Бюджетирование на предприятии (на примере ООО «Знамя», Чувашская Республика)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием разработка бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин «бюджетирование».
Целью данной курсовой работы является закрепление практических навыков по формированию бюджета материальных ресурсов на примере кормов и разработка рекомендации по его составлению для конкретной организации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы и критерии оценки систем бюджетирования 4
1.1. Понятие систем бюджетирования 4
1.1.1. Архитектура и основные понятия бюджетной системы 4
1.2. Цели и задачи бюджетирования 8
1.3. Функции систем бюджетирования 9
1.4. Бюджетирование и информационные системы 11
1.5. Критерии оценки систем бюджетирования 13
1.5.1. Состав и свойства информационных объектов 14
1.5.2. Функциональность и алгоритмы системы бюджетирования 16
1.5.3. Организация работы пользователей с системой 19
1.5.4. Архитектура, платформа, средства интеграции 22
2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Знамя» 25
2.1 Общая информация о хозяйстве 25
2.2 Природно-климатические условия 25
2.2.1. Рельеф 25
2.2.2. Климат 26
2.2.3. Гидрография 26
2.2.4. Почвообразующие породы 27
2.2.5. Почвы 27
2.3 Анализ финансового состояния ООО «Знамя» 28
3. Составление бюджета материальных ресурсов (кормов) в ООО «Знамя» 35
4. Рекомендации по формированию бюджета материальных ресурсов (кормов) в ООО «Знамя» 39
Выводы и предложения 40
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

Моя курсовая по бюджетированию.docx

— 88.39 Кб (Скачать)

Планирование  и координация. Это - основные функции системы бюджетирования. С одной стороны, бюджет конкретизирует стратегические корпоративные планы, а с другой - консолидирует информацию тактического и оперативного характера. Таким образом, в бюджете как бы «связываются» между собой стратегическая и оперативно-тактическая плоскости планирования. Поэтому корпоративный бюджет, по сути, устанавливает определенные рамки, внутри которых принимаются все последующие управленческие решения. Развитие предприятия становится более планомерным и предсказуемым, поскольку вероятность неадекватных шагов и разного рода «перекосов» сводится к минимуму.

Принятие решений  и делегирование полномочий. Грамотно поставленная система бюджетирования подразумевает четкие процедуры принятия управленческих решений и соответствующее разграничение ответственности. При этом право (и обязанность) принятия решений делегируется именно тому менеджеру, который отвечает за соответствующую область деятельности. При этом снижается нагрузка на руководителей высшего уровня - им больше не приходится тратить время на принятие решений, находящихся в компетенции подчиненных. Что касается менеджеров среднего звена, то в условиях отсутствия излишнего вмешательства «сверху» они получают новые возможности для проявления инициативы и реализации своего потенциала.

Оценка деятельности. Показатели исполнения бюджета и могут служить одной из характеристик текущей позиции предприятия и качества бизнеса. Достижение запланированных показателей и отсутствие негативных отклонений факта от плана свидетельствуют о стабильности и устойчивости. Наоборот, существенные отклонения факта от плана говорят либо о несовершенстве системы планирования, либо о недостаточной предсказуемости самого бизнеса.

Оценка и переоценка тенденций. Как известно, построение бюджетов основывается на прогнозах, и прежде всего на прогнозе продаж. Поэтому корпоративный бюджет во многом отражает состояние «внешней среды», точнее - оценку ее динамики в будущем. Мониторинг исполнения бюджета и анализ отклонений может оказать неоценимую помощь в случаях, когда базовые ожидания, прогнозы и тренды требуют переосмысления. Это может произойти как из-за погрешностей в первоначальных прогнозах, так и при изменении внешних тенденций.

Взаимодействие  и мотивация персонала. Деятельность по формированию, корректировке, контролю и анализу бюджета предусматривает тесное общение сотрудников практически всех служб организации. Кроме того, бюджет должен оказывать мобилизующее воздействие и обеспечивать заинтересованность персонала в достижении запланированных показателей.

Контроль и  анализ. Регулярное сопоставление достигнутых результатов с запланированными дает возможность анализировать отклонения и своевременно принимать необходимые решения. Внешние условия могут изменяться, при этом в корпоративный бюджет также должны вноситься необходимые коррективы. Причем вариации внешней среды должны восприниматься системой бюджетирования отдельно от отклонений, возникших по причинам внутреннего характера.

1.4. Бюджетирование  и информационные системы

Функции бюджетирования весьма разнообразны и достаточно сложны, как с точки  зрения объема обработки информации, так и с точки зрения методологи. Сегодня мало у кого возникают сомнения в том, что эти функции могут быть обеспечены только при помощи современных информационных технологий. Но технология технологии - рознь, и вполне естественно, что разные «электронные» инструменты бюджетирования обеспечивают разный уровень качества информации.

