна сумме величин, уменьшающих валовые расходы. Таким образом, желаемые инвестиции + государственные расходы + экспорт = желаемым сбережениям + налогам + импорту
ВНП полной занятости Общая стоимость  конечных товаров и услуг, которых можно произвести в определенный период времени при полной занятости. Эта величина называется потенциальным ВНП.
Цель  фискальной политики Сравнять равновесный  ВНП с ВНП полной занятости.
Стратегии фискальной политики
  • Величина желаемого увеличения валовых расходов =  величине рецессионного разрыва;
  • Величина желаемого уменьшения валовых расходов = величине инфляционного разрыва.

1.3. Сущность  дефицита.

      Обычно  сбалансированный бюджет является лишь предвыборным девизом, а не реалией нашей жизни. Превышение расходов над доходами называется бюджетным дефицитом. В идеальной ситуации бюджетный дефицит равен величине государственных закупок товаров и услуг минус чистые налоги.

      В различных экономических трудах можно встретить несколько отличающиеся друг от друга подходы к проблеме дисбаланса бюджета. Однако в последнее время большинство экономистов согласились с точкой зрения Дж. М. Кейнса, великого экономиста 20-го века. 

        Итак, с точки зрения кейнсианцев,  бюджетный дефицит или избыток являются обычными последствиями проведения фискальной политики, и ничем более. Обоснованность каждого данного дефицита или избытка зависит от необходимости регулирования величины государственных вливаний в величину валовых расходов экономики. С точки зрения кейнсианцев сбалансированный бюджет имеет право на существование лишь тогда, когда экономика находится в равновесии в состоянии полной занятости, причем величина слагаемых, увеличивающих валовые расходы экономики полной занятости, равна величине слагаемых, уменьшающих валовые расходы экономики полной занятости. Если  же хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполнено, несбалансированность бюджета будет обоснованна. Тем не менее, в мировой практике случаев наличия бюджетного избытка намного меньше, чем случаев наличия бюджетного дефицита.

Казалось  бы, что может быть проще –  сократить расходную часть бюджета, если доходная недостаточна, и дело с концом. Однако в реальной жизни  расходную часть сокращать не только достаточно сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения – на социальные нужды, на вооружения и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом году. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее программ, как-то помощь инвалидам, участникам войн, разнообразных федеральных программ.  Кроме того, хотя существование защищенных статей расходов бюджета и сокращает возможности варьирования фискальной политики, эти расходы часто являются стабилизаторами экономического положения в стране. Возьмем, к примеру, пособие по безработице. Расходы по этой статье увеличиваются как раз тогда, когда совокупных расходов в экономике не хватает для обеспечения занятости всех имеющихся ресурсов в полном объеме. Люди, получающие эти трансферты, начинают больше тратить, увеличивая тем самым совокупные расходы экономики. С другой стороны, такие автоматические стабилизаторы имеются и в доходной части бюджета. В частности подоходный налог так же приносит когда больше, когда меньше доходов в бюджет в зависимости от величины совокупных расходов и доходов. Когда доходы и, соответственно, расходы идут вверх, подоходный налог сдерживает рост покупательной способности населения, предотвращая тем самым дополнительные предпосылки  к возникновению инфляции. Таким образом, автоматические стабилизаторы (правительственные доходы или расходы, автоматически изменяющиеся в противоположную изменениям в национальном доходе сторону, например пособия по безработице или подоходный налог) сглаживают флуктуации кривой совокупных расходов и доходов, предотвращая излишне резкие и слабо контролируемые изменения величин макроэкономических показателей.

Таким образом, можно сказать, что величина расходов, а, следовательно, и величина сальдо сбалансированного бюджет, зафиксировано примерно на определенном уровне. Отсюда можно сделать вывод, что при пропорциональной системе налогообложения величина бюджетного дефицита, прежде всего, зависит от уровня доходов.

Так как  благодаря господину Кейнсу с  середины тридцатых годов дефицит  государственного бюджета стал применяться  в качестве источника возможностей государственного регулирования экономики, в конце двадцатого века не осталось практически ни одной страны, могущей похвастаться отсутствием бюджетного дефицита.

Следует помнить, что какова бы не была мощь фискальной политики, не одна она влияет на величину дефицита госбюджета. Величина дефицита связана с циклическим  движением макроэкономики. Это обусловлено, прежде всего, существованием автоматических стабилизаторов. Ниже приведены данные, иллюстрирующие влияние стабилизаторов на бюджет. 
 

    Таблица 2

    Изменения в бюджете за счет увеличения безработицы  и инфляции. (в долларах США 1990 года)

Когда уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт: Государственные расходы автоматически увеличиваются за счет:
  • Пособий по безработице
  • дотаций на питание
  • дотаций социальной сфере
  • дотации здравоохранению

Валовое увеличение расходов бюджета + 7 миллиардов долларов

Государственные налоговые доходы автоматически уменьшаются за счет:
  • подоходного налога с физических лиц
  • отчислений с фонда заработной платы
  • отчислений с оборота

Валовое уменьшение доходов –21 миллиард долларов

Дефицит госбюджета увеличивается на 28 миллиардов
Когда уровень инфляции увеличивается на 1 процентный пункт Правительственные расходы автоматически увеличиваются за счет:
  • индексации минимальной зарплаты и пенсий
  • увеличения процентной ставки

Валовое увеличение расходов + 15 миллиардов долларов

Правительственные доходы автоматически увеличиваются за счет:
  • налогов с юридических и физических лиц

Валовое увеличение доходов + 18 миллиардов долларов

Дефицит уменьшается на 3 миллиарда долларов

Информация о работе Бюджетный дефицит: регулирование, проблемы сокращения