Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:32, курсовая работа
В курсовой работе рассматривается основные направления, сущность, задачи и цели бюджетной политики в современной России. При этом автором проводится анализ бюджетной политики России. Кроме того, оценила бюджетную политику республики Татарстан. В работе изучены пути совершенствования и перспективы развития бюджетной политики на современном этапе развития экономики России. В конце работы сформулированы выводы и предложения на основе изученного опыта.
Введение……………………………………………………………………...…4
1. Методологические основы построения бюджетной политики РФ……....6
1.1. Социально-экономическая сущность бюджетной политики………..….6
1.2. Основные направления бюджетной политики на современном этапе…7
2. Анализ бюджетной политики РФ…………………………………………11
2.1. Анализ реализации бюджетной политики на федеральном уровне…..11
2.2. Оценка реализации бюджетной политики на субфедеральном уровне18
2.3 Направления развития и совершенствования бюджетной политики……………………………………………………………………….23
Выводы и заключения……………………………………………..………….28
Список литературы……………………………………………………………3
Средства Фонда национального благосостояния использовались в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан (таблица 6):
Таблица 6
Объема Фонда национального благосостояния (млрд. рублей)
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Объем Фонда национального благосостояния на начало года |
2 531,4 |
2 695,5 |
2 555,3 |
%% к ВВП |
3,6 |
5,1 |
4,4 |
Поступления и курсовая разница |
29,9 |
-135,2 |
-5,5 |
Использование средств Фонда национального благосостояния (софинансирование пенсионных накоплений) |
-10,0 |
-5,0 |
-7,5 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец года |
2 551,3 |
2 555,3 |
2 542,3 |
%% к ВВП |
3,6 |
4,8 |
4,4 |
Средства Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах |
472,6 |
648,5 |
550,7 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах |
2 078,7 |
1 906,8 |
1 991,6 |
Финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
Таким образом, проанализировав бюджет РФ за 2010-2012 год можно сделать вывод о том, что бюджетную политику нужно совершенствовать и внедрять современные, более точные экономические прогнозы.
2.2. Оценка реализации бюджетной
политики на субфедеральном
Республика Татарстан является одним из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации.
Бюджет Республики Татарстан предназначен для исполнения расходных обязательств республики. Использование органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств Республики Татарстан не допускается.
Доходы бюджета Республики
Татарстан на очередной финансовый
год формируются исходя из макроэкономических
показателей социально-
В Татарстане проводится сбалансированная бюджетная политика.
Дефицит консолидированного бюджета Республики Татарстан за 2011 год составил 5,5 млрд. руб.
Согласно Отчету об исполнении консолидированного бюджета за 2011 год, представленному одновременно с законопроектом, доходы исполнены в сумме 170,3 млрд.руб. (включая безвозмездные поступления) или 96% от плановых назначений.
Таблица 7
Структура доходов бюджета РТ за 2009-2011 гг.
Наименование доходов |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||
Сумма в тыс. руб. |
Уд. вес в % |
Сумма в тыс.руб. |
Уд. вес в % |
Сумма в тыс.руб. |
Уд. вес в % | |
Налоговые доходы всего |
15991676 |
45,21 |
15402166 |
42,89 |
18750973 |
45,57 |
Налог на прибыль |
4938165 |
14,00 |
6549401 |
18,24 |
1149449 |
27,85 |
НДФЛ |
1790263 |
5,2 |
2312086 |
6,43 |
4739022 |
11,52 |
НДС |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Акцизы |
1370000 |
3,86 |
1780000 |
4,96 |
3150000 |
7,65 |
Лицензионные сборы |
- |
- |
15917 |
0,04 |
- |
- |
Налог с продаж |
300000 |
0,9 |
- |
- |
- |
|
Налог на имущество предприятий |
996653 |
2,9 |
1264995 |
3,53 |
1435004 |
3,48 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
3019857 |
8,6 |
3087937 |
8,59 |
2257643 |
5,48 |
Налоги на совокупный доход |
- |
- |
141177 |
0,39 |
416877 |
1,01 |
Единый налог на вмененный доход |
153300 |
0,43 |
- |
- |
- |
- |
Прочие налоги и сборы |
104049 |
- |
- |
- |
- |
- |
Неналоговые доходы всего в том числе: |
551580 |
1,6 |
2487952 |
6,92 |
3345000 |
8,13 |
Всего доходов |
35409904 |
100 |
35908707 |
100 |
41143889 |
100 |
Источник: отчетные данные Министерства финансов РТ за 2009-2011гг.