Часто для целей бюджетирования используются обычные электронные таблицы. Это один из наиболее простых, доступных и популярных инструментов. Электронные таблицы незаменимы для малого бизнеса; они также могут принести пользу и на более крупных предприятиях, которые только начинают строить свою систему бюджетирования. Однако, по мере вовлечения в этот процесс все новых и новых подразделений, усложнения методологии и роста объема данных, электронные таблицы (как инструмент бюджетирования) быстро достигают предела своих функциональных возможностей. Кроме того, электронные таблицы не автоматизируют процесс взаимодействия различных подразделений при формировании бюджета, что увеличивает период подготовки планов (некоторые крупные компании начинают составление бюджета на следующий год уже в июле).

Еще одна категория систем, используемых для бюджетирования - корпоративные системы управления (ERP-системы). Такие системы называют транзакционными, поскольку их основное назначение - планирование, учет и обработка операций. В то же время даже сами разработчики ERP-систем признают, что их системы не обеспечивают выполнение абсолютно всех функций управления, поэтому для отдельных, более детальных и специфических задач (в том числе и для бюджетирования) рекомендуется использование специализированных программных продуктов, в качестве «надстройки» над корпоративной системой управления.

Функциональность специализированного  программного обеспечения позволяет  полностью преодолеть ограниченность корпоративных систем, поскольку оно изначально разрабатывалось для задач бюджетирования. Такой программный продукт содержит всю необходимую для бюджетирования функциональность, в том числе специальную. К специальным функциям программных продуктов бюджетирования, в частности, относятся: ведение аналитических направлений и классификаторов, описание финансовой структуры и принципов взаимодействия, расчет показателей деятельности, анализ отклонений и другие. Причем реальная работоспособность всех этих функций подтверждается опытом многочисленных предприятий - пользователей такой системы. Используя специализированную систему бюджетирования, финансовый менеджер может не опасаться того, что рано или поздно он столкнется с проблемами, решение которых система не сможет обеспечить.

Кроме того, специализированная система  бюджетирования довольно легко интегрируется  с другими системами управления, в том числе с системами класса ERP. Ведь именно ERP-система оперирует внутренними данными отделов и департаментов и, таким образом, выполняет роль поставщика информации для системы бюджетирования. Для обеспечения такой интеграции существуют разные способы. Например, помимо «традиционных» способов (импорт/экспорт через текстовые файлы, электронные таблицы, встроенный ODBC-драйвер), можно организовать «бесшовную» интеграцию с ERP-системами при помощи специального пакета (через специальные адаптеры).

Как показывает опыт ведущих международных  компаний, сочетание специализированной системы бюджетирования с корпоративной  системой класса ERP, является наилучшим решением, обеспечивающим весь комплекс функций бюджетирования, столь необходимых для полноценного управления современным предприятием.

1.5. Критерии  оценки систем бюджетирования

Представим собирательный образ  системы бюджетирования, содержащий большинство функций и свойств  различных систем. В сравнении  с ним можно объективно определить достоинства, недостатки и особенности систем бюджетирования, представленных сегодня на российском рынке. Итак, рассмотрим элементы технологии бюджетирования и подходы в их автоматизации с четырех позиций:

  • Состав и свойства информационных объектов системы бюджетирования.
  • Функциональность и алгоритмы системы бюджетирования.
  • Организация работы пользователей с системой.
  • Архитектура, платформа и средства интеграции.

1.5.1. Состав  и свойства информационных объектов

Первое, на что стоит обратить внимание при рассмотрении системы - это состав ее информационных объектов. Они характеризуют информационную мощность системы - определяют, какими понятиями и в какой степени детализации можно оперировать при выполнении работ по бюджетированию.

  1. Измерения бюджетных планов статей. Планирование и анализ бюджета - как правило, многомерная задача. Одни и те же цифры требуется рассматривать в разрезе организационно-штатной или финансовой структуры, в различных финансовых инструментах, в разрезе поставщиков, потребителей, продуктов и услуг. Все эти измерения бюджетных статей должны характеризоваться соответствующими справочниками. Как минимум, этих справочников в системе должно быть четыре:
    • Организационно-штатная и финансовая структура. Этот справочник обязательно должен быть иерархическим и допускать неограниченную вложенность уровней структуры.
    • Валюты, курсы.
    • Продукты, услуги, материальные ценности.
    • Клиенты, потребители и поставщики.
  2. Статьи бюджета в разрезе перечисленных выше справочников объединяются в планы статей по своему назначению. Их должно быть как минимум три: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, а также бюджет активов и пассивов (баланс). Но, как правило, для более полного учета специфики работы предприятия, реализации определенной методики бюджетирования и создания удобных в эксплуатации рабочих мест применяются исходные и производные планы:
    • бюджет продаж и бюджет закупок, в стоимостном и натуральном выражении, определяющие бюджет операционной деятельности (прямые доходы и расходы), бюджет размещения и привлечения ресурсов, бюджет по бизнес – направлениям, бюджет проектов - это далеко не полный список видов бюджетов, применяемых для построения бюджета доходов и расходов;
    • смета капитальных вложений, план резервов, определяющие косвенные расходы и другие виды расходов, необходимые для получения общей картины доходов и расходов и движения денежных средств;
    • бюджет движения финансовых ресурсов - специфичный для кредитных учреждений план, бюджет движения товаров, запасов, бюджет задолженности (БДДС в разрезе дебиторов и кредиторов), платежный календарь - средство контроля расходования средств;
    • а также: управленческий баланс, финансовый план и другие вспомогательные таблицы, облегчающие расчет финансовых результатов.

