Бюджетирование на предприятии (на примере ООО «Знамя», Чувашская Республика)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием разработка бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин «бюджетирование».
Целью данной курсовой работы является закрепление практических навыков по формированию бюджета материальных ресурсов на примере кормов и разработка рекомендации по его составлению для конкретной организации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы и критерии оценки систем бюджетирования 4
1.1. Понятие систем бюджетирования 4
1.1.1. Архитектура и основные понятия бюджетной системы 4
1.2. Цели и задачи бюджетирования 8
1.3. Функции систем бюджетирования 9
1.4. Бюджетирование и информационные системы 11
1.5. Критерии оценки систем бюджетирования 13
1.5.1. Состав и свойства информационных объектов 14
1.5.2. Функциональность и алгоритмы системы бюджетирования 16
1.5.3. Организация работы пользователей с системой 19
1.5.4. Архитектура, платформа, средства интеграции 22
2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Знамя» 25
2.1 Общая информация о хозяйстве 25
2.2 Природно-климатические условия 25
2.2.1. Рельеф 25
2.2.2. Климат 26
2.2.3. Гидрография 26
2.2.4. Почвообразующие породы 27
2.2.5. Почвы 27
2.3 Анализ финансового состояния ООО «Знамя» 28
3. Составление бюджета материальных ресурсов (кормов) в ООО «Знамя» 35
4. Рекомендации по формированию бюджета материальных ресурсов (кормов) в ООО «Знамя» 39
Выводы и предложения 40
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

Моя курсовая по бюджетированию.docx

— 88.39 Кб (Скачать)

 


 

Учетно-финансовый факультет

Кафедра бухгалтерского учета

Дисциплина  «Бюджетирование и управленческий учет в отраслях производственных сфер АПК»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Бюджетирование на предприятии (на примере ООО «Знамя», Чувашская Республика)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2012

 

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы и критерии оценки систем бюджетирования 4

1.1. Понятие систем бюджетирования 4

1.1.1. Архитектура и основные понятия бюджетной системы 4

1.2. Цели и задачи бюджетирования 8

1.3. Функции систем бюджетирования 9

1.4. Бюджетирование и информационные системы 11

1.5. Критерии оценки систем бюджетирования 13

1.5.1. Состав и свойства информационных объектов 14

1.5.2. Функциональность и алгоритмы системы бюджетирования 16

1.5.3. Организация работы пользователей с системой 19

1.5.4. Архитектура, платформа, средства интеграции 22

2. Организационно-экономическая характеристика  ООО «Знамя» 25

2.1 Общая информация о хозяйстве 25

2.2 Природно-климатические условия 25

2.2.1. Рельеф 25

2.2.2. Климат 26

2.2.3. Гидрография 26

2.2.4. Почвообразующие породы 27

2.2.5. Почвы 27

2.3 Анализ финансового состояния ООО «Знамя» 28

3. Составление бюджета материальных ресурсов (кормов) в ООО «Знамя» 35

4. Рекомендации по формированию бюджета материальных ресурсов (кормов) в ООО «Знамя» 39

Выводы и предложения 40

Список использованной литературы 41

 

Введение

 

Бюджет - финансовый документ, отражающий серию  спланированных событий, которые свершатся  в будущем, т.е. прогноз будущих  финансовых операций.

Система бюджетов позволяет руководителю заранее  оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и  избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием разработка бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин «бюджетирование».

Целью данной курсовой работы является закрепление  практических навыков по формированию бюджета материальных ресурсов на примере  кормов и разработка рекомендации по его составлению для конкретной организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– ознакомиться с нормативной базой по составлению  бюджетов в РФ;

– рассмотреть  организационно – экономическую  характеристику хозяйства;

– подробно рассмотреть составление бюджета  материальных ресурсов (кормов);

– разработать  рекомендации по составлению бюджета  материальных ресурсов (кормов)

Объектом  исследования является колхоз ООО «Знамя».

Источники информации при написании курсовой работы: законодательные и нормативные  акты, учебные пособия, периодические  издания, а так же годовые отчёты хозяйства и регистры синтетического учёта.

