Разработка бизнес-плана для строительной организации (на примере ООО «Капитал»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 14:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – разработка инвестиционного бизнес – плана строительства АЗК.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение бизнес – плана, определить его роль в современном предпринимательстве;
- провести типологию бизнес – планов, определить основные принципы и последовательность построения бизнес – плана;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы бизнес – планирования
1.1. Определение бизнес-плана и его роль в современном предпринимательстве……………………………………………………..…..6
1.2. Типология бизнес – планов……………………………………………..18

Глава 2. Методические основы подготовки бизнес – плана
2.1. Организация процесса бизнес – планирования…………………………..29
2.2 Структура и содержание разделов бизнес – плана……………………..39
Глава 3. Разработка бизнес- плана (на примере ООО «Капитал»)………...51
Заключение……………………………………………………………………77
Литература…………………………………………………………………….82
Приложения………………………………………

Файлы: 1 файл

дипломная по бизнес-планированию.doc

— 534.50 Кб (Скачать)

При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков.

Потребность в подготовке бизнес-плана возникает при решении таких актуальных задач деятельности предпринимательства:

- подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов;

- открытие нового дела и определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;

- перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых направлений и способов осуществления ее деятельности;

- получение государственных и муниципальных дотаций;

- выход фирмы на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

В сегодняшней экономической ситуации в России наиболее привлекательными являются проекты создания бизнес-линий (продукция, работы, услуги, технические решения) как совокупности прав собственности, конкурентных преимуществ и долгосрочных привилегий, объединяющих все виды преимуществ, от закупки сырья и найма работников до сбыта продукции [10,35].

Широко применяются также специальные бизнес-планы финансово-экономического характера:

- составление процентов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций);

- обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;

- выкуп акций (паев) в закрытых компаниях типа ООО и ЗАО или пая в товариществах при выходе из состава одного из акционеров (учредителей, пайщиков);

- подготовка к продаже приватизируемых предприятий;

- обоснование вариантов санации предприятий-банкротов;

- подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс.

Заказчиком бизнес-плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес-плане.

При этом заказчик должен опираться на предварительный пакет документов, определяющих направления, условия и ограничения при формировании концепции проект­ного предложения. Исходная информация, предоставляемая заказчиком на разработку бизнес-плана, может включать:

•     материалы и документы юридического и организаци­онно-рекомендательного плана;

•     решения и распоряжения правительства РФ и региона;

•     имеющиеся научно-исследовательские и проектные данные, отражающие концепцию проекта;

•     протоколы о намерениях, определяющие позиции и интересы сторон;

•     материалы совещаний;

•     положения конкурсных комиссий, отражающие соображения социального и экологического характера и подлежащие учету при разработке и реализации проекта, и др.

Разработчиками бизнес-плана являются: фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости по согласованию с заказчиком привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с привлечением экспертов и консультантов, но с обязательным участием руководителей предприятия.

Многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если бизнес-план был подготовлен консультантами со стороны, а руководитель предприятия не принимал личного участия в его разработке. Руководитель предприятия, включаясь в работу по подготовке бизнес-плана лично, как бы

моделирует свою будущую деятельность, проверяя целесообразность и обоснованность инвестиционного замысла [36,41,44].

В соответствии с заключенным соглашением (договором, контрактом) на составление бизнес-плана разработчик может принимать участие:

•    в практической реализации программы бизнес-плана;

•    в рассмотрении его на конкурсной основе;

•    в подготовке заявки.

С целью объективной оценки подготовленного бизнес-плана проводится его

При разработке бизнес-плана подлежат взаимному учету и увязке интересов и условий заинтересованных сторон:

•    заказчика (клиента) бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный капитал путем акционирования, займа, выпуска облигаций и т. п.;

•    муниципальных органов, определяющих потребности и приоритеты развития, формирующих проектное задание, рассматривающих заявки и оформляющих соответствующие документы, планирующих налоговые поступления в бюджет, участвующих в надзоре за внедрением;

•    подрядных (проектных) фирм, детализирующих концепции бизнес-плана, осуществляющих технические изыскания, проектирование, составление сметной до­кументации, авторский надзор;

•    потребителя, использующего продукцию или услуги.

              В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему).

Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рисунке 1.

В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический бизнес-план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии.

К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отнести:

•     специфику вида предпринимательской деятельности;

•     размеры предприятия;

•     цель составления бизнес-плана;

•     общую стратегию предприятия;

•     перспективы роста создаваемого предприятия;

•     размер предполагаемого рынка сбыта;

•     наличие конкурентов.

 

Рис. 1. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса

Например, предполагается создать предприятие по производству ПЭВМ. В этом случае бизнес - план должен быть подробным, т. к. это диктуется мощностью самого продукта и рынка сбыта ПЭВМ. Если же речь идет о розничной продаже видеокассет, то бизнес - план может быть простым. Очевидно, что чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка разделов плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему.

В зависимости от цели составления бизнес - плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнеров, контрактов с персоналом фирмы) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана [2,4] .

На предприятии разрабатываются два варианта бизнес-плана: официальный и рабочий бизнес-план. Бизнес-план — официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу и т. д. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологи­ях, оборудовании и т. п. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана, потому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана — официальный и рабочий бизнес-план. В рабочий бизнес-план включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описаний формулирования своих идей до расчетов, оформленных в таблицах про­извольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта бизнес – плана.