У бюджетных статей могут присутствовать следующие свойства:

    • Хранение значений во временных периодах - день, месяц, квартал, год - для обеспечения различных режимов планирования и учета (год по кварталам, квартал по месяцам и т. д.), а также для выполнения всестороннего анализа бюджета.
    • Неограниченная иерархия статей бюджета - для обеспечения процессов агрегации и «сверления» информации (drill down) при анализе структуры бюджета.
    • Собственное и консолидированное состояние, план, факт, отклонение - абсолютное и процентное.
    • Возможность учета значений статьи в разных валютах и натуральном измерении.
    • Дополнительная аналитика статей, необходимая для реализации таких возможностей, как, например, учет остатка невыполнения плана в условиях его перевыполнения внеплановыми операциями.
    • Проводки по бюджетным статьям, позволяющие документировать изменение значений статей.
  1. Первичная информация, используемая при расчете плановых и фактических значений бюджетных статей. Ее наличие в системе бюджетирования является признаком развитых систем. Она устраняет ограничения «табличного» представления информации о бюджете, реализованного только в виде планов статей. К первичной информации для бюджетирования относятся:
    • Бюджетные строки и бюджетные документы, заявки, сметы, контракты, договора, платежные документы и другие виды документов, на основании которых выполняется расчет значений статей.
    • Объекты поддержки финансовой логики: аналитические и синтетические бухгалтерские счета с проводками, счета управленческого учета, механизмы двойной записи, показатели, нормативы.

1.5.2. Функциональность  и алгоритмы системы бюджетирования

Алгоритмы системы бюджетирования - это интеллектуальные автоматические калькуляторы, которые обеспечивают расчет значений бюджетных статей. Чем больше в системе алгоритмов и процедур расчета, чем более они разнообразны - тем в большей степени удается достигнуть автоматизации процесса бюджетирования.

  1. Алгоритмы планирования различаются по своему назначению:
  • Расчет значений статей по временному горизонту планирования. Обеспечивает на основании значения статьи за один временной промежуток (например, квартал) рассчитать значения статьи за другие временные промежутки (например, месяц).
  • Расчет значений статей по центрам финансовой ответственности. При планировании «сверху – вниз» позволяет вычислять значение статьи для разных центров финансовой ответственности на основании целевого значения статьи.
  • Применение статистических методов расчета для отражения в бюджете логики объемных операций, учет сезонных колебаний. Применение шаблонов расчета статей и настроек в виде языка формул.
  • Расчет значений статей на основании значений других статей.
  • Расчет значений статей по бюджетным документам и другой первичной информации.
  • Обеспечение процесса планирования «от достигнутого» - перенос значений статей с предыдущего периода, как планового, так и фактического с использованием коэффициентов и без них.
  • Моделирование «что если». Пересчёт исходного распределения значений статей на основании изменения одного из запланированных показателей.
  • Реализация технологии «скользящего бюджета», когда временной горизонт плана, равный кварталу, ежемесячно переносится на один месяц вперед по окончании очередного отчетного периода.
  1. Алгоритмы учета исполнения бюджета.
    • Учет факта на основании данных бухучета. Это алгоритмы расчета значений статей на основании остатков, оборотов и проводок по счетам бухгалтерского учета. При этом применяются таблицы разноски по статьям и многие другие приемы, позволяющие получить в автоматическом режиме максимум информации для учета исполнения бюджета.
    • Расчет значений статей по данным внесистемного учета, по бюджетным документам и другой первичной информации. Он возможен только в системах с расширенным набором информационных объектов. Если сложности с получением первичной информации в системе бюджетирования решены, то алгоритмы расчета будут представлять собой набор специализированных процедур, ассоциированных с видами документов.

Информация о работе Бюджетирование на предприятии (на примере ООО «Знамя», Чувашская Республика)