Потребительское кредитование: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 11:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – рассмотреть пути совершенствования такого вида банковских услуг, как потребительское кредитование, проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские банки в сфере потребительского кредитования, дать сравнительную характеристику потребительского кредитования по различным признакам на примере некоторых российских банков, кроме этого проанализировать потребительское кредитование в зарубежных странах.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..стр.3

Глава 1. Теоретические и правовые основы потребительского кредита
1.1 История возникновения потребительского кредита …………….стр.7
1.2 Сущность потребительского кредита и его роль в экономике, основные формы и виды………………………………………….стр.11
1.3 Риски потребительского кредитования ....................................... стр.22
1.4 Правовое регулирование потребительского кредитования .......стр.31
Глава 2. Практика потребительского кредитования в России
2.1 Современное состояние, проблемы и перспективы развития ...стр.50
2.2 Потребительское кредитование в российских коммерческих банках (сравнительная характеристика) …………………………………..............стр. 74
Глава 3. Опыт потребительского кредитования в зарубежных странах
3.1 Потребительское кредитование Западной Европы и США ………..……………………………………………………………………….стр.90
3.2 Рынок потребительского кредитования в странах Востока…....стр.98
Заключение………………………………………………………………....стр.105
Список использованной литературы ……………………………………

Файлы: 1 файл

Потребительское кредитование проблемы и перспективы.doc

— 540.00 Кб (Скачать)

Соответственно можно сделать вывод, что кредитование населения в развитых зарубежных странах носит развитый и массовый  порядок – более 50% всех кредитов. И по срокам от  одного года до тридцати лет. По суммам не ограничено в зависимости от платежеспособности клиента.

 

3.2. Рынок потребительского кредитования  в странах Востока.

В последние годы коммерческие банки признали факт, который розничные компании в развивающихся странах признали уже давно, а именно то, что потребительское кредитование является крайне прибыльным направлением бизнеса даже в условиях, когда потребители беднеют и близки к банкротству. Дело в том, что предоставление небольших сумм большому количеству заемщиков приносит прогнозируемый уровень прибыли. С другой стороны, предоставление больших сумм ограниченному числу юридических лиц представляется достаточно рискованным. Таким образом, банки развивающихся стран,  провели значительную работу по развитию направления потребительского кредитования. Помимо ипотечных кредитов, банки выдают кредиты для оплаты крупных приобретений (автомобилей, мебели), а также выпускают кредитные карты.

В последующие годы рынок потребительского кредитования в развивающихся странах вырастет. Доступность кредитов будет стимулировать расходы и, возможно, приведет к снижению уровня личных сбережений и росту долговых обязательств населения[57].

В последние годы финансовый климат стран Юго-Восточной Азии претерпевает существенные изменения. Наряду с увеличивающейся урбанизацией (число жителей азиатских городов растет ускоряющимися темпами) значительные изменения претерпевает и исторически сложившаяся традиционная склонность населения к экономии и умеренности в потреблении. Азиатский человек становится потребителем, более того, потребителем активным, внезапно почувствовавшим вкус совершения крупных и дорогих покупок.

В последнем полугодовом пресс-релизе Мирового Банка, посвященного обзору азиатских экономик, было отмечено, что одной из положительных набирающей обороты тенденций в странах Юго-Восточной Азии является стремительный рост потребительского спроса, подстегиваемого существующими низкими процентными ставками. Покупки в кредит становятся все более популярными, растет количество финансовых институтов, готовых предоставлять населению услуги подобного рода. Руководство подразделения кредитного бюро Experian в Тихоокеанском регионе Азии описывает происходящее явление следующим образом: "Происходят стремительные сдвиги в покупательских привычках населения. Потребители почувствовали преимущество такого рода покупок - широкий выбор товаров, предоставляемых в кредит, и низкие цены стимулируют спрос на кредитные услуги финансовых организаций"[58].

Активный спрос на услуги кредитования - это, несомненно, позитивное явление, но есть несколько проблем.

Здесь существуют серьезные риски. В силу объективных причин, азиатские потребители имеют гораздо меньше кредитного опыта, чем их американские и европейские собратья, к тому же проблема усугубляется тем, что местные кредитные рынки недостаточно развиты и в силу этого не способны оградить заемщиков от принятия ими на себя повышенных рисков.