Не существует жеcткой регламентированной формы и структуры бизнес - план. Несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структуры бизнес - планов, состав и содержание их основных разделов остается практически неизменным. Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта бизнес - планирования, а также опыт практической работы в области планирования бизнеса позволили предложить оптимальную, с нашей точки зрения, структуру бизнес-плана предприятия:

1)  Концепция бизнеса (резюме).

2)  Описание предприятия и отрасли.

3)  Характеристика услуг и продукции.

4)  Исследование и анализ рынка сбыта.

5)  Конкуренция и конкурентное преимущество.

6)  План маркетинга.

7)  План производства.

8)  Организационный план.

9)  Финансовый план.

10) Финансовая стратегия.

11) Потенциальные риски.

Однако, отметим, что данную структуру не рассматривают как нечто застывшее, она может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса. Последовательность разработки бизнес - плана показана на рисунке 2.

Особую структуру и логику изложения имеет бизнес-план финансового оздоровления предприятия, который является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит для:

•     выработки стратегии выживания предприятия;

•     составления плана проведения реорганизационных процедур;

•     организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;

•     обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.

Структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия включает следующие разделы:

•     общая характеристика предприятия;

•     краткие сведения по плану финансового оздоровления;

•     анализ финансового состояния предприятия;

•     мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности;

•   рынок и конкуренция;

•   деятельность в сфере маркетинга предприятия;

•   план производства;

•   финансовый план.

Последовательность выполнения работ

Раздел бизнес-плана

 

Возможность

выполнения расчетов с помощью компьютер­ной программы Project Expert

документов:

1. Сбор и анализ информа­ции о продукции, услуге

Раздел 3. Характе­ристика услуг и продукции

2. Сбор и анализ информа­ции о рынке сбыта

Раздел 4. Исследова­ние и анализ рынка сбыта

3. Анализ состояния конку­ренции на рынке сбыта

Раздел 5. Конкурен­ция и конкурентное преимущество

 

4. Анализ состояния и воз­можностей предприятия и перспективности отрасли

Раздел 2. Описание предприятия и от­расли

 

 

 

помесячно:

-       отчет о при­былях и убытках;

-       отчет о движе­нии денежных средств;

-       прогнозный баланс;

-       начисленные налоги;

-       финансовые результаты

5. Разработка стратегии мар­кетинга, товарной, цено­вой, сбытовой и коммуни­кативной политики

Раздел 6. План мар­кетинга

6. Определение потребности и путей обеспечения площа­дями, оборудованием, кад­рами и другими ресурсами

Раздел 7. Производственный план

7. Расчет потребного капита­ла, определение затрат, ана­лиз и планирование основ­ных финансовых показателей

Раздел 9. Финансо­вый план

 

 

 

-    срок окупае­мости;

-    индекс доход­ности;

-    внутренняя норма рентабельности;

-    чистый дисконтированный доход

8. Определение источников финансирования, направ­ленности и масштабности проекта, расчет эффектив­ности

Раздел 10. Финансо­вая стратегия

9. Разработка организацион­ной структуры, правового обеспечения и графика реа­лизации проекта

Раздел 8. Организа­ционный план

 

 

 

Анализ чувствительности проекта

10. Решение вопроса рисков и гарантий

Раздел 11. Потенци­альные риски

11. Составление краткого содержания проекта

Раздел 1. Резюме

 

 

12. Составление аннотации на проект

Аннотация

 

13. Оформление титульного листа

Титульный лист

 

 

Рис. 2. Последовательность разработки бизнес-плана

 

             

              В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством составления бизнес-плана становится крайне актуальным. Западные инвесторы опасаются иметь дело с российскими предпринимателями. И не только из-за отсутствия гарантий, нестабильности экономической и политической ситуации в стране, как это принято считать, но и из-за непрофессионально, неубедительно разработанных документов, в частности бизнес-планов[13,17] .

Перечислим ряд общих требований, которые необходимо учитывать при подготовке бизнес - плана:

• бизнес-план — это первое, что узнает о фирме потенциальный инвестор, поэтому необходимо, чтобы оформление бизнес-плана соответствовало имиджу преуспевающей фирмы: оно должно быть привлекательным, но неброским;

•   степень детализации должна соответствовать целям плана, но не включать ничего лишнего: четкая структура материала и его наглядность, краткость. Зарубежная практика показывает, что оптимальным (стандартным) является объем бизнес - плана 40 страниц. Тем не менее, в ряде случаев требуются более детальные бизнес-планы объемом до 70—80 страниц. Если для обеспечения полноты и конкретности изложения необходимого материала в бизнес-плане требуется меньший объем, то число страниц бизнес-плана может быть снижено до 30 и менее страниц;

• в бизнес-план не должна включаться второстепенная и справочная информация. Ее лучше вынести в приложения. Как правило, инвесторы запрашивают дополнительную информацию, и наличие приложений увеличивает гибкость проекта. Объем приложений не ограничивается;

• стиль изложения: простота изложения и отсутствие языкового и терминологического барьеров, т. е. доступность в изучении и понимании. Бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам, и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнеров. Следует обратить внимание на двойственный характер бизнес-плана. С одной стороны, это серьезный аналитический документ, а с другой — средство рекламы;

• при составлении бизнес-плана необходимо также помнить, что информация, представленная в нем, должна быть емкой, четкой и в то же время краткой. В связи с этим рекомендуется использование метода свертывания информации: ее классифицируют по определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) или графической. форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а значит, и результативнее;

Информация о работе Разработка бизнес-плана для строительной организации (на примере ООО «Капитал»)