В 2011 г. структуре налоговых доходов наибольший объем занимают:
- налог на прибыль организаций
– 65,7 млрд.руб. или 34,49%. Основной
объем поступлений по налогу
на прибыль обеспечили
- налог на доходы физических
лиц (далее - НДФЛ) – 19,6 млрд.руб.
или 11,07%. Структура поступлений
НДФЛ в бюджет Республики
Из таблицы 7., видно, что в доходах бюджета РТ значительный удельный вес занимают налоговые доходы. Но удельный вес их в последние годы сократился с 67,0% в 2009 г. до 45,57% на 2011 г. В налоговых доходах по плану в 2011 год 18,24% занимает налог на прибыль; 8,59% платежи за пользование природными ресурсами; 3,53% налог на имущество предприятий; 6,43% налог на доходы физических лиц. Значительный удельный вес в доходах бюджета РТ занимал НДС. С 2001 года НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет. [8, С. 122].
Бюджет Республики Татарстан имеет ярко выраженную социальную направленность.
На уровне 2010 года сохраняются
в 2011 году в республике компенсационные
выплаты работникам бюджетной сферы,
на что в бюджете предусмотрены
средства в сумме 1,2 млрд. рублей. Также
сохранился порядок формирования фонда
оплаты труда в бюджетных учреждениях,
который дополнительно
В 2011 году на содержание и развитие социально-культурной сферы направлено 28,1 млрд. рублей, что составляет 55% от общих расходов бюджета Республики Татарстан. По консолидированному бюджету в социальную сферу было направлено 34,9 млрд. рублей.
В бюджете Республики Татарстан самыми значительными по объему являются субвенции на выполнение государственного образовательного стандарта, на предоставление гражданам субсидий для оплаты жилья и коммунальных услуг, на содержание учреждений социального обслуживания.
Как показали расчеты, произведенные в процессе согласования параметров местных бюджетов, большинство поселений не имеет возможности за счет законодательно закрепленных по единым Федеральным нормативам местных налогов и сборов обеспечить в полной мере реализацию своих законодательно закрепленных расходных полномочий.
Доходы целевых бюджетных фондов снизились до 16,57% в 2010 г. и 16,12% в 2011 г. [13, С. 127].
Более наглядно структуру бюджета РТ представим на рис. 1 и рис. 2.
Рис. 2. Структура основных доходов бюджета РТ за 2009-2011 гг.
Только около пяти процентов
муниципальных образований
Из рис. 2. видно, что региональные налоги в доходах бюджета РТ занимают незначительный удельный вес.
Транспортный налог в
доходах целевых бюджетных
Налог на прибыль в бюджете республики в объеме 12,5 млрд.руб., в сравнении с планом 2010 года это больше 156 %.
При введении новой системы распределения акцизов на алкогольную продукцию замечается уменьшение поступлений в бюджет республики.
Налог на доходы физических лиц в консолидированном бюджете в сумме 17,1 млрд.рублей, в сравнении с 2010 годом - больше на 121%.
Налог на 2011 год составил 2 млрд.руб., в сравнении с 2010 годом это больше на 165 %, Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета Республики Татарстан за 2011 год занимают расходы по разделам «Национальная экономика» – 38,07% и «Межбюджетные трансферты» – 26,18%.
Исполнение бюджета республики по расходам за 2012 год составило 139 215, 4 млн. руб. при плановом объеме 180 860,9 млн. рублей.
Таблица 8
Сведения об исполнении бюджета РТ по расходам за 2011-2012 г.