Так, главным поводом для беспокойства, является то, что для потребителя практически нет ограничений и препятствий к количеству открываемых кредитов, так как банки по существу предоставляют их "вслепую". В долгосрочном периоде это может оказаться крупной проблемой. Азия уже имеет примеры подобных последствий - это Гонконг и Южная Корея. Оба этих рынка, по словам эксперта консалтинговой фирмы "McKinsey & Company", понесли значительные убытки от сравнительно небольшого числа своих клиентов.

Хотя большинство людей, открывающих кредитные линии, выполняют свои обязательства, определенная доля покупателей не может соразмерить запросы и свои финансовые возможности в набирающем обороты потребительском буме. Так, в Гонконге каждый такой заемщик имел в среднем по 14 различных кредитных линий с общим размером кредита в $75000[59]. Потери по непогашенным кредитам на азиатских рынках быстро поднялись до рамок стран Запада. Согласно статистическим данным, в США несостоятельным оказывается каждый восьмой из тысячи человек. Подобное состояние дел уже сегодня наблюдается в Гонконге, два года тому назад имевшему показатель 1:1000, и в Южной Корее, даже за более короткий период времени сумевшей превзойти американские показатели.

Положение в Китае наглядно может продемонстрировать диаграмма (источник IBM ), из которой следует, что за 4 года размер непогашенных кредитов увеличился почти в 28 раз и достиг 85 млрд долл. США[60] .

 

Однако кредитные учреждения США и Европы имеют возможность предупредить выдачу кредита потенциально опасным заемщикам посредством существующей там практики кредитных бюро, которое собирает как "негативную" информацию типа просроченных платежей и дефолтов частных заемщиков, так и "положительную" - такую как состояние и количество текущих кредитных линий и установленных на клиента лимитов. Например, когда заемщик обращается за очередной кредитной линией, банк получает из кредитного бюро информацию по количеству открытых им кредитных линий - и если у заемщика уже есть шесть текущих кредитных линий, то банк может отказать в выдаче очередного кредита (подробно о деятельности кредитных бюро в зарубежных странах рассказано в третьем параграфе данной главы).

Набирающие объемы Азиатские кредитные рынки значительно уступают своим западным "коллегам" в обмене кредитной информацией, сообщают Experian. В таких странах как Таиланд или Индия, обмен кредитными данными находится на весьма низком по сравнению с Западом уровне. Некоторое исключение составляют лишь Япония и Тайвань, и пожалуй, еще наученные горьким опытом Южная Корея и Гонгконг, в последнее время начавшие в спешном порядке изменять существующее положение дел.

В таких условиях, когда рыночная структура несовершенна, возрастает роль внедрения и использования передовых методологий оценки кредитного риска и систем сбора информации. Experian отмечает, что, хотя основным источником риска и остается недостаток кредитной информации, это не значит, что банкам не нужно улучшать свои методы управления риском. Даже у крупных иностранных банков, где культура риск-менеджмента находится на достаточно высоком уровне, возникают проблемы, когда они попадают в подобный информационный вакуум. Одним из примеров может служить Гонгконг, где иностранные игроки испытывают такие же потери, как и местные банки. Однако методы риск-менеджмента, позволяющие работать в условиях недостатка информации, существуют.

Еще одной проблемой является то, что для азиатских банков характерно стремление к умалчиванию истинных масштабов понесенных потерь в результате непогашенных кредитов. Это было ярко продемонстрировано даже таким развитым представителем региона, как Япония. Имеющиеся пробелы в области представления информации по реальным убыткам приводят к проблемам в разработки методологий оценки рисков. Помимо неопределенности с информацией о заемщике добавляется неопределенность в оценке фактических потерь. На презентации, проведенной в этом году аналитиками Merrill Lynch, сравнивались «официальные» данные по непогашенным кредитам с количеством непогашенных кредитов, выявленных Moody's Investor Services. Так, по данным банков Индонезии непогашенные кредиты составляли лишь 2% от общей стоимости их портфелей, тогда как Moody's оценил данный уровень в 65% (!). Для Южной Кореи соответствующий баланс был - 3% и 40%; для Тайваня - 2% и 20%. Даже для Таиланда, банки которого оказались наиболее пессимистичны в своих оценках - 14% непогашенных кредитов, оценка Moody's составила 65%[61].

Большинство объемов этих непогашенных займов остается в корпоративном секторе, переживающем последствия Азиатского финансового кризиса и защищенного государственной поддержкой различного рода. И вот здесь эксперты задают себе вопрос, как на экономиках этих стран отразится дополнительное бремя в виде раздувающегося пузыря потребительских кредитов, оценка качества которых продолжает находиться вне существующих пределов возможностей кредитных организаций.