Глава 1. Теоретические  основы и критерии оценки систем бюджетирования

1.1. Понятие  систем бюджетирования

Под бюджетированием понимается вся  совокупность управленческих процессов, обеспечивающих жизненный цикл бюджета. В это понятие входит разработка бюджета (включая согласование и утверждение), контроль его исполнения (оценка соответствия плана и факта), а также анализ причин отклонений фактических данных от плановых. Таким образом, бюджетирование включает в себя два основных элемента - планирование и контроль.

Что касается системы бюджетирования, то здесь требуются некоторые  комментарии. Дело в том, что этот термин часто употребляют в узком  смысле, имея в виду определенную методику или соответствующую компьютерную программу. При постановке и внедрении системы бюджетирования не всегда уделяют должное внимание, пожалуй, самому главному элементу любой системы управления - человеку, принимающему решения. Кроме того, важную роль играют и организационные принципы (бизнес-процессы), в рамках которых взаимодействуют люди и информационные системы. Строго говоря, система бюджетирования - это комплексное понятие, включающее в себя сразу несколько элементов: методологию, персонал, информационную систему, а также соответствующие бизнес-процессы.

1.1.1. Архитектура  и основные понятия бюджетной  системы

Бюджетная система  компании - совокупность процессов/функций, компонент бюджетирования и бюджетных регламентов, определяющих последовательность, правила, сроки и ответственных за расчеты бюджетов, формирование отчетов, анализ исполнения бюджетов и принятие решений.

Процессы/функции  бюджетирования - обособленные устойчивые вид деятельности, связанные с планированием, учетом, анализом и контролем финансово-экономических показателей деятельности компании.

Компоненты бюджетирования - состоит из двух разделов: объекты компании, по которым ведется бюджетирование и совокупность планов и отчетов системы бюджетирования.

Объекты бюджетирования - объекты компании, по которым ведется планирование, учет, анализ и контроль исполнения бюджетов

Набор объектов бюджетирования, который  будет принят в компании, зависит от нескольких факторов, в том числе и от информации, используемой руководителями компании для принятия решений. Например, если при принятии решения о распределении финансовых ресурсов между направлениями деятельности компании необходимо знать оценку финансово-экономической эффективности каждого направления деятельности, то в число объектов бюджетирования должны входить бизнес – направления. Если в компании разработана и внедрена финансовая структура, то для эффективного управления компании необходимо вести планирование и контроль в разрезе центров финансового учета. Таким образом, в соответствии с разработанной финансовой моделью подбирается необходимый набор объектов бюджетирования.

Объекты бюджетирования:

  • Бизнес – направления;
  • структурные звенья компании
  • центры финансового учета
  • основные бизнес-процессы компании
  • проекты компании

Конкретный набор объектов бюджетирования определяется исходя из конкретной компании в соответствии с принципом целесообразности усложнения системы бюджетирования. Некоторые компании на начальной  стадии внедрения системы бюджетирования могут ограничиться только финансовыми бюджетами, т.е. внедрять систему финансового планирования и контроля по отношению только компании в целом, используя простые финансовые модели бюджетирования. В дальнейшем архитектура бюджетной системы может усложняться (по мере необходимости) и компания будет переходить на использование более сложных финансовых моделей.

Планы и отчеты бюджетной системы:

  • Бюджеты;
  • Отчеты;
  • Отчеты по результатам бюджетного анализа.

Бюджет - финансовый документ, представляющий в систематизированной форме на заданном интервале времени плановые значения статей бюджета.

В соответствии с представленными  объектами бюджетирования на предприятии  могут составляться следующие бюджеты:

  • Операционные бюджеты:
    • бюджеты бизнес – направлений;
    • бюджеты подразделений;
    • бюджеты центров финансового учета (ЦФУ);
    • бюджеты бизнес-процессов;
    • бюджеты проектов;
  • Финансовые бюджеты (сводные бюджеты.):
    • бюджет доходов и расходов (прибылей и убытков);
    • бюджет движения денежных средств (кассовый бюджет);
    • бюджет по балансовому листу (прогнозный баланс).