Показатели |
2011 год |
2012 г. (11 месяцев) | ||
Факт |
Структура, % |
Факт |
Структура, % | |
Расходы, всего, млрд.руб. |
139,7 |
100 |
139,2 |
100 |
Общегосударственные расходы |
5,8 |
3,77 |
10,5 |
7,54 |
Национальная оборона |
0,085 |
0,01 |
0,083 |
0,01 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
4,4 |
3,19 |
2,8 |
1,09 |
Национальная экономика |
52,9 |
38,0 |
45,9 |
31,05 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
5,5 |
3,13 |
5,4 |
3,12 |
Охрана окружающей среды |
0,7 |
0,59 |
0,2 |
0,22 |
Образование |
6,1 |
5,11 |
4,2 |
3,94 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
2,9 |
2,43 |
1,7 |
1,88 |
Здравоохранение и спорт |
15,9 |
12,46 |
21,8 |
17,72 |
Социальная политика |
17,4 |
14,55 |
16,2 |
13,82 |
Межбюджетные трансферты |
36,4 |
26,18 |
28,9 |
22,2 |
Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» за 2012 год составили 10 528,2 млн. рублей, против 11 363,1 млн. рублей годового плана.
По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» расходы бюджета Республики Татарстан составили 579 тыс. рублей или 98,5 % к уточненным годовым назначениям.
По разделу «Жилищно-
В 2012 году за 11 месяцев межбюджетные трансферты местным бюджетам выделены в сумме 28 908,6 млн.руб. централизованных в бюджете Республики Татарстан средств.
За 11 месяцев 2012 г. наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета Республики Татарстан занимают расходы по разделам «Национальная экономика» - 45 986,9 млн.руб. – 45,9% и «Межбюджетные трансферты» – 28 908,6 млн.руб. или 22,2%.
Анализ структуры расходов бюджета РТ показал высокий удельный вес в расходах статьи «межбюджетные трансферты местным бюджетам». В этой связи большое значение имеет методика расчета и предоставления средств регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и в частности методика определения налогового потенциала, которая должна отражать степень прилагаемых фискальных усилий на местном уровне.
Итоги исполнения бюджета за одиннадцать месяцев 2012 года, а также ожидаемое исполнение до конца года говорят о том, что фактически поступающие доходы позволят частично покрыть дефицит бюджета, а вторая часть этого дефицита закроется бюджетными кредитами и дотацией на сбалансированность из федерального бюджета.
Исходя из вышеизложенного, бюджет по доходам заложен достаточно напряженный, но при достижении заложенных экономических показателей, при слаженной работе всех уровней органов власти это можно будет исправить.
Далее рассмотрим бюджетную политику города Набережные Челны.
Прошедшие года были результативными, с точки зрения динамики важнейших макроэкономических показателей. Улучшение экономической ситуации, оживление внешнего и внутреннего спроса, масштабные антикризисные меры в 2010-2011 годах позволили возобновить рост практически во всех секторах экономики, что непосредственно сказалось на результатах исполнения бюджета города.
Таблица 9
Структура доходной части бюджета города (в млн. рублей)
Доходы |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Абсолютное отклонение |
Темп, % |
Налоговые и неналоговые доходы: |
2666 |
3489 |
3902 |
+413 |
111,9 |
налоговые доходы |
2182 |
2999 |
3348 |
+349 |
111,7 |
неналоговые доходы |
484 |
490 |
554 |
+64 |
113,1 |
Безвозмездные поступления: |
2950 |
2486 |
1994 |
-492 |
80,2 |
межбюджетные трансферты без субсидий на капитальный ремонт жилого фонда |
1375 |
1268 |
1555 |
+287 |
122,6 |
субсидии на капитальный ремонт жилого фонда |
1575 |
1218 |
439 |
-779 |
36,0 |
Всего доходов |
5666 |
5936 |
5884 |
-52 |
99,1 |
Информация о работе Бюджетная политика в современной России и основные направления ее реформирования