Анализ международного опыта потребительского  кредитования показывает, что оно давно стало неотъемлемой частью повседневной жизни практически для всех слоев населения; кроме того,  в развитых странах уже давно существует институт потребительского кредитования, совершенствовавшийся на протяжении длительного времени и закрепленный в законах разных лет.  Для заемщиков потребительский кредит не является чем-то новым,как в России, скорее нормой их жизни, а четко отрегулированные в праве процедура кредитования, а также  правовые средства защиты заемщиков позволяют последним  довольно часто с уверенностью прибегать к  данной услуге банков. Со своей стороны коммерческие банки также защищены от неправомерных действий и недобросовестности заемщиков развитой системой кредитных бюро.  Доверие заемщика и банка друг к другу основано на совершенной законодательной основе западных стран.

В восточных странах потребительское кредитование только входит в жизнь населения, рынок потребительского кредитования только развивается, покупки в кредит становятся очень популярными и растет  потребительский спрос. Но еще нет отрегулированной правовой базы, на основе которой можно было бы построить доверительные отношения между коммерческими банками и их клиентами, а значит,  нет достаточной защиты населения от принятых ими на себя повышенных рисков. Коммерческие банки несут потери по непогашенным кредитам также еще и из-за низкого уровня обмена кредитными данными. Но все проблемы, с которыми сталкивается данный  рынок  потребительских кредитов, решаемы, хотя на это требуется время. Коммерческие банки развивающихся стран используют мировой банковский опыт, учитывая собственную специфику развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе исследования были проанализированы и систематизированы имеющиеся данные, относящиеся к тематике российского и зарубежного потребительского кредитования. И в заключении подведем итоги данной работы на основании всего вышесказанного.

Понятие потребительского кредита существовало еще в IV веке до нашей эры, но назначение кредита в то время отличалось от современного: кредиты брались из нужды, а не для получения дополнительной прибыли.

Потребительский кредит (англ. consumer credit, purchase loan) – форма кредита, предоставляемого населению предприятиями торговли и сферы услуг при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа.

Субъектами потребительского  кредита являются заемщики- физические лица, берущие взаймы, и кредиторы – коммерческие банки и специальные учреждения потребительского кредита, магазины , сберкассы.

Роль потребительского кредита заключается в том, что он стимулирует эффективность труда, уменьшает текучесть кадров.

Кредитные операции - самая доходная статья коммерческого банка, и  в каждой кредитной сделке для банка существует кредитный риск – риск  невозврата ссуженной стоимости  и процентов по ней заемщиком.  Поэтому для банка важна становится разработка комплекса мероприятий по снижению риска кредитных операций и управление кредитным риском.

Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных ошибочными действиями самого банка) факторов. И управление кредитным риском включает в себя учет этих факторов и разработка мероприятий по снижению риска.

В качестве одного такого мероприятия может выступать оценка кредитоспособности потенциального заемщика. И моделью определения кредитного риска является скоринг, статистическая модель, с помощью которой, на основании анализа состоявшихся ранее кредитных "экспериментов", формируется один или несколько пороговых числовых уровней, с помощью которых потенциальные заемщики делятся на два или несколько классов (рейтингов).

Отличительная черта скорингового метода состоит в том, что он должен применяться не по шаблону, а разрабатываться самостоятельно каждым банком исходя из особенностей, присущих ему и его клиентуре, учитывать традиции страны, изменения социально-экономических условий, влияющих на поведение людей.

В зарубежных странах скоринг с успехом  применяется уже давно. Это целая продуманная система, которую разрабатывает для себя каждый банк, исходя их своих особенностей.

В России внедрение скоринга только в начальной стадии и должно осуществляться постепенно.

Для начала можно сделать автоматизированную систему предварительной оценки заемщиков, которая будет автоматически отсеивать заведомо «плохие» риски, а на рассмотрение кредитного комитета предлагать риски «хорошие» и «пограничные». Но, даже не вводя автоматизацию, можно оценить связь отдельных характеристик клиента с вероятностью дефолта как для физических, так и для юридических лиц – знание таких характеристик может послужить существенной поддержкой кредитным инспекторам.

Важным моментом является не перенимать вслепую скоринговую  модель  какого-либо зарубежного банка, а учесть национальные особенности, экономическую ситуацию в России и в банке, для которого создается система скоринговой оценки.

Информация о работе Потребительское кредитование: проблемы и перспективы