Бюджеты бизнес – направлений составляются по каждому направлению деятельности и содержат всю необходимую информацию для оценки их финансово-экономической эффективности, принятия решений о дальнейшем их развитии и финансировании.

Бюджеты подразделений составляются по каждому структурному звену компании в соответствии с действующей организационной структурой.

Бюджеты центров финансового  учета (ЦФУ) составляются по каждому ЦФУ в соответствии с действующей финансовой структурой.

Если в компании действует финансовая структура, то можно ограничиться составлением бюджетов ЦФУ, а бюджеты по подразделениям, входящим в состав ЦФУ не строить.

Бюджеты бизнес-процессов составляются по каждому выделенному бизнес-процессу компании. Например, если в компании выделен бизнес-процесс «Сбыт», ему могут соответствовать следующие бюджеты: бюджет продаж, содержащий информацию о планируемых объемах реализации в натуральных и стоимостных показателях, и бюджет коммерческих расходов, содержащий информацию о планируемых расходах, связанных с реализацией продукции в объемах, заложенных в бюджете продаж.

Бюджеты проектов составляются по каждому проекту компании. Это могут быть проекты, непосредственно связанные с основной деятельностью компании и поэтому проводимыми на регулярной основе. Например, в компаниях, занимающихся оказанием различного рода услуг, проекты могут являться основным объектом планирования и контроля, поэтому необходимо будет вести бюджетирование по проектам. Также это могут быть единичные проекты, например, проект по расширению производственных мощностей или проект по созданию нового продукта.

Финансовые бюджеты - это консолидированные бюджеты компании. Финансовые бюджеты строятся по компании в целом или по центрам прибыли, т.е. по центрам финансового учета компании, по которым можно рассчитать финансовый результат. Финансовые бюджеты имеют стандартные форматы для всех компаний.

Отчет - финансовый документ, представляющий в систематизированной форме на заданном интервале времени фактические значения статей бюджета.

Отчет по результатам  бюджетного анализа - финансовый документ, представляющий в систематизированной форме на заданном интервале времени основные выводы об эффективности исполнения бюджета и предложения по корректировке исходных гипотез и предположений на будущие периоды.

Регламент системы  бюджетирования - документы, представляющие в систематизированной форме описание процедур финансово-экономического планирования, учета, анализа и контроля, действующие в компании.

1.2. Цели  и задачи бюджетирования

Внедрение системы бюджетирования позволяет предприятию:

  • составлять реальные прогнозы финансово-хозяйственной деятельности
  • вовремя обнаруживать наиболее узкие места в управлении предприятием, используя инструменты многовариантного анализа
  • быстро подсчитать экономические последствия при возможных отклонениях от намеченного плана при помощи финансовых моделей и принять эффективное управленческое решение
  • скоординировать работу структурных подразделений и служб на достижение поставленной цели
  • повысить управляемость компании за счет оперативного отслеживания отклонений факта от плана и своевременного принятия решений.

Ожидаемые результаты после внедрения  бюджетирования:

  • внедрение процедур регулярного финансового планирования и контроля над исполнением бюджета;
  • обучение специалистов финансовых служб методикам финансового планирования и анализа;
  • составление годового бюджета предприятия;
  • улучшение управляемости компании за счет наделения полномочиями, установления ответственности менеджеров компании и совершенствования оргструктуры;
  • улучшения финансовых показателей работы компании за счет совершенствования системы финансового планирования и контроля.

1.3. Функции  систем бюджетирования

Будучи комплексным управленческим процессом, бюджетирование оказывает столь же комплексное влияние на деятельность аппарата управления. Среди основных функций системы бюджетирования можно выделить следующие:

  • планирование и координация;
  • принятие решений и делегирование полномочий;
  • оценка деятельности;
  • оценка и переоценка тенденций;
  • взаимодействие и мотивация персонала;
  • контроль и анализ.

Рассмотрим перечисленные функции  бюджетирования более подробно.

Информация о работе Бюджетирование на предприятии (на примере ООО «Знамя», Чувашская Республика)